Музыкально - литературная композиция "На Прохоровском поле тишина"
методическая разработка (подготовительная группа)
Курская битва - один из величайших этапов на пути к победе в ВОВ. В данном материале рассказывается о самом сражении, и о том, как благодарная Белгородчина свято чтит память о погибших защитниках Отечества.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – литературная композиция
«На Прохоровском поле тишина»»
Пояснительная записка
Здесь каждая ложбинка дорога,
Здесь каждый холм от славы неотъемлем,
Здесь пролегала Курская дуга,
Навек в боях прославив эту землю.
Р.Золоческий
Война и мир… Мир и война… В наше неспокойное время эти слова всё чаще заставляют задуматься о их значении.
Без любви к Родине, к её прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. С самого раннего возраста необходимо формировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России. Это чувство патриотизма закладывается с детства и знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям.
Курская битва – один из величайших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне. Самое крупное танковое сражение в истории, в нём участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. В представленном материале рассказывается о самом сражении, и о том, как благодарная Белгородчина свято чтит память о погибших защитниках Отечества.
Цель: Познакомить дошкольников с важнейшей датой Великой Отечественной войны 12 июля 1943года - танковым сражением на Курской дуге под Прохоровкой.
.Задачи:
Образовательные:
- формировать первоначальные знания дошкольников о танковом сражении на Курской дуге под Прохоровкой;
Развивающие:
- развивать музыкальную память, навыки устной речи.
Воспитательные:
-обеспечить нравственно – патриотического воспитание дошкольников посредством включения в воспитательный процесс примеров из документальных источников, художественной литературы.
- воспитывать уважение к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Область применения: данная разработка может быть полезна педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
Форма реализации: музыкально – литературная композиция.
Методы: Наглядный, игровой и в сочетании словестный.
Возраст воспитанников: 6-7лет
Ожидаемые результаты: усвоение знаний воспитанников о великом подвиге советского народа в переломном танковом сражении «Курской битвы» на Белгородской земле;
проявление гордости за героическое прошлое своей Родины.
Во время проведения мероприятия используется презентация (Приложение №1)
Содержательная часть
Звучит песня «Защитники Отечества» (музыка И и Н. Нужины, слова Е. Шакирьянва, В. Ковтун) дети входят в зал, выполняют перестроения с флажками и садятся на места.
Ведущий: Дорогие ребята, вы родились на мирной земле. Для вас война - история. Кто может ответить когда началась Великая Отечественная война? (22июня 1941 года).
Память о войне - это, прежде всего - память о людях, память о легендарном подвиге великого советского народа в ВОВ и победе над фашистскими захватчиками - навсегда останется в наших сердцах.
1ребёнок Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Ведущий: Мы живём на Белгородской героической земле. Белгород - город первого салюта. С чем это связано?...
Сегодня мы с вами совершим экскурсию и поговорим о величайшем танковом сражении Великой Отечественной войны на Курской дуге, проходившая С 5 июля по 23 августа 1943года. (Слайд №2)
Наши войска оттеснили немцев к Курску. Здесь, на линии фронта, образовался выступ вглубь обороны противника. Этот выступ получил название Курская дуга. Ребята, а как вы думаете почему этот выступ так стали называть? (Если внимательно взглянуть на линию фронта, где шли бои, то мы увидим, что она была похожа на дугу). (Слайд№3)
12 июля 1943 года на ржаном Прохоровском поле под Белгородом произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение.
2 Ребёнок: И дрогнул воздух… Рёв моторов и выстрелов раздавались над полем. Люди горели в танках, подрывались на минах. ( Слайд №4)
3 Ребёнок: Немцы планировали окружить советские части и разгромить их. Семь недель длилась эта битва, фашисты сосредоточили на Прохоровском поле огромное количество танков и самолётов. Благодаря героизму советских солдат немецкое наступление было остановлено. Битва закончилась полной победой нашей армии. (Слайд №5)
Ведущий Ребята, а вы, знаете, что в исторических традициях русского народа важные события отражались в музыке, песнях.
Взрослые исполняют песню «На Прохоровском поле» (муз. А. Курдова, слова С. Бобрышева.)
4 Ребёнок Высоко над Прохоровским полем
Пролетают, плача, журавли.
Нет святей и неизбывней горя
Памяти у матери Земли.
Звучит песня «Журавли» муз. Я. Френкеля сл. Р. Гамзатова и девочки исполняют «Танец с белыми шарфами».
Выходят трое мальчиков, одетых в форму танкистов, и садятся возле имитированного костра.
5 ребенок: Давайте вспомним о былом
О том, как мины грохотали,
Как танки рвались напролом,
Как смерть друзей и боль познали.
6 ребенок: Тот день-жестокий из боев
Судьба Отчизны там решалась.
Мы рвались в бой, без лишних слов
Отбросив страхи и усталость.
7 ребенок: Мы за победу, за мечту
За жизнь, за Родину сражались.
За тех, кто верил в доброту
За тех, чьи души там остались.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что помогало бойцам в годы войны не пасть духом? Что их подбадривало? (Ответы детей). Конечно, военные песни.
Звучит песня «Три танкиста» (Музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина) в исполнении взрослых.
Ведущий: Для танкиста скорость и быстрота реакции играют наиважнейшую роль. Давайте посмотрим на сколько быстро вы сможете собрать картинку танка.
Игра «Собери танк»
Ведущий: Нужно разделиться на две команды. Перед вами стоят два стола. На одном столе лежит картинка с изображением танка, разрезанная на части. По сигналу первый участник бежит, берет одну часть картинку и несет на другой стол. Затем второй участник бежит и берет еще одну часть картинки. Как только все части картинки будут перенесены, задача команды - как можно быстрее, собрать танк. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.
Ведущий: Молодцы, все справились с заданием. Ребята, хотите побыть разведчиками? (Ответы детей).
Ведущий: Давайте поиграем еще в одну игру.
Игра «Доставь письмо в штаб»
Ведущий: Нам нужно четыре человека. Двум ребятам вручаются конверты с печатями. В конце зала стоят два командира. Чтобы донести послание, вы должны преодолеть препятствия: перепрыгнуть ров (через две параллельно положенные веревки); пройти ущелье (пролезть под дугой); пройти по узкому мостику, не замочив ноги (следы, перекладывая их впереди себя). Игра проводиться 2-3- раза.
Ведущий: Пройти тяжелые годы Великой Отечественной войны могли только смелые, волевые, отважные и смекалистые люди.
Слова “Прохоровка”, “Прохоровское поле” они стали дороги и священны для многих людей. В честь победы на Курской дуге установлено много памятников, их именами названы улицы и проспекты, написаны стихи и песни, открыты музеи.
Это - Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», который был открыт в 1995году. Здесь был воздвигнут Памятник Победы – звонница. Слайд №6
Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших. Неподалеко от звонницы расположен музей «Трёх ратное поле России». Слайд №7 В его коллекции находятся солдатские письма, документы, фотографии и личные вещи бойцов. В музее заповеднике находятся танкодром – открытая площадка для демонстрации военных машин.
Музей – диорама Огненная Дуга» Слайд №8
Храм Святых Апостолов Петра и Павла - духовная святыня России Храм вознёсся в небо на 58 метров. Он напоминает зажжённую свечу. Белый цвет олицетворяет чистоту и благородство душ воинов, отдавших жизни в боях за Родину. Слайд №9
Ведущий: Ребята, почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь минутой молчания. Прошу всех встать. Минута молчания.
Слайд №10 Звучит фонограмма «Мелодии памяти» и дети читают стихи.
«Никто не забыт» (А. Шамарин)
8 ребёнок: «Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
9 ребёнок: Все дальше от нас грозовые военные годы,
Сегодня они – в обелисках и звонких строках.
На все времена героический подвиг народа
Останется жить в благодарных и честных сердцах!
Песня «Вечный огонь» сл. Д. Чибисова муз. А. Филиппенко ( исполняют дети)
Ведущий И так, наше путешествие по местам боевой славы подошло к концу. Мы с вами узнали о великом танковом сражении под Прохоровкой Белгородской области и увидели каким стало Прохоровское поле сегодня.
10 Ребёнок: На Прохоровском поле тишина
Плывут над ратным полем облака.
Как души тех, кто выстояли бой
И в небеса шагнули на века.
Ведущий: Я думаю, что каждый из вас унесет сегодня в своем сердце частичку гордости за своих дедов и прадедов, ценой своей жизни отстоявших Великую Победу!
Список литературы
1.Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. 2. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
2. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. -182с.
3.Курская битва https://warspro.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально- литературной композиции "День Победы, как он был от нас далёк"
В сценарий музыкально-театрализованного концерта включены песни, стихи, танцы, игры, аттракционы для детей старшей и подготовительной групп...
Музыкально – литературная композиция «Дружат дети всей земли».
Музыкально-литературная композиция "Дружат дети всей земли" .......
Музыкально-литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда
Музыкально - литературная композиция. посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда....
Музыкально - литературная композиция "Памяти павших будьте достойны"
Сценарий праздничного утренника для подготовительной группы детского сада....
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)
laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...