Календарно-тематическое планирование "Масленица. Проводы зимы, встреча весны"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Максимова Марина Александровна .

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ( на неделю:05.03.22- 11.03.2022г.)

Тема: «Масленица. Проводы зимы, встреча весны».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.

 

Итоговое мероприятие: Викторина: «Что вы знаете о празднике Масленица?» - формировать командный дух, активизировать знания детей -

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.03.22-11.03.22g.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ( на неделю:05.03.22- 11.03.2022г.)

Тема: «Масленица. Проводы зимы, встреча весны».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.

Итоговое мероприятие: Викторина: «Что вы знаете о празднике Масленица?» - формировать командный дух, активизировать знания детей -11 марта 2022 года.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Примечание

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Суббота  05.03.2022г

Утро:

(прием детей на участке)

Утренняя гимнастика №1

Беседа: «Как на Масленой неделе» -уточнить и расширить знания детей о традициях народного праздника в разные дни недели понедельник - «Встреча», вторник - «Заигрыши».

И/м/п «Передай блины»- соотносить чис. с существительным. закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Разучить пальчиковую гимнастику

« На блины»-отчетливо произносить слова, соотносить с движениями пальцев с

Индивидуальные трудовые поручения помочь подготовить столы к НОД .(Иван, Анастасия.)

КГН «Мое здоровье»

Цель: закреплять знания о простых но полезных навыках (мытье рук и т.д.)

Раскраски «Блины», закрепить умение смешивать краски, для получения необходимого оттенка.

Самостоятельные настольно-печатные игры по интересам детей

Папка-передвижка «Широкая Масленица».

НОД

1. «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром». Тема: «Ателье».

Цель: Продолжить знакомить со свойствами тканей. Закрепить полученные знания

Обогатить словарный запас, научить подбирать ткань для разных видов одежды        

Материалы: Эскизы одежды, лоскуты тканей, конверты        

О.В. Дыбина  «Из чего сделаны предметы» с. 113

2. «Коррекционно-развивающее занятие» - по плану педагога -психолога

3. «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальное занятие» по плану музыкального руководителя

II половина дня.

4 «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование» Тема: «Букет цветов».

Цель: Учить детей рисовать с натуры, точно передавая форму и колорит цветов в букете; развивать способности к передаче композиции с определенной точки зрения; продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства; показать особенности натюрморта; воспитывать интерес к природе        

Материалы: 2-3 цветочных натюрморта; листы бумаги белого, голубого, светло-желтого, светло-абрикосового, розового, светло-зеленого цвета, краски гуашевые и акварель, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые        

И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду»Стр.162

Прогулка:

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представление о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Трудовые поручения.

 Цель: посыпать дорожки песком.

П/и «Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту. «Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствие  прыгать легко, беззвучно.

Индивидуальная работа по ФИЗО    Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой. (София, Иван.)

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом (формочки, лопатки, ведерки, куклы, машинки)

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна №1,  ходьба по массажным дорожкам.

   Чтение: «Масленица угощает!» И.

Мордовина. Цель- внимательно слушать, беседовать по тексту.

                                            

Игра с мячом «Когда это бывает?» - закрепить представления детей  о частях суток.

Индивидуальная работа  

по развитию речи –

Упражнение " Какой?" (подбор прилагательных к существительным)

Праздник (какой?) - весёлый, народный, русский, славянский, забавный...

Блин (какой?) - круглый, желтый, масленый, гречишный, пшеничный, сладкий, дрожжевой, тонкий, вкусный....

(Никита, Олег )

Ситуативный разговор «Из чего пекут блины», опираясь на опыт и знания детей, перечислить ингредиенты для приготовления блинов, назвать с чем едят блины.

С/р/и. «В семье Масленица». Цель:

Помочь детям придумать игровой сюжет, распределить роли, определить действия по роли, оговорить последовательность.

Вечер

Прогулка:

Наблюдение «Бегут ручьи» отметить, что в конце зимы снег тает, но вечером подмораживает, это признак конца зимы

П/и «Кто быстрее?». Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

П/И «Дальше и выше». Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствие  прыгать легко, беззвучно.

Игры с выносным материалом: формочки, лопатки, ведёрки- учит находить себе занятие по

интересам, воспитывать дружелюбие

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Примечание

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда 09.03.2022г

Утро:

(прием детей на участке)

Утренняя гимнастика №1

Беседа «Середина Масленицы- «Лакомка»: знакомить с традициями и обрядами в среду на Масленицу.

Объяснить значение пословиц и поговорок:

 · Без блинов - не Масленица.

· Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

· Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. Цель: учить высказываться, обосновывать свое высказывание.

П/и «Карусели»-развивать ловкость, координацию движений

Индивидуальная работа по развитию речи с Данилом К, Никитой, Софией  

Упр. «Назови действия»

Что делают с блинами? (Пекут, едят, макают, лакомятся…)

Что делают скоморохи? (Веселят, смешат народ, поют частушки…)

Что делают люди на Масленицу? (Пекут блины, веселятся, радуются, угощают, угощаются, едят, сжигают чучело, просят друг у друга прощенья…) 

КГН.   Умывание. Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.

Игры с песком- развитие творческого мышления, воображения, произвольного внимания, снижает тревожность и агрессивность, застенчивость и замкнутость

 «Русские узоры».

 Презентация в картинках «Русские народные игры». 

НОД

1. «Речевое развитие» «Подготовка к обучению грамоте». Цель: Учить детей проводить действие словоизменения; закреплять правила написания гласных букв при проведении звукового анализа слова        Демонстрационный: доска, указка, наборное полотно, касса букв, желтые, синие, зеленые, красные фишки, колпачки (треугольники),

Раздаточный: рабочие тетради, кассы букв, указки, колпачки (треугольники), желтые, синие, зеленые, красные фишки        

Л.Е.Журова «Подготовка к обучению грамоте» стр.81

2.   «Художественно-эстетическое развитие» «Аппликация» «Салфетка под конфетницу или вазу». Цель: Продолжать знакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором; учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам; развивать чувство композиции и цвета        

Материалы: Схема «Бумажный фольклор»; бумажные квадраты разного цвета (2-3 разных размеров) для изготовления узорчатых «салфеток»        

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.154

3. «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальное занятие» по плану музыкального руководителя

Прогулка:

  Наблюдение за снегом, определить, где еще остался снег, почему, учить делать выводы, обосновывать свои высказывания.

Определить температуру воздуха в тени и на солнце, отметить как один из доказательств сохранения снега.

П/и «Ручеек», «Золотые ворота», «Перетяни канат», «Бой петухов» развивать ловкость, быстроту бега, командное чувство.

Трудовое поручение: покормить птиц: предложить детям по следам определить, какие птицы к нам прилетают на кормушку.

Индивидуальная работа по ФИЗО                

Упражнение «Мяч о стену, об пол и лови» с Даниило Ш., Ариной П., Машей, развивать координацию движения, ловкость.

Ситуативная беседа, “Правила безопасности на дороге во время дождя”,

уточнить с детьми, что постоянно, не смотря на погодные условия, правила дорожного движения надо соблюдать.

Самостоятельная игровая деятельность: с приспособлениями для игры с ветром, определять направления ветра.

Выносной материал: приспособления для игры с ветром, термометр, корм для птиц.

 

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна №1  ходьба по массажным дорожкам.                                                    

Рассматривание иллюстраций картин

Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка». Цель: учить детей описывать картины по вопросам.

Коллективный труд в уголке «Театр»: протереть игрушки, полки, подремонтировать костюмы и маски.

  • Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Индивид. работа      Лепка: «Испечем блинков к

Масленице»

с Иваном, Екатериной -закрепить приемы лепки - прищипывание и оттягивание

 

Ситуативная беседа «Опасные предметы, забытые кем-то» - определить с детьми, какие предметы бывают опасные и почему забытые или утерянные кем-то- формировать безопасное поведение, ответственное отношение к своей жизни.

С/р/и «Зоопарк» Игровая ситуация «Доктор Айболит в гостях у зверят»

Вечер

Прогулка:

Наблюдение за тучами, отметить, чем отличаются тучи от облаков, почему такая разница, учить доказывать свои высказывания.

П. И. "Передай блин"-  развивать быстроту, ловкость, внимание, командный дух.

Игры с выносным материалом: формочки, лопатки, ведёрки- учит находить себе занятие по интересам, воспитывать дружелюбие.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Примечание

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг 10.03.2022г

Утро:

(прием детей на участке)

Утренняя гимнастика №1

Беседа «Масленица-объедуха» познакомить с традициями масленичного четверга «Разгул»

Пальчиковая гимнастика «На блины» -отчетливо произносить слова, соотносить с движениями пальцев с

 «Пройди куда скажу» ориентировка в пространстве, отчет шагов, запоминать и выполнять 2 и более заданий, направление.

Индивидуальная работа с Артемием, Софией,  по речевому развитию «Составить предложение из слов»:

где, тут, мы, блины, и.

семь, Масленица, гуляет, дней.

Идет, Масленица, несет, блин, мед, да

Провожаем, масленица, ожидаем, свет, солнце.

КГН: учить правильно сидеть за столом во время приема пищи

Предложить детям настольные игры: настольные игры: «Лото», «Пазлы», «Домино». 

Рассматривание картинок на тему «Женские профессии».

Организовать выставку детских рисунков «Портрет моей мамы»

Праздничное поздравление мамам (утренник).Цель: Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

НОД.

1. «Познавательное развитие» «ФЭМП». Занятие 50 Тема: «Измерение длины».

Цель: Сформировать представление об аналогии между делением на части отрезков и групп предметов.

Закрепить представление о сложении и вычитании чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам и решать простейшие числовые равенства.

Тренировать умение использовать сантиметровую линейку для измерения длины.

Сформировать опыт выполнения действий с комментированием        

Демонстрационный: лист для работы воспитателя к заданию 3.1; рисунок дома к заданию 5.1; чертеж дома к заданию 5.1; зеленый и красный карандаши; зеленая и красная полоски разной длины        

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка-ступень к школе» Часть 4(1-2) Стр.272

2. «Художественно- эстетическое развитие». «Художественный труд». Тема: «Чудо-букет».

 Цель:        Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства; совершенствовать технику рельефной лепки; показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) – сворачивание трубочки (рулона) и разрезание на части; развивать чувство ритма и композиции; воспитывать художественный вкус        .

Материалы: Керамические плитки или картонные квадратики размером 10 х10, 15х15, 20х20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора         

И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» стр.164

3. «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальное занятие» по плану музыкального руководителя

Прогулка:

Наблюдение «Воробьи и голуби купаются в луже», отметить, что птицы соблюдают правила гигиены после зимы, избавляются от вредных насекомых.

Хороводная игра «Огородник и

воробей», «Гори, гори ясно». Цель: приурочивание к народным играм

Трудовые поручения: с Матвеем развесить сало для синичек, описать птиц и их любимое лакомство

Ситуативный разговор: «Как одеваться весной», необходимо сообщать родителям о своем самочувствии на улице во время прогулки, по мере необходимости просить их утеплить или облегчить свою одежду. 

Индивидуальная   работа по  ФИЗО                   

И/у «Попади в корзину» с Виолеттой, Марией Ш., Артемом закреплять умение бросать малый мяч из положения мах с низу в цель. 

Самостоятельные игры с игровым оборудованием.

Выносной материал: корм для синичек, лопатки, кораблики из картона и щепок.

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна №1,

 ходьба по массажным дорожкам.        

 «Просмотр мультфильмов «Смешарики –Масленица». Цель: внимательно смотреть фильм, отвечать на вопросы, после просмотра.

  • Беседа «Чистота – залог здоровья»

Д/и с Олегом, Анастасией «Объяснялки»

Почему говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние». «Масленица широкая?» Цель: продолжать развивать связную речь

  • Игровая ситуация «Как защититься от микробов»

вспомнить культурно-гигиенические правила, правила самообслуживания.  

Самостоятельное изо творчество вырезывание силуэтов, вырезать по контуру, волнистый круг.

С/р/и «Детский сад» - расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

Вечер

Прогулка:

Наблюдение за дождем, предложить вспомнить, откуда берётся дождь; предложить порассуждать, что случилось бы с дождем, если бы был мороз.

Хороводные народные игры по желанию детей, учить договариваться о выборе игры, повторить правила, играть дружно.

Ситуативная беседа "Если промокла обувь» обсуждение с детьми ситуации, что будет, если промокнет обувь.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Примечание

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница 11.03.2022г

Утро:

(прием детей на участке)

Утренняя гимнастика №1

 Презентация «Масленица». Цель: закрепить традиции праздника Масленица

Цель: прививать любовь и уважение к народным традициям; развивать память, воображение

И/м/п «Фантазёры». Цель: игры: формировать творческое воображение.

Индивид. работа с Глебом, Тимофеем, Алексеем.  

И/у «Напеки блинов»- продолжать учить вырезать круг из квадрата

КГН:   Дежурство по столовой. Цель: формировать умение последовательно и аккуратно накрывать на стол, обсудить важность выполняемой работы.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей с картинным материалом «Члены семьи» Цель: воспитание любови и уважения к бабушке. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

НОД.

1. «Речевое развитие» «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин».

Цель: связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями;

словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

Материалы: На первой картинке изображено, как к Мише на день рождения идут ежонок, бельчонок, зайчонок; на второй- мышонок видит , как кот ворует пирожные из коробки;

 на третьей- медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки;

на четвёртой- кота прогоняют, зверята веселятся .

Рабочая тетрадь по развитию речи детей 6-7 лет Стр.24        

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 6-7 лет» Стр.82

2. «Познавательное развитие» «Конструирование» «По замыслу «Чем славится наша земля-матушка?». Цель: Помочь составить представление о земле-матушке;

Вызвать интерес к конструированию различных объектов, отображающих представления детей о земле, ее строении, разнообразии ландшафтов и «даров»;

Бережно поддерживать проявление глубоко личных впечатлений и помочь выразить их в индивидуальных творческих замыслов;

Вызвать интерес к поиску новых способов конструирования;

Развивать ассоциативное, образное мышление, творческое мышление, творческое воображение;

Содействовать передаче эмоционально-ценностного отношения к родной земле и своему краю;

Воспитывать патриотические чувства (с134)        

Демонстрационный: географическая карта и глобус; репродукции картин русских художников-пейзажистов; пейзажные фотографии

Практический: большой выбор строительного, природного, бытового материала для конструирования по замыслу

3. «Физическое развитие» «Физическая культура» на воздухе по плану инструктора по физической культуре

Прогулка:

Наблюдение за собакой

Цели: систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Трудовая деятельность

Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы                             Подвижные игры «Классики», «Ключи».

Цели: совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке;

развивать глазомер, меткость.

Индивид. Работа по ФИЗО -Развитие движений.

Цель: совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).

(Арина П., Богдан П)

Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом (формочки, лопатки, ведерки, куклы, машинки)

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна №1  ходьба по массажным дорожкам.

Викторина:

«Что вы знаете о празднике Масленица?»- формировать командный дух, активизировать знания детей.

  • Чтение Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка. Цель:  Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни

Индивидуальная  работа ФЭМП Упр. «Прямой и обратный счет» с Екатериной, Софией -закрепить прямой и обратный счет до 10.

Минутка безопасности. Рассматривание плакатов: «Осторожно! Скользко!»Цель: Закреплять навыки безопасного поведения. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными на улице.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей Цель: умение детей самостоятельно находить занятия по интересам.

Вечер

Прогулка:

Наблюдение за облаками. Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

 П/И «Классы», «Ключи».  Цели: совершенствовать умение прыгать (на одной ноге), ориентироваться на ограниченной площадке; развивать глазомер, меткость.

Игры с выносным материалом: формочки, лопатки, ведёрки- учит находить себе занятие по интересам, воспитывать дружелюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Проводы зимы - встреча весны"

Формирование духовно-нравственного отношения и чувтва сопричастности к культурному наследию своего народа, уважение к своей нации. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»Расширять знания и представления детей о русских народных праздникахСовершенствовать умение ори...

Развлечение для средней группы "Проводы Зимы - встреча Весны"

Развлечение для детей средней группы «Проводы Зимы и встреча Весны. Масленичные гулянья»Цель:приобщение детей к народным традициям посредством народных игр и праздниковЗадачи:Знакомство с ...

Сценарий праздника на улице "Проводы зимы-встреча весны"

Данный праздник проводится на улице.Сразу оговорюсь,это-не Масленица. Проводим  мероприятие в конце марта,когда налицо весенние приметы.В празднике участвуют все дети ДОУ,за исключение дете...

Сценарий праздника "Проводы Зимы. Встреча Весны"

Праздниик можно провести как для одной группы, так и для всего детского сада...

Презентация "Проводы зимы, встреча весны"

Презентация "Проводы зимы, встреча весны"...