Картотека экологических игр для дошкольников.
картотека (средняя группа)

Исангалина Асия Каюмовна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека экологических игр для дошкольников.

Мы и природа.

Цель :систематизирование представления об объектах, созданных природой и человеком.

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы: «Что сделано человеком?» , «Что сделано природой». Дети называют объекты .Кто не сможет ответить выходит из игры.

Вершки — корешки.

Цель: закрепление знаний о частях растений.

Дети делятся на 2 группы: вершки и корешки. Первые получают картинки с надземными частями растения, а вторые — с подземными. По сигналу участники разбегаются, а затем по условному знаку ищут свою пару.

Угадай, что в мешочке.

Цель: тренирование  навыка узнавания предмет на ощупь.

Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке.
Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.

Сортировка мусора

Цель: Повышение уровня экологической культуры.

На столе стоят контейнеры для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Детям раздаются картинки, они называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: Развитие образного мышления.
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Дидактическая игра «Да - нет».
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами
Экологическая игра» Сад — огород».
Цель: Закрепление знаний детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: умение описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

Дидактическая игра «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формирование у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.

Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки.

Игра «Сколько ног у паука»

Идея: закрепление знаний о животных и насекомых.

Участники становятся в круг. Ведущий называет животное или насекомое. Задача участников – объединится в группы так, чтобы в каждой группе получилось столько ног, сколько ног у этого животного. Например, ведущий произносит слово «паук». Участники становятся в группы по четыре человека, так как у паука восемь ног. Услышав слово «синица», дети остаются на местах, не объединяются. При слове «собака» они образуют группы из двух человек, так как у нее четыре ноги, и т.п. Особенность игры в том, что ее можно проводить в разном темпе. Чем чаще ведущий называет слова, тем сложнее участникам образовать группы.

Экологическая игра «Времена года»

Цель: развитие логического мышление и обогащение кругозора детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.

Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушёные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.

Зимой – только консервированные или сушёные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведённом месте.

Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).

Экологическая игра   «Загадай, мы отгадаем»

Цель: Уточнение знаний детей о растенниях.

На   стол   ставят  3—4  растения. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут

говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,

водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление умения детей классифицировать.

карточки с изображением насекомых и животных.

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Цепочка»

Цель: Закрепление знания детей о земных обитателях.

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Закрепление знания детей о животных и об их передвижении.

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: Закрепление знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось – медведь

«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: Закрепление представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы»  любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома  и наоборот.
    Затем  воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи  любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
   дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

«ПОВТОРИ»
  
Цель: Развитие наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
   Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
   В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр для дошкольников.

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формир...

Картотека экологических игр для дошкольников

широкий выбор экологических игр...

КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКАЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ИГРДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния...

КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКАЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ИГРДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния...

Картотека экологических игр для дошкольников

Картотека игр по экологии (из опыта работы)...