Методическая разработка «Игры с водой в детском саду»
методическая разработка

Мишина Людмила Петровна

 

Играя с водой, ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

                  Методическая разработка «Игры с водой в детском саду»

    Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицатель-ные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Цель применения игр с водой:

1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию,

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук,

так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой

заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;

2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры

являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;

3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия

ребенка;

4. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный

период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую

моторику, зрительную и двигательную координацию).

2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами

воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными

предметами у детей формируются представления об окружающем природном

мире.

3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды,

по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими

понятиями: полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное

количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим,

у детей формируются количественные представления.

6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой

способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся

ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся

с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки

соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также

вылавливать из воды нужное количество.

9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например,

пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик,

средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек

легкий, поэтому он плавает на воде.

10. Снимаем психическое напряжение и агрессию.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово.

Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума

дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в

них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной

среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет

возможность проявлять свою активность и творчество.

Оборудование для игр с водой:

 стол для игр с водой или таз;

 бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие

пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

 пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы,

картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой

поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).

 разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности

воды;

 игрушки и приспособления для игры с водой;

 природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);

 удочки-игрушки;

 ложки, половники;

 пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;

 стаканчики разного объема;

 набор резиновых игрушек;

 игра рыбалка;

 ситечки, пинцеты, сачки;

 водоплавающие свечи;

 трубочки; губки; краски.

1. «Попади в колечко»

Рыбки в море-океане

Весело резвятся.

Наша детка будет в ванне

Вечером купаться.

Мы возьмем с собой игрушки,

Чтоб не скучно было.

Рыбки, уточки, лягушки

Вымоются с мылом.

Берем кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде

(его можно сделать из пенопласта или плотного картона). Также понадобится

мячик для пинг-понга или любой маленький резиновый мячик. Предложите

ребенку, подталкивая мячик рукой, загнать его в колечко. Можно провести эту

игру в форме соревнования – «Кто больше мячиков закатит в колечко», «Чей

мячик быстрее», «Попади в цель». Предлагаю также разнообразить игру с

колечком и мячиком следующим упражнением: поднимаем мячик высоко и

бросаем его в колечко – у кого попадет!

2. «Рыбалка»

— Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

— Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок

или небольшое ситечко для игр с песком. В воду бросаем небольшое количество

мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок».

Можно дать конкретное задание: «Поймай синий (или красный, или желтый)

шарик», «Вылови из водички уточку», «Поймай 1 (2,3) рыбки» и т. д.

3. «Рыбаки»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы.

Цель — развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4

бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или

металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый,

синий), 4 ведерка разных цветов.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн

разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных

металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с

магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок,

педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и

предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий

должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед

началом игры педагог может прочитать стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик — темный уголек,

И как льдинка тело,

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбешку жалко.

Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерки.

Побеждает тот ребенок, который первым поймает всех рыбок «своего» цвета.

Далее игра продолжается со следующей четверкой детей.

4. «Необычная рыбалка»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми

младшей группы.

Цель — развитие математических представлений (совершенствование

умения различать геометрические фигуры).

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3

бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или

металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные

в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый,

квадратный, треугольный).

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн

разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими

кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры,

расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им

новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать

в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер

фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде

педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок,

который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со

следующей группой детей.

5. «Поймай букву»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми

средней группы.

Цель — подготовка к обучению грамоте.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4

бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или

металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный,

желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн

разноцветные буквы из пластика (снабженные металлическими кружками) или из

металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные буквы,

назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую

игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям поучаствовать в

соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы,

такие же, как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети

ловят и складывают буквы в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым

поймает все «свои» буквы. Далее игра продолжается со следующей группой

детей.

6. «Морские камешки»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной

группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой,

разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого

возраста проводится игра.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду морские

камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который

нужно продолжить.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого.

Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно

сделать). Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки

из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

7. «Водичка, водичка»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель — развитие первичных естественно-научных представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные

пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.

Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста игры.

Ход игры

Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры,

совершая соответствующие тексту действия:

Раз, два, три, четыре,

(Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки.)

Ручки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопают в ладоши под водой.)

И побрызгаем немножко.

(Легко загребают воду ладошками.)

Из ладошки да в ладошку

(Переливают воду из ладошки в ладошку.)

Льются капельки-горошки.

Педагог ставит на стол или скамейку сосуды для воды и предлагает детям

налить в них воду. Когда дети выполнят просьбу педагога, он предлагает им в

один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо

размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с

песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям

сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода

осталась прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала

мутной».

8. «Брызгалки»

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны!

9. «Мыльные пузыри» Цель: снятие психоэмоционального напряжения,

коррекция агрессивного поведения. Содержание. Детям нравится наблюдать за

кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока

не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри

часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития

дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с

мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять

струю воздуха в нужном направлении.

10. «Плыви, кораблик!» Цель: снятие психоэмоционального напряжения,

коррекция агрессивного поведения. Содержание. Дуть на маленький легкий

кораблик на воде (например, во время купания).

11.«Бульки» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция

агрессивного поведения. Содержание. Дуть через трубочку в стакан, наполовину

наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный

выдох и сильно ли он 9 дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры

предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он

может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через

трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус.

Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

12. «Пенный замок» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция

агрессивного поведения. Содержание. В небольшую мисочку налейте немного

воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую

коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем

на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите

ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены

пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном

замке.

13. «Ловкие пальчики» Цель: регуляция мышечного напряжения,

расслабление. Содержание. Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и

формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

14. «Бульбочки» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание. Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за

пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и

наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

15. «Тонет - не тонет» Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.

Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают,

что плавает, а что тонет.

16. «Морские сокровища» Цель: развитие внимания, координация

движений. Содержание. Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»-

камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие

предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

17. «Веселые зверушки» Цель: развитие зрительной координации,

знакомство со свойствами воды. Содержание. игры с механическими водными

игрушками, наблюдение за траекторией движения.

18. «Достань ракушку/камешек» Цель: развитие внимания, координация

движений. Содержание. На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько

камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он

выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с

малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-

20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди

других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания,

поэтому взрослый может помочь малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

Методическая разработка - танец для подготовительной группы детского сада "Осенняя композиция"

Осенняя композиция - танец для подготовительной группы, этот танец очень хорошо использовать для "входа" на осенний праздник....

"Методическая разработка "Организация адаптационной группы в детском саду.""

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА -ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

методическая разработка "Игры с водой и песком"

Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей первых трех лет. Это объясняется следующим. Мышление у детей 2-3 лет жизни наглядно-действенное и экспериментирование, как...

Методическая разработка «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста».

Методическая разработка«Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей раннего возраста»....

Методическая разработка игры-занятия "Вода-водичка"

В методической разработке изложена методика проведения игрового занятия с детьми раннего возраста...