Пальчиковые игры
картотека

Цуканова Ирина Владимировна
Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад ЦРР- №23 «Ромашка»

 Городского округа Ступино Московской области

Московская обл., г. Ступино, улица Андропова, вл. 95, тел. 64-2-30-60

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры - как средство  развития  речи  и  познавательных   процессов  у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Цуканова Ирина Владимировна

г.Ступино 2022 г.

   «Пальчиковые игры - как средство  развития  речи  и  познавательных   процессов  у детей дошкольного возраста»

                        (консультация  для  педагогов)

         Я думаю, что данная тема считается одной из актуальных в процессе подготовки детей к школе. Итак, почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

     Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в  работе с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Поэтому, я думаю вы со мной согласитесь, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее», поэтому развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста. Существует много методов, но подробно я хочу остановиться на пальчиковых играх.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

 Виды пальчиковых игр:

•        пальчиковые игры с предметами;

•        активные игры со стихотворным сопровождением;

•        игры манипуляции;

•        пальчиковые игры на основе сказок;

•        пальчиковые кинезиологические игры;

•        пальчиковые игры с элементами массажа;

•        пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

•        пальцевые узоры.

 Сейчас, я остановлюсь на каждом из них.

   Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.  Вот одна из этих игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

      Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Стало солнце пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

            Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5!

Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры.

Этот пальчик-дедушка,

            Этот пальчик-бабушка,

            Этот пальчик-папочка,

            Этот пальчик-мамочка,

            Этот пальчик я -

             Вот и вся моя семья!

Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

*ухо-нос (по очереди менять руки)

* живот-голова

*ладонь-пальцы

Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки, трубочки).

Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде».

 Следующий вид- игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер), необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья), а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры -линии периодически меняются путем замены листов.

И завершить свое выступление я хотела бы такими словами:

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Удачи всем, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...