План по самообразованию "Формирование экологических начал у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга.»
План работы по самообразованию
«Формирование экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста»
Выполнила
Воспитатель: Калашникова М.С.
2021г.
План самообразования
1.Ф.И.О. педагога - Калашникова Марина Сергеевна
2. Образование средне – специальное
3. Тема самообразования: « Формирование экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста».
4. Работа начата – 01.09.2021г.
5. Предполагается закончить – 01.09.2026г.
6. Цель: Повысить свой педагогический уровень, профессионального мастерства и компетентности. Углубить знания через изучение методической литературы по теме самообразования.
7. Задачи:
- разработать перспективный план;
- разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста;
- продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
- внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
9. Форма образования – индивидуальная.
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
- внесение необходимых коррективов;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения;
- работа с родителями.
11. Практический выход (семинар - практикум, мастер – класс, открытое ООД и др.)
12. Форма отчета по проделанной работе – презентация.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель:
Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, обогатить развивающую среду группы о формировании экологических начал у детей раннего м младшего дошкольного возраста (создание и приобретение новых игр при участии родителей по экологии), образование родителей по данной теме (подготовка консультаций и родительских собраний по теме самообразования).
Формы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективом:
Родители:
- сотрудничество через консультации;
- беседы;
- совместная работа по участию в выставках ДОУ и группы по теме самообразования.
Дети:
- специальные занятия «Экология».
- дидактические игры на формирование экологического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста;
- сюжетно – ролевые игры,
Педагогический коллектив:
- посещение консультаций, открытых занятий и ООД коллег.
С младшего дошкольного возраста усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Самообразование |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1.Д/игра: «Овощи». Цель: Познакомить детей с овощами. Развивать сенсорные ощущения детей. 2. Наблюдение за комнатными растениями. Цель: Знакомить с комнатными растениями. 3. Чтение потешки: «Дедушка Егор» (Из-за леса, из-за гор…) Цель: Учить детей слушать, Воспитывать интерес у детей к худ.литературе. 4. Пальчиковые игры: «Осень», «Осенний букет». Цель: формировать бережное отношение к природе. | Консультация для родителей: «Что такое экология» | Консультация для педагогов на тему «Экология и дошкольник» | Изучение ФГОС, СанПин. Изучение методической литературы по данной теме. Изготовление: - д/игры «Овощи»; - д/игры: «Кукушка и дудочка»; Подбор: - иллюстраций: «Полезные овощи»; - консультации для педагогов: «Совместная деятельность детей и педагога по экологическому воспитанию»; - памятки для родителей: «Воспитание доброты к природе»; - памятки для педагогов «Природный мир в детской художественной литературе». |
О К Т Я Б Р Ь | 1.Д/игра: «Кукушка и дудочка». Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. 2.Рассматривание иллюстраций: «Полезные овощи». Потешка: «Вершки и корешки» | Выставка работ из природного материала «Дары осени» | Памятка для педагогов «Совместная деятельность детей и педагога по экологическому воспитанию» | Создание картотек: - «Домашние птицы», - «Пальчиковые игры по экологии». |
Н О Я Б Р Ь | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц 2. Д/игра «Кто в домике живет?» 3. Экологическая сказка: «Маша и медведь» | Памятка для родителей «Воспитание доброты к природе». | Памятка: «Методы при организации работы с детьми по экологическому воспитанию». | Создание картотеки «Домашние животные». Изготовление: - Фото – стенд «Природа нашего села» |
Д Е К А Б Р Ь | 1.Беседа: ««Кто в лесу живет?» 2.Д/и «Кто как говорит?» Цель: Узнавать знакомые голоса животных. 3. Пальчиковая игра: «Ёж». Цель: Учить любить животных. | Фото – стенд «Природа нашего села» Буклет «Помощь птицам зимой» | Консультация для педагогов: «Посеем в детских душах доброту к природе». | Создание картотеки «Насекомые» Изготовление: - д/игры: «Кто как говорит?» - д/игры: «Собери картинку»; Анкета для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников». |
Я Н В А Р Ь | 1.Д/игра: «Собери картинку». Цель: Учить детей собирать картинку из двух частей. 2. Подвижная игра: «Зайка беленький сидит». Цель: Поднимать эмоциональный настрой у детей. | Анкета для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников». | Создание игры – презентации используя ИКТ- технологию для педагогов. | Изготовление демонстрационных карточек: «Что нельзя делать в лесу»; - консультации для родителей: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»; - беседы: «Дикие звери нашего леса» - открытки для папы – «Птичья ладошка». - консультации «Экологическая культура в детском саду» |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Чтение сказки: «Зайчик и Медвежонок». 2. Открытка для папы - птичья ладошка». 3. Пальчиковая игра: «Снежок» Цель: воспитывать интерес к природным явлениям. | Консультация «Дидактическая игра - как средство экологического воспитания дошкольников» | Консультация «Экологическая культура в детском саду» | Оформление папки-передвижки: «Берегите природу»; - Консультация для педагогов «О пользе прогулок с детьми»; - беседы: «Мать-и-мачеха. Первые цветы на участке». |
М А Р Т | 1. Открытка для мамы «Солнышко». 2. Пальчиковая игра: «Пчела». Цель: воспитывать бережное отношение к насекомым. | Папка – передвижка на тему: «Берегите природу» | Консультация для педагогов «О пользе прогулок с детьми» | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности; - консультации для педагогов: «Методы и формы экологического воспитания дошкольников» |
А П Р Е Л Ь | 1.Целевая прогулка, беседа и рассматривание альбома с иллюстрациями «Мать-и-мачеха. Первые цветы на участке». 3. Игра: «В гости к лесным зверям» Цель: Формировать представление о диких животных. | Взаимодействие с родителями ФОТО КОЛЛАЖ "Мы за чистоту ". | Консультация для педагогов: «Методы и формы экологического воспитания дошкольников» | Изготовление картотеки: «Дикие животные»; - консультации для родителей: «Досуг с ребенком на природе»; - подвижной игры: «Воробышки и кошка». |
М А Й | 1.Д/игра: «Фрукты» Цель: Учить детей собирать пазлы из четырех частей. 2. Пальчиковая игра: «Весна», «Вышел дождик погулять». Цель: развивать мелкую моторику. Подвижная игра: «Воробышки и кошка». Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, не талкаться. | Консультация для родителей: «Досуг с ребенком на природе» | Представление проекта | Подведение итогов за год по теме самообразования. |
Список литературы
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
- Ванин С.А. «Зоосад в - детский сад» Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2015
- Давыдова М.А «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников», Москва «Вако», 2017
- Дедулевич М.Н., Шишкина В.А. «Прогулки в природу», Москва «Просвещение», 2018
- Николаева С.Н., И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников», Москва – 2015
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», Творческий центр, Москва 2019
- Чермашенцева О. В., «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград, 2017
- Фадеева В.В., «Безопасность ребенка. Первая помощь» ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016
- Хабарова Т.В., Шифигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников, СанктПетербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
консультация для воспитателей...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром....
Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различны...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в д...
«Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в огороде на окне»
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в де...