Семинар «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»
презентация

Наумова Татьяна Александровна

Цель семинара:

1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;

2. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_razvitie_svyaznoy_rechi.pptx724.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Слайд 2

Цель семинара: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ; Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников.

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Слайд 4

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 5

Коммуникативная компетентность

Слайд 6

Особенности развития связной речи в раннем возрасте www.themegallery.com

Слайд 7

Особенности развития связной речи в младшем дошкольном возрасте www.themegallery.com

Слайд 8

Особенности развития связной речи в среднем дошкольном возрасте www.themegallery.com

Слайд 9

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте www.themegallery.com

Слайд 10

Затруднения в развитии диалогической речи Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога; Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения; Различного рода недостатки отбора языковых средств; Адресация собственных реплик «в никуда»; Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником; Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации; Бедная лексическая наполняемость диалога. www.themegallery.com

Слайд 11

Сравнительная таблица форм связной речи Характеристика Диалогическая речь Монологическая речь Форма речи Первичная Развивается на основе диалога Цель Потребность непосредственного живого общения Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности Возраст формирования 3 – 5 лет Начинает к 5 годам Система языка Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса Условия коммуникации Связность высказываний Ситуация возникновения Ситуативная Запрограммированная (планируемая) Виды предложений Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений Связное развернутое изложение Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) Широко используется Мало используется Работа педагога Развивать Целенаправленно обучать www.themegallery.com

Слайд 12

Развитие навыков диалогической речи www.themegallery.com

Слайд 13

Развитие навыков монологической речи www.themegallery.com

Слайд 14

Обучение творческому рассказу www.themegallery.com

Слайд 15

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Слайд 16

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. www.themegallery.com

Слайд 17

МНЕМОТАБЛИЦЫ На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. «Весна»

Слайд 18

«Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху - звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

Слайд 19

Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - наречие - www.themegallery.com

Слайд 20

Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой) www.themegallery.com

Слайд 21

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко www.themegallery.com Схема описания и сравнения посуды

Слайд 22

Методика коллаж Т.В. Большева www.themegallery.com

Слайд 23

«Болтунишка»http://www.boltun-spb.ru/mnemo_all_name.html Мнемотехника www.themegallery.com

Слайд 24

Практическая часть www.themegallery.com Задание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Назовите формы речи. Какие умения развиваются в диалоге. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. Назовите структуру повествования. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? Ведущий прием для активизации речи и мышления.

Слайд 25

Задание: Переведите пословицы на русский язык Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь. Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся. Молчаливый рот - золотой рот (Германия) Слова - серебро, а молчание – золото. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведет.

Слайд 26

Задание: объясни выражения Дело в шляпе Все в порядке Плясать под чужую дудку Действовать не по собственной воле Как на иголках Состояние крайнего волнения, беспокойства Чесать язык Болтать попусту Морочить голову Отвлекать от основного дела пустыми разговорами

Слайд 27

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам) Семья – душа Вся семья вместе, так и душа на месте. Доме – стены В своем доме и стены помогают. Опереньем – ученьем Красна птица опереньем, а человек ученьем. Кормит – портит Труд кормит, а лень портит. Время – час Делу время, потехе – час. Тепло – добро При солнышке тепло, при матери добро.

Слайд 28

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок Пёс без шапки Красные усы Красивый цыплёнок Серебряная курочка Чёрная туфелька

Слайд 29

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. www.themegallery.com

Слайд 30

Примеры синквейна На тему любви: Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. На тему жизни: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

Слайд 31

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. www.themegallery.com

Слайд 32

Подведение итогов и награждение победителей

Слайд 33

Правила для смелых и упорных педагогов www.themegallery.com Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 34

Дальнейшие планы www.themegallery.com 1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей: Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи; Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников; Реализация образовательных проектов в области речевого развития. 2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу о развитию связной речи детей. 3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. 4. Провести для родителей консультации, беседы по теме «Развитие речи дошкольника».

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:•               Активи...

Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников

Педсовет целью которого является: систематизация знаний   педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы....

Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Презинтация "«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников...

Семинар "Особенности современных форм, методов работы в ДОУ п развитию связной речи дошкольников"

В плане проведения семинара - выступление старшего воспитателя по теме "Актуальность проблемы речевого развития дошкольников", обмен опытом по данной теме, деловая игра....

Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Говорить умеют п...