Картотека экологических игр для дошкольников.
картотека (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека экологических игр для дошкольников.
Мы и природа.
Цель :систематизирование представления об объектах, созданных природой и человеком.
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы: «Что сделано человеком?» , «Что сделано природой». Дети называют объекты .Кто не сможет ответить выходит из игры.
Вершки — корешки.
Цель: закрепление знаний о частях растений.
Дети делятся на 2 группы: вершки и корешки. Первые получают картинки с надземными частями растения, а вторые — с подземными. По сигналу участники разбегаются, а затем по условному знаку ищут свою пару.
Угадай, что в мешочке.
Цель: тренирование навыка узнавания предмет на ощупь.
Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке.
Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.
Сортировка мусора
Цель: Повышение уровня экологической культуры.
На столе стоят контейнеры для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Детям раздаются картинки, они называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.
Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Развитие образного мышления.
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Дидактическая игра «Да - нет».
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами
Экологическая игра» Сад — огород».
Цель: Закрепление знаний детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: умение описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Дидактическая игра «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формирование у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки.
Игра «Сколько ног у паука»
Идея: закрепление знаний о животных и насекомых.
Участники становятся в круг. Ведущий называет животное или насекомое. Задача участников – объединится в группы так, чтобы в каждой группе получилось столько ног, сколько ног у этого животного. Например, ведущий произносит слово «паук». Участники становятся в группы по четыре человека, так как у паука восемь ног. Услышав слово «синица», дети остаются на местах, не объединяются. При слове «собака» они образуют группы из двух человек, так как у нее четыре ноги, и т.п. Особенность игры в том, что ее можно проводить в разном темпе. Чем чаще ведущий называет слова, тем сложнее участникам образовать группы.
Экологическая игра «Времена года»
Цель: развитие логического мышление и обогащение кругозора детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушёные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушёные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведённом месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
Экологическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: Уточнение знаний детей о растенниях.
На стол ставят 3—4 растения. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут
говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,
водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
«Четвёртый лишний»
Цель: Закрепление умения детей классифицировать.
карточки с изображением насекомых и животных.
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- пчела, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
- лягушка, комар, жук, бабочка;
- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
«Цепочка»
Цель: Закрепление знания детей о земных обитателях.
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: Закрепление знания детей о животных и об их передвижении.
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Игра "Пищевые цепочки в лесу".
Цель: Закрепление знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось – медведь
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: Закрепление представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
«ПОВТОРИ»
Цель: Развитие наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экологических игр для дошкольников.
Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формир...
Картотека экологических игр для дошкольников
широкий выбор экологических игр...
КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАРТОТЕКАЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния...
КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАРТОТЕКАЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния...
Картотека экологических игр для дошкольников
Картотека игр по экологии (из опыта работы)...
Картотека экологических игр для дошкольников
ТРИЗ- технологии...
Картотека экологических игр для дошкольников
картотека...