НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ПРОГРАММА)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Материалы по организации дополнительного образования детей в рамках персонифицированного финансирования (ПФ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_kletochka_sentyabr_-_dekabr.docx | 453.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Комплекс основных характеристик программы | 4-24 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цель и задачи программы | 10 |
1.3. | Содержание программы | 11 |
1.4. | Планируемые результаты. | 24 |
2. | Комплекс организационно–педагогических условий. | 26- |
2.1. | Календарный учебный график. | 26 |
2.2. | Условия реализации программы. | 29 |
2.3. | Формы аттестации. | 30 |
2.4. | Оценочные материалы. | 32 |
2.5. | Методические материалы. | 34 |
2.6. | Рабочая программа воспитания | 36 |
3. | Список используемой литературы. | 41 |
Приложение 1 | 43 |
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
- Пояснительная записка.
Программа «Весёлая клеточка» составлена для детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Программа строится в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС (возрастная адекватность образования, сотрудничество с семьей, систематичность и последовательность, повторность и наглядность в обучении и др.) и направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей. Программа обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Программа направлена на развитие графических навыков, подготовленности руки дошкольника к овладению письмом и развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико- пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Актуальность данной программы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Движение пальцев и
кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Программа «Весёлая клеточка» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);
- Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
-Распоряжение Правительства РФ т 23.01.2021 № 122- р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года»;
-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил С.П.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) (далее-Концепция);
-Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018г., протокол №3);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 22.09.2021г. №652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письма Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-Устава МДОАУ д/с «Сказка» п. Магдагачи.
Актуальность. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно- следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают, что они учатся. Содержание программы направлено на овладение детьми старшей группы письмом и
предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом. В процессе обучения используются нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, пластилинография, графомоторные упражнения.
Направленность программы: социально–гуманитарная.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Весёлая клеточка".
Уровень программы: ознакомительный.
Особенности программы. К отличительным особенностям данной программы можно отнести создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Адресат программы.
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), учитывая их возрастные особенности.
Возрастные особенности детей 5 –6лет.
Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется
недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Форма обучения проходит в очном формате, в виде непосредственно- образовательной деятельности.
Продолжительность освоения программы: 16 недель (с 7 сентября по 23 декабря 2022г.), 32 часа.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 25 минут. Занятия по данной программе проводятся во вторую половину дня.
- Цель и задачи программы
Цель программы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности детей к обучению в школе через:
-развитие мелкой моторики руки ребенка,
-развитие слухового внимания,
-развитие графического воспроизведения.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать правилам письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).
- обучать правилам штриховки.
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы, умение работать в общем темпе.
Развивающие:
- развивать графические движения, тонко координированные движения рук.
- развивать слуховое внимание и графическое воспроизведение.
-развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление,
воображение.
Воспитательные:
-воспитывать старательность, аккуратность, добросовестное отношение к работе.
-воспитывать самостоятельность и уверенность в своих умениях.
1.3.Содержание программы. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Знакомство с тетрадью Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа, педагогическое наблюдение |
2 | Грибы | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, Работа по образцу |
3 | Деревья | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, Анализ работ. |
4 | Овощи и фрукты | 1 | 0 | 1 | Игровое занятие. |
5 | Транспорт | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ работ. |
6 | Профессии | 1 | 0 | 1 | Анализ работ. |
7 | Игрушки | 1 | 0 | 1 | Работа по образцу. |
8 | Домашние животные | 1 | 0 | 1 | Работа по образцу. |
9 | Осень | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение. |
10. | Гостеприимство, этикет | 1 | 0 | 1 | Беседа, анализ работ. |
11 | Мебель | 1 | 0 | 1 | Анализ работ. |
12. | Дикие животные | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение. |
13 | Моя страна | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
14 | Дом | 1 | 0 | 1 | Анализ работ. |
15 | Строители | 1 | 0 | 0 | Педагогическое наблюдение. |
16 | Посуда | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
17 | Наше тело | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение. |
18 | Здоровье | 1 | 0 | 1 | Открытое занятие. |
19 | Комнатные растения | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
20 | Насекомые | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение. |
21 | Птицы | 1 | 0 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение. |
22 | Обувь | 1 | 0 | 1 | Работа по образцу. |
23 | Цветы | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
24 | День матери | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
25 | Моя семья | 1 | 0 | 1 | Анализ работ, педагогическое наблюдение. |
26 | Зима | 1 | 0 | 1 | Игровое занятие. |
27 | Детский сад | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, Анализ работ. |
28 | Рыбы | 1 | 0 | 1 | Самоанализ. |
29 | Космос | 1 | 0 | 1 | Анализ работ, самоанализ. |
30 | День воинской славы | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, самоанализ. |
31 | Новый год | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, самоанализ |
32 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Самостоятельная работа. |
Итого: | 32 | 1 | 31 |
Содержание учебного плана
№ | Тема | Содержание | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. Знакомство с тетрадью. | Теория: Учить детей ориентироваться на плоскости листа. Познакомить с тетрадью в клетку, с правилами работы в тетради, с правилами посадки при письме. Совершенствовать процессы внимания, пространственного мышления | Беседа, педагогическое наблюдение |
2. | Грибы | Теория: Продолжать знакомить детей с листом в клетку; учить ориентироваться в клетке с помощью точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Грибы» 2.Выкладываниеизсчетныхпалочек «Гриб»
| Педагогическое наблюдение, работа по образцу |
3. | Деревья | Теория: Продолжать знакомить детей с тетрадью | Педагогическое наблюдение, |
в клетку; учить ориентироваться в клетке с помощью точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки; развивать общую и мелкую моторику. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка» 2.Выложи из сч.палочек «Ёлочка» 3.Работавтетради«Обведиелочку,не отрывая карандаш от бумаги» 4.Физкультминутка 5.Пластилинография«Листок» | анализ работ. | ||
4. | Овощии фрукты | Теория: Учить ориентироваться в клетке, понимать словесные установки педагога; развивать зрительную память, координацию слов и движений; закрепить знания детей об овощах. Практика:
4.Обведи по точкам овощи и фрукты 5.Игра с массажным мячиком | Игровое занятие. |
5. | Транспорт | Теория: Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; выкладывать фигуры из счетных палочек по образцу; развивать зрительное восприятие и память, усидчивость. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Выложи из счетных палочек «Лодка». «Самолёт» 3.Обведи и раскрась лодочку 4.Самомассаж карандашом 5.Раскрась самолет и протыкание контура зубочисткой. | Педагогическое наблюдение, анализ работ. |
6. | Профессии | Теория: Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно, выкладывать фигуры из палочек по | Анализ работ. |
образцу; развивать тонкую моторику руки, зрительную память, графические навыки; проводить коррекцию пространственного восприятия. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Профессии» 2.Зрительный диктант «Дом» с использованием счетных палочек 3. Работа в тетради «Дождик длинный и короткий»- рисование по клеточкам коротких(1клетка) и длинных(2клетки) вертикальные линий | |||
7. | Игрушки | Теория: Продолжать учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно, выкладывать фигуры из палочек по образцу; развивать тонкую моторику руки, зрительную память, графические навыки; проводить коррекцию пространственного восприятия Практика:
4.Работа в тетради-обвести по точкам игрушки и раскрасить | Работа по образцу. |
8. | Домашние животные | Теория: Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно, образовывать родственные слова (от названий животных); развивать общую и тонкую моторику детей. Практика:
«Повстречались»
5.Обведикошкупоточкамидорисуйпо образцу | Работа по образцу. |
9. | Осень | Теория: Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, умение чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий; учить проводить линии в заданном направлении; развивать мелкую моторику, используя технику обрывания листа; закрепить названия деревьев. Практика:
| Педагогическое наблюдение. |
10. | Гостеприим ство, этикет | Теория: Продолжать знакомить детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке с помощью точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки; развивать общую и мелкую моторику Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Дружба» 2.Зрительный диктант «Стул» с использованием счетных палочек 3.Работа в тетради- продолжить знакомство с тетрадью (обложка, страницы, правая и левая сторона страницы, середина, верх страницы, клетки)-«Обведём клеточку» | Беседа, анализ работ. |
11. | Мебель | Теория: Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий; учить ориентироваться на плоскости листа, штриховать в определенном направлении; активизировать зрительное и слуховое внимание, память. Практика:
| Анализ работ. |
«Добывание огня»
| |||
12. | Дикие животные | Теория: Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; развивать конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику; учить штриховать – проводить линии только в одном направлении, не выходя за контур фигуры, соблюдать параллельность линий. Практика:
4.Рисование в тетради - «Колечки разноцветные»-рисовать по точкам | Педагогическое наблюдение. |
13. | Моя страна | Теория: Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; развивать зрительно- моторную координацию, умение соблюдать направление линии; формировать нажим карандаша; развивать память и внимание. Практика:
4.Работа в тетради –продолжи узор | Самостоятельная работа. |
14. | Дом | Теория: Учить рисовать наклонные линии по точками самостоятельно, выполнять задания по инструкции педагога; развивать слуховое восприятие. Практика: 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» 2.Выкладывание дорожек к домикам | Анализ работ. |
3.Работа в тетради-обведи по точкам и раскрась «Дом с забором» | |||
15. | Строители | Теория: Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в клетке; формировать пространственно-временные представления; развивать конструктивные навыки. Практика:
| Педагогическое наблюдение. |
16. | Посуда | Теория: Учить штриховать предметы в заданном направлении; совершенствовать умение штриховать фигуры по образцу в определенном направлении; развивать конструктивные навыки, зрительную память. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2.Выкладывание из фасоли «Посуда» 3.Работа в тетради- штриховка в заданном направлении «Посуда» | Самостоятельная работа. |
17. | Наше тело | Теория: Учить рисовать круги по точкам и самостоятельно; закрепить навык проведения наклонных линий; совершенствовать зрительную память 1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» 2. Зрительный диктант «Очки» с использованием счетных палочек 3. Гимнастика для глаз 4.Работа в тетради-продолжи рисовать по клеточкам «Кружочки» | Педагогическое наблюдение. |
18. | Здоровье | Теория: Формировать умение рисовать большой и малый квадрат ; учить штриховать предметы в разных направлениях, внимательно рассматривать, сравнивать и | Открытое занятие. |
воспроизводить изображения. Практика:
4.Работа в тетради «Маленький и большой квадрат» | |||
19. | Комнатные растения | Теория: Учить рисовать цветочек по точкам без отрыва карандаша от листа; развивать воображение; расширять и активизировать словарь признаков. Практика:
| Самостоятельная работа. |
20. | Насекомые | Теория: Развивать конструктивные навыки и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; воспитывать аккуратность в работе. Практика:
| Педагогическое наблюдение. |
21. | Птицы | Теория: Закреплять умение штриховать предметы в заданном направлении ; совершенствовать умение штриховать фигуры по образцу в определенном направлении; развивать конструктивные навыки, зрительную память. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» | Опрос, педагогическое наблюдение. |
«Цыпленок»
| |||
22. | Обувь | Теория: Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; закрепить умение обводить предметы по контуру, не отрывая карандаш от листа; развивать сообразительность, активизировать словарь. Практика:
клетках. | Работа по образцу. |
23. | Цветы | Теория: Продолжать учить рисовать цветочек по точкам без отрыва карандаша от листа; раскрашивать в одном направлении; развивать воображение; расширять и активизировать словарь признаков. Практика:
| Самостоятельная работа. |
24. | День матери | Теория: Совершенствовать умение штриховать предметы; развивать слуховую память, мышление, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость. Практика:
| Самостоятельная работа. |
25. | Моя семья | Теория: Закрепить навык рисования «Зигзага», умение штриховать по образцу в определенном направлении; развивать | Анализ работ, педагогическое наблюдение. |
конструктивные навыки, зрительную память, творческое воображение. Практика:
4.Работа в тетради-рисование по клеткам «Зигзаг» | |||
26. | Зима | Теория: Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение, выразительность речи; расширять словарный запас; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Практика:
| Игровое занятие. |
27. | Детский сад | Теория: Закрепить умение обводить предметы по контуру, не отрывая карандаш от листа; развивать сообразительность, активизировать словарь. Практика: 1.Пальчиковая гимнастика «Детский сад» 2. Выкладывание из счетных палочек «Качели» 3.Самомассаж шишками 4. Обведи по точкам «Качели», «Лестница» | Педагогическое наблюдение, анализ работ. |
28. | Рыбы | Теория: Продолжать учить штриховать предметы в заданном направлении; совершенствовать умение штриховать фигуры по образцу в определенном направлении; развивать конструктивные навыки, зрительную память. Практика: | Самоанализ. |
| |||
29. | Космос | Теория: Учить рисовать по точкам и самостоятельно; закрепить навык проведения наклонных линий; совершенствовать зрительную память Практика:
«Звездочка» | Анализ работ, самоанализ. |
30. | День воинской славы | Теория: Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать мелкую моторику, конструктивные навыки, мышление; совершенствовать графические навыки, согласовывать свои действия с инструкциями педагога Практика:
4.Работа в тетради-графический диктант «Змейка» | Педагогическое наблюдение, самоанализ. |
31. | Новый Год | Теория: Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; развивать конструктивные навыки и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; воспитывать аккуратность в работе Практика: 1.Пальчиковаягимнастика «Новый год» 2.Выкладывание из фасоли «Елочка» 3.Работавтетради-графическийдиктант «Елочка» | Педагогическое наблюдение, самоанализ |
32. | Итоговое занятие | Теория: Выявить уровень развития графических навыков через практические задания. Практика:
«Нарисуй рядом такую же фигуру», «Заштрихуй фигурки в разных направлениях по образцу».
| Самостоятельная работа. |
1.4. Планируемые результаты.
Предметные:
К концу года обучающиеся должны знать:
-гигиенические правила письма;
-правильное расположение тетради и карандаша при письме;
-правила штриховки;
-правила работы с тетрадью.
К концу года обучающиеся должны уметь:
-проявлять интерес к выполнению графических заданий;
-работать по правилу и образцу;
-слушать взрослого и выполнять задания по словесной и зрительной инструкции;
-правильно держать карандаш;
-ориентироваться в пространстве и на микроплоскости (в тетради, на листе бумаги в клеточку, на странице и строке);
-выполнять штриховку, соблюдая правила;
-самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
-быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных движений рук;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Метапредметные.
Познавательные:
-развитие познавательной активности, расширение знаний и представлений об окружающем мире природы и явлениях общественной жизни, накопление социокультурного опыта;
-развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:
-действовать по предложенному педагогом плану и планировать свою деятельность;
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-видеть указанную ошибку и исправлять ее;
-контролировать собственные действия;
-соблюдать правила посадки, положение руки и тетради при письме. Коммуникативные:
-формирование и активизация словаря;
-умение слушать и понимать речь окружающих;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения заданий.
Личностные:
-развитие умений мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
-формирование личностного отношения к результатам своей деятельности;
-соблюдение правил вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
-формирование мотивации к школьному обучению.
Раздел №2 «Комплекс организационно–педагогических условий».
Календарный учебный график.
№ п\п | Месяц | Число | Время проведени я занятия | Форма занятия | Кол- во часо в | Тема занятия | Место проведени я | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 07.09.22 | 15.30 | беседа | 1 | Вводное занятие. Знакомств о с тетрадью. | кабинет доп.услуг | Беседа, педагогическое наблюдение |
09.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Грибы | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение, работа по образцу | ||
14.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Деревья | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение, анализ работ. | ||
16.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Овощи и фрукты | кабинет дополните льных услуг | Игровое занятие. | ||
21.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Транспорт | кабинет дополните льных | Педагогическое наблюдение, |
услуг | Анализ работ. | |||||||
23.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Профессии | кабинет дополните льных услуг | Анализ работ. | ||
28.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Игрушки | кабинет дополните льных услуг | Работа по образцу. | ||
30.09.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Домашние животные | кабинет дополните льных услуг | Работа по образцу. | ||
05.10.22 | 15.30 | Занятие -игра | Осень | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение. | |||
2 | октябрь | 07.10.22 | 15.30 | Беседа, Занятие -игра | 1 | Гостеприи мство, этикет | кабинет дополните льных услуг | Беседа, анализ работ. |
12.10.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Мебель | кабинет дополните льных услуг | Анализ работ. | ||
14.10.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Дикие животные | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение. | ||
19.10.22 | 15.30 | Наблюд ение | 1 | Моя страна | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | ||
21.10.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Дом | кабинет дополните льных услуг | Анализ работ. | ||
26.10.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Строители | кабинет дополните льных | Педагогическое наблюдение. |
услуг | ||||||||
28.10.22 | 15.30 | Виктор ина | 1 | Посуда | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | ||
02.11.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Нашетело | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение. | ||
3 | Ноябрь | 04.11.22 | 15.30 | Открыт ое занятие | 1 | Здоровье | кабинет дополните льных услуг | Открытое занятие. |
09.11.22 | 15.30 | Игровая програм ма | 1 | Комнатны ерастения | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | ||
11.11.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Насекомые | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение. | ||
16.11.22 | 15.30 | Беседа | 1 | Птицы | кабинет дополните льных услуг | Опрос, педагогическое наблюдение. | ||
18.11.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Обувь | кабинет дополните льных услуг | Работа по образцу. | ||
23.11.22 | 15.30 | Выстав ка | 1 | Цветы | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | ||
25.11.22 | 15.30 | Сюжетн о – ролевая игра | 1 | День матери | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | ||
30.11.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Моя семья | кабинет дополните льных услуг | Анализ работ, педагогическое наблюдение. |
4 | Декабрь | 02.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Зима | кабинет дополните льных услуг | Игровое занятие. |
07.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Детский сад | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение, анализ работ. | ||
09.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Рыбы | кабинет дополните льных услуг | Самоанализ. | ||
14.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Космос | кабинет дополните льных услуг | Анализ работ, самоанализ. | ||
16.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | День воинской славы | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение, самоанализ. | ||
21.12.22 | 15.30 | Занятие -игра | 1 | Новый Год | кабинет дополните льных услуг | Педагогическое наблюдение, самоанализ | ||
23.12.22 | 15.30 | Виктор ина | Итоговое занятие | кабинет дополните льных услуг | Самостоятельная работа. | |||
Итого: | 32 |
- Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся на базе МДОАУ д/с «Сказка» в кабинете дополнительных услуг. Кабинет оснащен необходимым количеством столов и посадочных мест, имеется мебель для хранения учебного материала.
Техническое оборудование: компьютер, принтер, мультимедиа, магнитная доска.
Дидактический материал: наглядные пособия; методическая литература; презентации; подбор литературно-художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов; картотеки дидактических, пальчиковых игр, лэпбуки.
Материалы (рабочие папки с раздаточными карточками в крупную клетку и заданиями, демонстрационные таблицы для зрительных диктантов из геометрических фигур и счетных палочек, счетные палочки по количеству детей, таблицы для слуховых диктантов, простые и цветные карандаши по количеству детей, геометрические фигуры в конвертах на каждого ребѐнка; пластилин, крупа, проволока).
Кадровое обеспечение.
Ф.И.О. педагога:
Заляева Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Образование: высшее
Категория: первая квалификационная категория
- Формы аттестации.
Основными формами аттестации являются:
-раздаточные листы(карточки) с заданиями;
-контрольное занятие;
-диагностики (начальная, итоговая).
Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:
-педагогическое наблюдение:
-активность на занятиях;
-вовлеченность в выполнение заданий и игровых упражнений;
-заинтересованность в получении новых знаний и умений;
-коммуникативные и творческие способности. Педагогический анализ:
-диагностирование детей по выявлению уровня форсированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста;
-оценивание полученных знаний и умений (в форме выполнения практических заданий в индивидуальных карточках).
-анкетирование родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:
-аналитическая справка;
-журнал посещаемости;
-папки с раздаточными листами(карточками);
-методическая разработка;
-отзывы детей и родителей.
В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных результатов используются:
-папки с раздаточными листами(карточками);
-домашние задания в тетрадях.
- Оценочные материалы.
Таблица по итогам диагностики
№ п / п | ФИ ребёнка | Развитие графических навыков | |||||||||||
Развитие общей ручной умелости | Ориентиро вка | Срисовыва ние с образца | Штриховк а | Зрительны й диктант | Кол-во баллов | ||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
Задания для диагностики.
1.Развитие мелкой моторики
Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательный и средний пальцы выпрямлены(комбинацию из пальцев выполняет по показу).
«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка).
Завязывание шнурков разной величины. Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
Зрительные, слуховые диктанты
3.Срисовывание образца
Задания на листе бумаги в клетку
Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальное отражение)
4.Штриховка.
Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм (оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения)
5.Зрительный диктант
Задание по типу «Продолжи узор» Воспроизведи по памяти
Критерии оценки результатов деятельности ребенка:
5 баллов - (+) – ребенок правильно справился с заданием; 0 баллов – (–) – ребенок не справился с заданием. Далее выводится общее количество баллов, набранное ребенком на каждом этапе обследования. Полученные данные вносятся в диагностическую карту.
Обработка результатов обследования:
Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики.
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 60-80 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Задания выполнены правильно и самостоятельно.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие35-60 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь педагога.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие от 25до35баллов. У этих детей мелкая моторика развита плохо. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
- Методические материалы.
Программа «Весёлая клеточка» реализуется в очной форме и направлена на развитие графических навыков, подготовленности руки дошкольника к овладению письмом. При разработке данной программы использованы методические рекомендации А.В. Антоновой по формированию графических навыков у детей, методическое пособие Т.С. Голубина «Чему научит клеточка». Программа включает 32 занятия с развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь для развития графических навыков.
Оптимальной формой проведения работы выбрана форма занятия как наиболее приемлемая в ДОУ. В ходе реализации программы использованы различные формы проведения занятий (интегрированные, занятия –игры) и методы (словесные - рассказы, объяснения, беседы; наглядные - методы иллюстраций и демонстраций; практические - воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры).
Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работы:
Работа в тетради в крупную клетку.
Занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликации, рисование, лепка.
Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, работы с различным материалом. 4.Общеукрепляющие мероприятия. Предполагают проведение массажа пальцев рук и ладонных поверхностей (резиновыми мячами, шестигранными карандашами, самомассаж).
Алгоритм учебного занятия:
Для активизации пальцев рук ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
Показ педагогом на доске, как нужно выполнять задание, сопровождая показ подробным объяснением. Самостоятельное воспроизведение детьми образца.
Расслабляющие упражнения для глаз.
Для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз – дети следят глазами за указкой педагога, который «рисует» с ее помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали и т.д.).
Зрительные или слуховые диктанты (в чередовании).
Зрительные диктанты проводятся с использованием схем. Педагог показывает схему в течение 5секунд и убирает её. Дети должны вспомнить порядок расположения счетных палочек на схеме и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
Динамические паузы.
Занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии).
Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринуждённую обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному, эстетическому воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомление, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, двигательная, мускульная, тактильная, словесная и слуховая память. Развивается речь и пространственное воображение.
2.6. Рабочая программа воспитания
В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку детей к жизненному определению, самостоятельному выбору.
Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.
Цель: обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.
Особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении.
Детское объединение «Веселая клеточка» осуществляет свою деятельность в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении д/с «Сказка» п. Магдагачи. Характеристика объединения представлена в социальном паспорте (приложение 1).
Формы и содержание деятельности
Занятия в детском объединении проходят в тесном контакте всех участников воспитательного процесса, в благотворной эмоционально-психологической, а также творческой обстановке.
Методы и принципы воспитания.
Методы:
-формирования сознания (методы убеждения, словесные): объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, пример;
-организации деятельности и формирования опыта поведения (практические): приучение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации;
-стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Принципы воспитания:
1. Опора на естественное развитие ребенка (природосообразность): необходимо согласовывать педагогический процесс с естественными, природными процессами, частью которых является каждый человек.
2.Гуманизация (гуманные человечные отношения между педагогом и воспитанником). Во главу угла ставятся уважение к мнению и взглядам ребенка, соблюдение его прав и свобод, в том числе в выражении своей точки зрения. Педагог обязан помнить, что конечной целью воспитания является гармоничное развитие личности, а также ее последующая полноценная реализация в окружающем социуме. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Реализуется уважительное отношение к воспитаннику как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права.
3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей, дифференцированный подход. Нельзя всех «стричь под одну гребенку», у каждого свой уровень нравственного, умственного и физического развития, каждый по-разному реагирует на факторы среды. Педагог должен учитывать все эти нюансы, интересоваться своими подопечными, их внутренним миром, только тогда его работа будет успешной.
4. Связь воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, отвечать его потребностям.
5. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса предлагает те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
Планируемые результаты.
При достижении поставленной цели воспитания у дошкольников:
-развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями;
-формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
-организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Содержательный раздел программы воспитания.
Разработан по трем разделам:
1. Работа в объединении.
2. Работа согласно плану воспитательной работы Учреждения.
3. Работа с родителями.
Содержание разделов плана воспитательной работы
1.Работа в объединении – запланированы мероприятия, которые будут проводиться в объединении:
- использование интернет - ресурсов;
- размещение информации о жизнедеятельности детского коллектива в СМИ, на страничке собственного сайта;
-массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники и др.);
- мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности и т.п.).
2. Работа согласно плану воспитательной работы Учреждения:
-участие в мероприятиях, акциях и проектах Учреждения.
3. Работа с родителями:
- планирование родительских собраний;
-оформление информационного стенда «Родительский уголок», индивидуальные встречи и консультации (по мере необходимости);
- системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей (книга отзывов, анкетирование).
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | День Открытых дверей | Практические занятия, родительское собрание | Сентябрь |
2 | День здоровья для воспитанников | Соревнования | Сентябрь |
3 | «Спешите делать добро» | Беседа | Сентябрь |
4 | Оформление информационного стенда «Родительский уголок» | Октябрь | |
5 | «Как вести себя в общественных местах» | Беседа о культуре поведения | Октябрь |
6 | «День Матери» | Конкурсно - развлекательная программа | Ноябрь |
7 | День народного единства России (день согласия и примирения) | Беседа | Ноябрь |
8 | «Здравствуй, Новый Год» | Развлечение | Декабрь |
9 | Оценка деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей | Книга отзывов, анкетирование. | Декабрь |
10 | День именинника | Развлечение | Ежемесячно |
3.Список используемой литературы.
Для педагога:
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики/М.М. Безруких. – Дрофа, 2000. – 32 с.
2.ГавринаС.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму/С. Е. Гаврилина, С.В. Щербинина. – Росмэн -Пресс, 2006. - 63 с.
3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. - Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. —М.: Мозаика-Синтез, 2001. — 64 с.
Для воспитанников:
1.Картотека заданий и упражнений со счетными палочками.
2.Презентации по знакомству с клеткой.
3.Горячева И.А. Тетрадь для рисования по клеткам. Для детей шестилетнего возраста. – Екатеринбург: ООО «Типография ситипринт», 2019. – 24 с.
Для родителей:
1.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. - Росмэн-Пресс, 2006.- 63 с.
2.Козырева Л.М. Развиваем логическое мышление. Тетрадь по развитию внимания, зрительной памяти, логического мышления старших дошкольников. –Москва: Издательство Академия развития,2008. –32с.
3.Султанова М.О. Развиваем моторику руки. Для детей 5-6лет. Издательство: Хатбер, 2017 г. – 16 с.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для развития логики и внимания. Издательство «АСТ», 2017 г. – 228 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-grafdikal.htm
https://nsc.1sept.ru/article.php?id=200401902
https://ebookshelf.info/razvitie/9-razvitije/641-350-uprazhnenij-dlya-razvitiya-logiki-ivnimaniya 3. IQ-тренажёрдлядетей 5 - 6 лет.
https://e-bookshelf.info/razvitie/9-razvitije/383-razvivaem-logicheskoe-myshleni
Приложение 1
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
детского объединения «Веселая клеточка»
1. Всего детей: 17 чел.
Количество групп: 1
Мальчиков:___________ чел.
Девочек:______________ чел.
2. Возраст: 5-7 лет
3. Всего семей: 17
Полных: 14
Неполных: 3
Опека (сироты): 0
5. Характеристика семей:
Многодетные: 0
Малообеспеченные: 0
Неблагополучные: 0
6. Дети-инвалиды: 0
7. Дети, состоящие на всех видах учета: 0
8. Всего родителей: 34 чел.
Из них имеют высшее образование: 15 чел.
Средне-специальное: 19 чел.