Развитие мышления детей дошкольного возраста.
консультация

Медведева Ольга Николаевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления детей дошкольного возраста.

Умственное развитие дошкольников представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно- образного и логического.

      Одна из наиболее ранних форм мышления  наглядно - действенное  возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно - действенное мышление развёртывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребёнок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

      Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является

Наглядно - образного мышления, когда ребёнок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребёнком к оригиналу, что создаёт предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж.Пиаже, А.Валлон, А.В.Запорожец и другие), рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводят действия взрослого, ребёнок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.

      Наконец, формой интеллектуальной деятельности ребёнка является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризует тем, что здесь ребёнок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

     Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учёта и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребёнок должен представлять предшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребёнком общего смыслового контекста и от прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребёнка предполагает наличие образного плана и опирается на него.

    Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребёнка, которые представляет собой единство наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребёнком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведёт к перестройке как самих действий, так и представлений ребёнка об объекте. В данной деятельности чётко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребёнком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные преобразования.

    Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребёнка). Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования даёт ребёнку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

    В процессе экспериментирования у ребёнка возникают новые, неясные знания. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определённым), но и в обратном направлении – от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть ещё неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

    Роль взрослого в этом процессе сводиться к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребёнка и способствующие детскому экспериментированию.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...

Статья "Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Данная статья подскажет вам, как с помощью нетрадиционных техник рисования развивать мышление у дошкольников....

Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Развитие мышления детей методом нетрадиционного рисования...