Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом.
Сформировать представление о свойствах магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный мастер - класс будет полезен педагогам дошкольного образования | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе
«Волшебный мир магнитов»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи: Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом.
Сформировать представление о свойствах магнита.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Активизировать в речи детей слова: «притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».
Материал: магниты, металлические и пластмассовые ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос, гайки.
Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбы; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
- Правильно, это магнит. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами. А для этого давайте займём места в нашей лаборатории.
- Давайте разбираться, что такое магнит? (ответы детей)
-Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
- У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Опыт №1: «Всё ли притягивает магнит?»
- У вас на столе лежат вперемешку предметы. Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины). Разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Как мы это проверим? (Ответы детей).
- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
- Расскажите, что вы делали? И что получилось? (Ответы детей)
- А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)
(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).
Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт №2: «Действует ли магнит через другие материалы?» (Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки).
- А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? (магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
- В стакан бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Магнит может действовать через стекло.
Опыт №3. «Рыбалка»
- Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают)
- Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. (Дети проводят магнитом над водой, «рыбки», находящиеся на дне, притягиваются к магниту).
- Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Игра – разминка: «Притягивает – не притягивает»
- Я буду большой магнит. А вы предметы, которые я назову (или же дети получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стойте на месте. (Игла, ластик, стекло, скрепка, гвоздь, дерево, бумага, железо)
- Как можно быстро достать металлические предметы из крупы? (Дети говорят свои предположения: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное).
Опыт №4: «Поможем Золушке перебрать крупу»
(На тарелочках пшено, внутри скрепки)
- Я там спрятала предметы их надо найти не трогая крупу ручками. Как это сделать? (Магнитом(
- Давайте попробуем достать.
Опыт №5: «взаимодействие двух магнитов»
-А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? (Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Вывод: Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
Опыт №6: «Магниты действуют на расстоянии»
- Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
- Что нового вы сегодня узнали?
У каждого магнита есть «Северный» и «Южный» полюса
Магниты притягиваются друг к другу , если они соединяются разными полюсами
Магнит не притягивает к себе дерево, камни, пластик, песок, воду.
Магнит притягивает только железо, а медь, алюминий, никель не притягивает).
Магнит действует через бумагу, ткань, стекло, воду
Магниты действуют на расстоянии.
-А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома? (ответы детей)
- Ну, что понравилось быть учеными? Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
- Умнички, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»...
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный мир магнитов"
конспект занятия...
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»...
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебная водица"
Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызватьпотребность проверки информации путём опытно – экспериментальнойдеятельности....
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень - магнит"
Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать представление о свойствах магнита.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, разви...
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать пред...
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебная вода»
Целью и задачами конспекта являютсяПривлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с исполь...