Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

«Волшебный мир магнитов»

Цель:                                                                                                                                                                           Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:                                                                                                                                                                           Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Активизировать в речи детей слова: «притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Материал: магниты, металлические и пластмассовые ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос, гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбы; тарелки для раздаточного материала, стаканы с водой

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

- Правильно, это магнит.  Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами. А для этого давайте займём места в нашей лаборатории.

- Давайте разбираться, что такое магнит? (ответы детей)

-Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

- У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

Опыт №1: «Всё ли притягивает магнит?»

- У вас на столе лежат вперемешку предметы.  Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины). Разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

- Как мы это проверим? (Ответы детей).

 - Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

- Расскажите, что вы делали? И что получилось? (Ответы детей)

- А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вывод:  железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт №2: «Действует ли магнит через другие материалы?» (Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки).

- А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?  (магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)

- В стакан бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.  Может магнит притягивать через препятствия?

Вывод: Магнит может действовать через стекло.

Опыт №3. «Рыбалка»

- Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети отвечают)

- Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. (Дети проводят магнитом над водой, «рыбки», находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

-  Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра – разминка: «Притягивает – не притягивает»

- Я буду большой магнит. А вы предметы, которые я назову (или же дети получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов).  Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стойте на месте. (Игла, ластик, стекло, скрепка, гвоздь, дерево, бумага, железо)

- Как можно быстро достать металлические предметы из крупы? (Дети говорят свои предположения: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное).

 Опыт №4: «Поможем Золушке перебрать крупу»

(На тарелочках пшено, внутри скрепки)

- Я там спрятала предметы их надо найти не трогая крупу ручками. Как это сделать? (Магнитом(

- Давайте попробуем достать.

Опыт №5: «взаимодействие двух магнитов»

-А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? (Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Вывод:  Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Опыт №6: «Магниты действуют на расстоянии»

- Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.

Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

- Что нового вы сегодня узнали?

У каждого магнита есть «Северный» и «Южный» полюса  

Магниты притягиваются друг к другу , если они соединяются разными полюсами

Магнит не притягивает к себе дерево, камни, пластик, песок, воду.

Магнит притягивает только железо, а медь, алюминий, никель не притягивает).

Магнит действует через бумагу, ткань, стекло, воду

Магниты действуют на расстоянии.

-А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома? (ответы детей)

- Ну, что понравилось быть учеными? Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.

- Умнички, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Чайка»...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебная водица"

Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызватьпотребность проверки информации путём опытно – экспериментальнойдеятельности....

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень - магнит"

Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать представление о свойствах магнита.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, разви...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный мир магнитов»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать пред...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебная вода»

Целью и задачами конспекта являютсяПривлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с исполь...