Презентация "Изотерапия"
материал (старшая группа)

Е.А.Леньшина

Изотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад общеразвивающего вида № 187»

                                     Презентация 

Приемы работы изотерапии(марание,штриховка,каракули,акватушь,клаксографи,рисунки на пени (эбру),ЗD-рисунки, мандала ).  

                                                                            Подготовили:

                                                                            Воспитатели старшей группы №3

                                                                            Леньшина Е.А.

                                                                            Лахина Н.А.

                                                               

                                            г. Воронеж

                                                2020 г.

История возникновения изотерапии

 Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье. Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации. Методы изотерапии Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

 Вся изотерапия делиться на два основных вида:

Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);

Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

Индивидуальные занятия;

 Парные;

Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком. Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её. Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

Дети-инвалиды;

С задержкой физического и психического развития;

С нарушениями и расстройством психики;

Имеющие физические особенности;

Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе. Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации.

Перед данной терапией ставятся следующие цели:

Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;

Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;

Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность; Повышение самооценки;

Научить терпению и аккуратности. В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам:

улучшение настроения,

нормализация сна,

повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения. Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения Особенности занятий для дошкольников Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр». Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога.

 Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы. Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать.

Занятия по изотерапии.

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его. Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.

Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.

Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней. Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

 Краски.

Карандаши.

Фломастеры.

Нитки.

Макароны.

Пластилин.

Ленты.

Цветная бумага.

Природные материалы.

 Упражнения изотерапии «Каракули»

 Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

 Необходимые материалы:

Мелки.

Бумага.

Фломастеры.

Цель методики:

Повышение самооценки.

Изучения своих чувств.

Снятия напряжения.

Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме.

Материалы:

Бумага для рисования.

Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью. Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики. Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах. Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс. Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление.

 Упражнение «Изобразим радость»

 Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах. Материалы: Бумага. Акварельные краски. Кисти. Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

 Спокойная мелодия.

Листы бумаги.

Акварель.

Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

 Цель: Развить воображение. Снять эмоциональное напряжение. Развития мелкой моторики рук (для детей).

Материалы:

Бумага.

Краски.

Карандаши.

Фломастеры.

Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта.

Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.