Проект по художественно-эстетическому развитию: «Каргопольская игрушка»
проект (старшая группа)
Проект по художественно-эстетическому развитию:
«Каргопольская игрушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kargopolskaya_igrushka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 129
Проект по художественно-эстетическому развитию:
«Каргопольская игрушка»
Выполнила воспитатель:
Клименко О.В.
Калининград
2021 г.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы:
Необходимость в выполнении проекта возникла в желании максимально обогатить и обобщить знания и представления детей о старинных русских народных промыслах и любви к малой Родине. Русская земля во все времена славилась своими мастерами – одаренными людьми, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера… Они творят красоту и пишут историю. На мой взгляд необходимо хранить традиции нашего народа. Очень важно приобщение детей к культуре своего народа, поскольку она воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Жизнь 21 века стала более разнообразна, стремительна, мобильна, и вопреки всему сложна, она требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению задач. Перед государством, дошкольным учреждением, школой и семьёй встает важная задача: добиться того, чтобы ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. И будучи ещё маленькими, но старшими дошкольниками начинали своё знакомство с историей и культурой своей страны. За основу работы с детьми я взяла изучение народного ремесла - Каргапольская игрушка.
Цель:
- Формирование познавательного опыта и практических навыков детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира, на развитие интереса к народному промыслу - Каргапольская игрушка.
- Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведения искусства.
Задачи:
- Формирование у детей первоначальных представлений о Каргапольском промысле;
- Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки.
- Воспитание любви к русскому народному творчеству;
- Активизация словаря;
- Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
- Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия
произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка.
- Познакомить и привлечь родителей к проектной деятельности дошкольников.
Формы работы:
- Чтение стихов, рассказов о народных игрушках.
- Просмотр презентации: «История о каргопольской игрушки».
- Рассматривание народных игрушек из глины. Подбор иллюстраций.
Методы и приемы:
- Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий)
- Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
- Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных материалов для изображения).
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в проектной деятельности я использовала нетрадиционный метод: метод «подмастерья»: весь процесс работы рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному
- наследию народного промысла Каргапольская игрушка;
- Закрепить знания и представления детей о народных промыслах России;
- Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе
- детского сада;
- Развитие творческого воображения, творческого мышления
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, инициативы.
Тип проекта: исследовательский, творческо-информационный.
Вид проекта: групповой
Образовательные области: «Познание»; «Коммуникация»; «Художественное творчество»
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
По срокам реализации: краткосрочный (ноябрь – январь, 2020 - 2021 гг.)
1 ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ
I этап «Организационный этап»
Подготовка материалов:
- Подбор наглядных и дидактических материалов «Каргопольская игрушка»; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным промыслом «Каргопольская игрушка»;
- Подбор произведений фольклора, сказок, стихов, частушек песен на тему народные промыслы «Каргопольская игрушка»;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей:
- Работа над проектом (исследование, изготовление альбома (папки- передвижки), презентация и художественное творчество)
- Тематическая беседа «Русское народно-прикладное искусство»
- Рассматривание альбома «Каргопольская игрушка»
- Исследование: «Каргапольская игрушка»
- Наблюдение: рассматривание игрушки;
- Слушание аудиокассеты: «Русские народные потешки и частушки»
II этап «Основной этап»
Художественное творчество: «Глиняная мастерская», «Художественная мастерская», «Музыкально-эстетическое развитие», «Спортивно-оздоровительное развитие».
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
20.11.2020 | Беседа «Народные промыслы» | Знакомство родителей с проектом, с его задачами | Информационные стенды для родителей: «Северная глиняная игрушка» |
25.11.2020 | Рассматривание папки передвижки «Каргапольская игрушка» | ||
27.11.2020 | Знакомство с Каргопольской игрушкой | Консультация – презентация для родителей «Каргапольская игрушка, историей возникновения этого промысла». | Папки- раскладушки по темам «Знакомство с историей Каргопольской игрушки» |
07.12.2020 | Каргопольская роспись | Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» | |
11.12.2020 | Роспись «Полкана» декоративными элементами» | Участие родителей в проекте: помощь своим детям в творческой деятельности (рисование, лепка) | |
25.12.2020 | Дидактические игры | Уголок дидактических игр: «Народные промыслы» | |
12.01.2021 | Лепка «Берегини» | ||
18.01.2021 | Прослушивание фольклорных песен, сказок, частушек, колядок | Отзывы родителей о проекте |
III этап «Заключительный этап»
- Обобщение результатов работы;
- Оформить выставку рисунков «Народная игрушка из Каргополя»;
- Создание презентации проекта «Каргопольская игрушка».
- Выставка детских работ «Каргопольская игрушка»
Планируемые результаты
Дети:
- Воспитанники будут иметь представление о некоторых особенностях декоративного прикладного искусства;
- Воспитанники будут иметь представление: об образах и узорах;
- Дети научатся рисовать и лепить игрушку по мотивам каргопольской росписи, использовать в работе знания об узорах, составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки, выделять элементы каргопольской росписи, называть цвета, используемые в росписи.
Родители:
- Родители будут иметь представление о народном промысле: Каргопольская игрушка;
- Родители познакомятся и примут участие совместной творческой работе, и ещё более сблизит детей и родителей.
Подведение итогов
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народном промысле, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.
ВЫВОДЫ
Участие детей в проекте, способствовало максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинном русском народном Каргапольском промысле. Ощущения принадлежности их к культуре русского народа. Освоение новых видов техник декоративно – прикладного искусства это толчок к развитию художественного вкуса, творческих способностей, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, памяти, образного и ассоциативного мышления. А ещё это возможность проявлять самостоятельность, инициативу, выражать свою индивидуальность и творческую активность.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Беседа «Народные промыслы»
- Лепка «Берегини»
- Дидактические игры:
- разрезные картинки
- повтори узор
- распиши игрушки
- раскрась и распиши
- Консультация – презентация для родителей «Каргапольская игрушка, историей возникновения этого промысла».
- Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры»
- Папка передвижка «Каргапольская игрушка»
- Мастер - класс «Каргопольская игрушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2 младшей группы «Знакомство с дымковской игрушкой»
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка....
Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2-ой младшей группы "Знакомство с дымковской игрушкой".
Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздн...
Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...
Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»
Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....
Мини проект по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с дымковской игрушкой»
[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"19329025","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"19329034","attributes":{"alt":"","c...
Проект по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада «Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»
Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности....
Проект по художественно-эстетическому воспитанию"Филимоновская игрушка"
Проект предназначен для воспитанников младшей группы...