Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация

«С чего начинается наша Родина?»

Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию дошкольников»

В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами, не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.

«С чего начинается наша Родина?»

Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам – педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.

Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.

Развивающая среда в группах может включать в себя следующий материал:

  1. Альбомы на темы: «Моя семья» (где можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье), «Мой любимый город», «Путь в детский сад», «Мы любим гулять по нашему городу», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи», «Домашняя утварь», «Народные инструменты», «Орудия труда», «Права и обязанности детей» и другие.
  2. «Книга памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
  3. Составление родословной семьи, например: «Семейное древо».
  4. План и карта города.
  5. Макеты в коробках, макеты карты на темы: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон».
  6. Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
  7. Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
  8. Мини-музеи: «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», «Мир природы», «Старинные часы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка-забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла-оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и т. д.
  9. Национальный уголок.
  10. Игротека разных народов России.
  11. Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
  12. Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
  13. Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
  14. Библиотека, где находятся русские народные сказки, сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России.
  15. Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
  16. Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах, «Красная книга».
  17. Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных.
  18. Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)», «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
  19. Сюжетно-ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Семья», «Путешествие по Владивостоку», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.

Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

В последнее время технологический прогресс захлестнул нашу страну, покорил наши умы и добирается до самого дорого для нас  наших детей. Хочется остановить все это, вернуть немного время вспять. Нет, я не против инновационного прогресса, я за, но хочется чаще обращать внимание не только на достижения науки и техники, но и на духовно-нравственные аспекты.

Хочется, чтобы мы по- прежнему любили свою Родину и гордились, что мы живем именно в России, ведь не мало технических разработок сделаны именно в нашей стране. На мой взгляд очень важно воспитать, заложить в детях с раннего детства чувства патриотизма.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.

Понятие «среда», буквально означает «середина»  это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.

Материалы, размещенные в уголке по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:

  • «Моя семья». Это направление представлена альбомами, которые помогли мне сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», «Профессии семьи», организую беседы о профессиях, подчеркивая их значимость, воспитываю уважение к профессиям; подчеркиваю ценность семейных отношений, воспитываю уважительное отношение к членам семьи, приглашаю родителей рассказывать о семейных традициях.  
  • «Мой родной город» создала фотоальбомы с фотографиями памятников и памятных мест природы. вместе с детьми оформляем выставки детских работ по теме.
  • Моя Родина – Россия. Здесь размещена карта России, папка-раскладушка «Наша родина – Россия», тематические папка «Родина моя –Россия», дидактические игры для детей «Собери герб», «Собери флаг».
  • Природа нашего края. Вместе с детьми мы определили, что наша природа похожа на модницу, которая меняет наряды, пришла идея олицетворить природу, нарядить ее красивые платья, которые она меняет в соответствии с временами года. А платье украшаем фотографиями отражающие изменения в природе родного края, стихи о временах года, загадки, пословицы, поговорки, приметы.  
  • Защитники Отечества. Оформила в виде сменного уголка, где знакомила с героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитывала гордость за них, желание быть похожими на них.

В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. В методическом кабинете имеется методическая литература по патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, книги о Владивостоке, его жителях.

Педагогами созданы презентации по темам: «Как это было»  о космосе, «Мой город и край, в которой я живу», «Профессии города Владивостока», «Морские животные». Разработаны проекты: «Космос», «Хлеб – всему голова» и т. д. Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов, познавательная детская литература о природе, материал по проведению военно-патриотической игр и видеоклип.

Педагоги организуют тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

Во многих группах с книжным уголком соседствует театральный, где представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, бумажный), маски.

В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок-передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.

Данную работу по формированию предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо продолжать, т. к. она пронизывает все образовательные области Программы, и является основой воспитания будущего гражданина.

В результате организовали свой мини-музей «Наши деды и прадеды», где в условиях свободного досуга дети могут пополнять свои знания о ВОВ, о героях-земляках.

Беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединяю с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков.

По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаем гостей – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организую экскурсии к Мемориалу Победы.

Организуя прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаю рассказами о происхождении названий улиц, о труде взрослых.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение уделяю информация для родителей, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашению на комплексные занятия.

Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов ко Дню матери. Ежегодно, под руководством музыкального руководителя, провожу праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «Масленица» и другие

Накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.

Воспитание гражданственности патриотических чувств на современном этапе развития нашего общества обязывает развивать у детей интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

Надеюсь, начальные основы нравственно-патриотического воспитания, полученные детьми, продолжат путь накопления новых знаний при дальнейшем формировании ребенка как личности.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников"

Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленные на воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу....

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Консультация "Этапы, формы, методы воспитания" познакомит педагогов с последовательностью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»...