Методическая разработка «Игры с водой в детском саду»
методическая разработка
Играя с водой, ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Игры с водой в детском саду»
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицатель-ные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Цель применения игр с водой:
1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию,
развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук,
так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой
заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры
являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;
3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия
ребенка;
4. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный
период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую
моторику, зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами
воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными
предметами у детей формируются представления об окружающем природном
мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды,
по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими
понятиями: полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное
количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим,
у детей формируются количественные представления.
6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой
способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся
ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся
с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки
соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также
вылавливать из воды нужное количество.
9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например,
пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик,
средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек
легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово.
Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума
дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в
них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной
среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет
возможность проявлять свою активность и творчество.
Оборудование для игр с водой:
стол для игр с водой или таз;
бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие
пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)
пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы,
картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой
поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности
воды;
игрушки и приспособления для игры с водой;
природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
удочки-игрушки;
ложки, половники;
пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
стаканчики разного объема;
набор резиновых игрушек;
игра рыбалка;
ситечки, пинцеты, сачки;
водоплавающие свечи;
трубочки; губки; краски.
1. «Попади в колечко»
Рыбки в море-океане
Весело резвятся.
Наша детка будет в ванне
Вечером купаться.
Мы возьмем с собой игрушки,
Чтоб не скучно было.
Рыбки, уточки, лягушки
Вымоются с мылом.
Берем кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде
(его можно сделать из пенопласта или плотного картона). Также понадобится
мячик для пинг-понга или любой маленький резиновый мячик. Предложите
ребенку, подталкивая мячик рукой, загнать его в колечко. Можно провести эту
игру в форме соревнования – «Кто больше мячиков закатит в колечко», «Чей
мячик быстрее», «Попади в цель». Предлагаю также разнообразить игру с
колечком и мячиком следующим упражнением: поднимаем мячик высоко и
бросаем его в колечко – у кого попадет!
2. «Рыбалка»
— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок
или небольшое ситечко для игр с песком. В воду бросаем небольшое количество
мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок».
Можно дать конкретное задание: «Поймай синий (или красный, или желтый)
шарик», «Вылови из водички уточку», «Поймай 1 (2,3) рыбки» и т. д.
3. «Рыбаки»
Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы.
Цель — развитие цветовосприятия и цветоразличения.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4
бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или
металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый,
синий), 4 ведерка разных цветов.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн
разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных
металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с
магнитами.
Ход игры
Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок,
педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и
предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий
должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед
началом игры педагог может прочитать стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — темный уголек,
И как льдинка тело,
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбешку жалко.
Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерки.
Побеждает тот ребенок, который первым поймает всех рыбок «своего» цвета.
Далее игра продолжается со следующей четверкой детей.
4. «Необычная рыбалка»
Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми
младшей группы.
Цель — развитие математических представлений (совершенствование
умения различать геометрические фигуры).
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3
бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или
металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные
в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый,
квадратный, треугольный).
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн
разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими
кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры
Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры,
расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им
новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать
в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер
фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде
педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок,
который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со
следующей группой детей.
5. «Поймай букву»
Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми
средней группы.
Цель — подготовка к обучению грамоте.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4
бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или
металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный,
желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн
разноцветные буквы из пластика (снабженные металлическими кружками) или из
металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры
Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные буквы,
назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую
игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям поучаствовать в
соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы,
такие же, как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети
ловят и складывают буквы в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым
поймает все «свои» буквы. Далее игра продолжается со следующей группой
детей.
6. «Морские камешки»
Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной
группы.
Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой,
разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого
возраста проводится игра.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду морские
камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который
нужно продолжить.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого.
Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно
сделать). Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки
из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.
7. «Водичка, водичка»
Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.
Цель — развитие первичных естественно-научных представлений.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные
пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.
Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста игры.
Ход игры
Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры,
совершая соответствующие тексту действия:
Раз, два, три, четыре,
(Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки.)
Ручки в воду опустили.
Мы похлопаем в ладошки
(Хлопают в ладоши под водой.)
И побрызгаем немножко.
(Легко загребают воду ладошками.)
Из ладошки да в ладошку
(Переливают воду из ладошки в ладошку.)
Льются капельки-горошки.
Педагог ставит на стол или скамейку сосуды для воды и предлагает детям
налить в них воду. Когда дети выполнят просьбу педагога, он предлагает им в
один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо
размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с
песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям
сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода
осталась прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала
мутной».
8. «Брызгалки»
Любят слоники купаться
И водою обливаться.
Мы с тобой хоть не слоны,
Но с водою мы дружны!
9. «Мыльные пузыри» Цель: снятие психоэмоционального напряжения,
коррекция агрессивного поведения. Содержание. Детям нравится наблюдать за
кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока
не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри
часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития
дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с
мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять
струю воздуха в нужном направлении.
10. «Плыви, кораблик!» Цель: снятие психоэмоционального напряжения,
коррекция агрессивного поведения. Содержание. Дуть на маленький легкий
кораблик на воде (например, во время купания).
11.«Бульки» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция
агрессивного поведения. Содержание. Дуть через трубочку в стакан, наполовину
наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный
выдох и сильно ли он 9 дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры
предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он
может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через
трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус.
Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
12. «Пенный замок» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция
агрессивного поведения. Содержание. В небольшую мисочку налейте немного
воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую
коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем
на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите
ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены
пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном
замке.
13. «Ловкие пальчики» Цель: регуляция мышечного напряжения,
расслабление. Содержание. Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и
формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
14. «Бульбочки» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание. Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за
пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и
наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».
15. «Тонет - не тонет» Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.
Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают,
что плавает, а что тонет.
16. «Морские сокровища» Цель: развитие внимания, координация
движений. Содержание. Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»-
камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие
предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
17. «Веселые зверушки» Цель: развитие зрительной координации,
знакомство со свойствами воды. Содержание. игры с механическими водными
игрушками, наблюдение за траекторией движения.
18. «Достань ракушку/камешек» Цель: развитие внимания, координация
движений. Содержание. На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько
камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он
выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с
малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-
20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди
других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания,
поэтому взрослый может помочь малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".
Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...
Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"
Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...
Методическая разработка - танец для подготовительной группы детского сада "Осенняя композиция"
Осенняя композиция - танец для подготовительной группы, этот танец очень хорошо использовать для "входа" на осенний праздник....
"Методическая разработка "Организация адаптационной группы в детском саду.""
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА -ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....
методическая разработка "Игры с водой и песком"
Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей первых трех лет. Это объясняется следующим. Мышление у детей 2-3 лет жизни наглядно-действенное и экспериментирование, как...
Методическая разработка «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста».
Методическая разработка«Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста»....
Методическая разработка игры-занятия "Вода-водичка"
В методической разработке изложена методика проведения игрового занятия с детьми раннего возраста...