Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"
план-конспект занятия (средняя группа)
Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад комбинированного вида «Золушка»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Мастер класс для педагогов
«Экологические игры для дошкольников
Подготовила: Подберезко Т.В.
рп. Чамзинка
2022 г
Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.
Задачи:
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.
Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.
Релаксационная минутка.
Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те, у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те, у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех, у кого плохое настроение и сказали: "Я дарю тебе свое хорошее настроение"
Я мастер-класс сегодня покажу
И про свою работу расскажу.
Вводная часть.
Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка:
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Это и обусловило выбор моей темы по самообразованию:
«Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста». Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра имеет две цели. Одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений в разных образовательных областях.
Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.
Дидактическая игра «Собери дерево»
Цель: формирование способности составлять целое из частей. Уточнить представления детей о частях дерева, их функциях.
Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того , как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление способности соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).
Правила игры: На столе лежат картинки с изображение ели, сосны, дуба, каштана. И коробка, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.
«Экологическая разминка» с педагогами:
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Самая высокая трава? (бамбук)
Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Проверить, правильно ли справились с заданием.
Дидактическая игра «Где какая птица находится»
Цель: формировать способность узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать способности ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на «прилетевших» птиц и назвать, которые находятся слева от снегиря; между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.
Блиц – конкурс с коллегами.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Физ. минутка "Звери шли на водопой" (изображаем животных)
Как –то днем лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисенок
За мамой ежихой катился ежонок
За мамой медведицей шел медвежонок
За мамою белкой скакали бельчата
За мамой зайчихой прыгал зайчонок.
Волчиха вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование способности детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных и два игровых поля с изображением леса и деревни.
Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.). Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у детей большой и маленький, домашние и дикие животные.
«Умный птицелов»
Цель: научить экологической игре
Задачи: закрепить название птиц, места обитания животных; развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь; воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к животным.
Ход игры: В начале игры выбирается ведущий птицелов, остальные дети птицы - игроки договариваются, какими птицами они будут называться. Далее птицы летают. По команде « Птицелов!», птицы стараются увернуться от ловишки – птицелова, но если птицелов поймал, то он пытается угадать название, пойманной птицы, задавать наводящие вопросы (перелётная или зимующая, какого семейства, лесная или городская, водоплавающая и т. д.). Одна пойманная птица, один вопрос, если не угадал, то он отпускает птицу, если угадал, то птица становиться птицеловом, а дети придумывают другое название птиц.
Рефлексия "Все у меня в руках!"
На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.
Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
Заключение.
- Уважаемые коллеги! Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов "Игра-средство развития творческой личности дошкольников"
мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс "Музыкально-дидактическая игра - как важный фактор развития у дошкольников любознательности, инициативности, творчества"
На данном мастер-классе автор предлагает музыкально-дидактические игры, которые можно применять для творческого развития дошкольников, в том числе ограниченных возможностей....
Мастер-класс для педагогов: «Игра-эксперимент – как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников».
Материал позволяет повысить педагогический уровень воспитателя....
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»
Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...