Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.
картотека
Дидактические игры-одно из средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К.Крупская."Игра для них-учеба,игра для них-труд,игра-для них-серьезная форма воспитания.Игра для дошкольния -способ познания окружающего.Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения,числовые отношения,изучает растения,животных"
В игре ребенок развивается физически,приучается преодолевать трудности.У него воспитывается сообразительность,находчивость,инициатива.Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
для детей раннего возраста
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.
Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
«Моя семья»
Цель:
-способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи;
-подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
«Давайте познакомимся!»
Цель:
-закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Материал: кукла.
Ход игры
К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.
Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!
Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.
«Мое имя»
Цель:
-закреплять умение детей четко называть свое имя.
Материал: мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.
«Помоги маме найти своих детёнышей»
Цель:
-закрепить знания детей о названии детёнышей животных;
-соотносить названия животных с их детёнышами.
Ход игры
Предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (У зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.)
«Что добавилось?»
Цель:
-развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.
(Предметные картинки с изображением овощей.)
«Вершки-корешки»
Цель:
-уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.
Ход игры
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.
«Круглый, овальный, треугольный»
Цель:
-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.
(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)
«Дождик»
Цель:
-учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)
Дети повторяют.
Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).
Дети повторяют.
Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).
Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.
«С какого дерева лист?»
Цель:
-совершенствовать умение различать деревья по их стволам и листьям;
-развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Материал: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья от этих деревьев.
Ход игры
В хаотичном порядке разложить листья вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево и назвать его (береза, дуб, клён).
«Какой лист?»
Цель:
-совершенствовать знания различать листья трёх деревьев;
-учить образовывать прилагательные;
-развивать устную речь, внимание, память.
Материал: корзинка, осенние листья.
Ход игры
Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.
«Признаки осени»
Цель:
-закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме;
-развивать устную речь, внимание, память.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход игры
На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Например: «Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи» и т. д
«Скажи ласково»
Цель:
-учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
(Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)
«Чудесный мешочек»
Цель:
-уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры
Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
«Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель:
-упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Материал:Картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви, картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
Ход игры
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.
- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель:
-закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры
Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Материал: большие и маленькие мячи и кубики.
Ход игры
Педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Предлагает положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия, дети за ним повторяют. Затем дети играют самостоятельно.
«Один — много»
Цель:
-тренировать в образовании множественного числа и употреблении слов в родительном падеже; научить подбирать к cловам определения и слова, обозначающие действие; научить находить в словах первый звук, определять количество слогов и подбирать слова, сходные по звучанию.
Материал: карточки с картинками одного предмета и нескольких предметов.
Ход игры
Воcпитатель. Это шар. А это шары. Здесь много шаров. Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
«Шарик в ложке»
Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.
Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.
Ход игры
Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.
Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят кукол).
«Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
«Кто где живет?»
Цель:
-закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
«Кто что любит?»
Цель:
-закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
«Узнай зверя по описанию»
Цель:
-учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
«Сложи картинку»
Цель:
-учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
«Новогодние игрушки»
Цель:
-умение различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.
Материал: сюжетная и предметные картинки .
Ход игры
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки). Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.
Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».
Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.
Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.
«Длинный – короткий»
Цель:
-умение различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
Материал: сюжетная и предметные картинки.
Ход игры
Воспитатель показывает ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).
Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда). Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.
«Что зимой бывает»
Цель:
-развивать представление о приметах зимы;
-развитие пассивного и активного словаря.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
«Что прячется за сугробом»
Цель:
-развитие зрительного внимания, активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
« Кто что ест»
Цель:
-закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.
«Кто как кричит»
Цель:
-развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.
Материал: набор игрушек «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.
«Животные и их малыши»
Цель:
-учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.
Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.
Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.
«Помоги маме накрыть на стол»
Цель:
-умение использовать в речи слова «еще» и «один»; различать конфеты по цвету фантика; употреблять имена существительные единственного числа в винительном падеже без предлога и существительные множественного числа женского и мужского рода с окончаниями -и, -ы; понимать значение слов «много», «мало».
Материал: сюжетная и предметные картинки.
Ход игры
Воспитатель помогает ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Показывайте поочередно на каждого гостя, сидящего за праздничным столом. Предложите ребенку назвать каждого гостя (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Спросите малыша: «Что собираются делать гости?» (Пить чай.) Предложите ему помочь маме разложить конфеты на блюдца, стоящие около каждого гостя. Спросите у ребенка, сколько конфет у мамы? (Много.) Попросите его положить на блюдце каждому гостю конфету такого же цвета, как блюдце. Затем попросите назвать цвет фантика на каждой конфете. (Эта конфета с фантиком синего цвета. Я положу ее на синее блюдце.)
«Букет для мамы»
Цель:
-умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.
Материал: сюжетная и предметные картинки.
Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте ребенку вопросы. Кто изображен на картинке? (Мама.) Почему мама так нарядно одета? (У мамы день рождения.) Прочтите рифмовку: Маму я свою люблю, Ей цветочки подарю. Предложите ребенку поздравить маму. Попросите составить из цветов букет. Затем попросите назвать каждый цветок и его цвет. (Желтый тюльпан, синий василек, красная роза.) Предложите поставить цветы в вазу, стоящую на столе. Попросите ребенка сказать, как можно назвать много собранных вместе цветов. (Букет.)
«Мама купает малыша»
Цель:
-умение ребенка наблюдать за последовательностью действий при купании; употреблять в речи глаголы во множественном числе; закреплять в речи формы творительного падежа.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры
Воспитатель пердлагает ребенку прослушать рифмовку:
Посмотрите, посмотрите —
Ванечка уже в корыте.
Будем Ванечку купать,
Будем маме помогать!
Предложите малышу разложить картинки в такой последовательности, которая происходит при купании мамой маленького Ванечки: 1) налить воду в ванну; 2) посадить в нее Ванечку; 3) взять мочалку. Намылить мочалку (чем?) … мылом. Помыть Ванечку (чем?) … мочалкой. Вытащить Ванечку из ванны. Вытереть (чем?) … полотенцем.
«Сделай как я»
Цель:
-умение правильно согласовывать местоимение «я» с глаголами несовершенного вида. Ход игры
Воспитатель предлагает ребенку угадать совершаемые вами действия. Попросите ребенка назвать их. Предложите выполнить такие же действия и сказать о том, что он делает. Лексический материал
Я целую маму. — И я целую маму.
Я глажу маму. — И я глажу маму.
Я обнимаю маму. — И я обнимаю маму.
Я причесываю маму. — И я причесываю маму.
«Собери цветок»
Цель:
-закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
«Один лишний»
Цель:
-развитие памяти, внимания, логики; научить классифицировать предметы по разным признакам.
Ход игры
Воспитатель показывает карточку и говорит: « Посмотри, здесь нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним? Почему ты так думаешь?»
«Мешок игрушек»
Цель:
-развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предметы.
Материал: мешочек, машинки, самолёт, поезд, автобус, пароход, автомобиль.
Ход игры
Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку. Потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают игрушки и с ними возвращаются на свои места. Затем воспитатель разрешает поиграть игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собираются в мешочек, и игра повторяется.
«Цвет машины»
Цель игры:
-научить ребенка различать машины по цвету.
Ход игры
Задача игрока собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Задавайте ребенку дополнительные вопросы: «Как называется тот или иной цвет? Какая из машин желтого цвета? Какого цвета самолёт?»
«Виды машин»
Цель игры:
-научить ребенка объединять машины в группы.
Ход игры
Разложите карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например лодки. Где её можно увидеть? К какой из четырех обобщающих карточек её можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Попросите собрать цепочки карточек: водный транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт. Задайте дополнительные вопросы. Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Как называются машины, которые летают по небу? И т. д.
«Разрезные картинки (транспорт)»
Цель:
-умение складывать целое изображение картинки из частей.
Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта.
Ход игры
Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид.
«Парные картинки»
Цель:
-упражнять детей в сравнении предметов, изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность; формировать речь; вырабатывать умения; выполнять правила игры.
Ход игры
У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображен транспорт. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:
-Что это?
-Автомобиль, - отвечают дети.
-А на этой картинке тоже автомобиль. Рассмотрите внимательно и назовите, какие это автомобили? Как можно сказать о них?
-Одинаковые,- отвечают дети.
-Да, они одинаковые, парные. Два автомобиля - пара , значит парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. Я на столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдёт и найдёт ей пару.
Выигрывает тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет.
«Посуда»
Цель:
-расширить знания детей о посуде, ее назначении, учить детей называть предмет и возможные с ним действия, пополнить лексический запас детей по теме;
-развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.
Материал:
«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Ход игры
Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку.
«Что для чего?»
Цель:
-упражнять в классификации посуды – кухонная, столовая, чайная, декоративная, закрепить знания об обобщающем понятии посуда.
Ход игры
Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении :
— Кухонную посуду (в котором готовят пищу) ;
— Столовая (из которой едят )
— В котором хранят продукты;
— Декоративная посуда ;
Кроме того есть столовые принадлежности — ложки, вилки, нож.
«Подбери блюдца к чашкам»
Цель:
-продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.
«Составь картинку»
Цель:
-учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От дивана. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть дивана. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получился диван и т.п.
«Где растут цветы»
Цель:
-дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе, обогатить словарь детей по теме «цветы».
Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растение выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.
Материал: картинки с изображением цветов.
Ход игры
Дети рассматривают все предложение растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.
«Найти такой же»
Цель:
- умение находить предметы по сходству.
Материал: Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры
Воспитатель показывает какое-либо растение на одном из слов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
Наблюдение за цветами в вазе
- Посмотрите, что стоит в вазе? В вазе стоят цветы. Посмотрите, какие у цветов лепестки, стебли, листья. Подойдите и понюхайте аромат цветов.
Ухаживать за цветами.
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).
Ход игры
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
«Разрезные картинки»
Цель:
-формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Материал: карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках.
Ход игры
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением насекомых. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"
В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.
Карточка№1 Ди...
"Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...