план ЭКОЛЯТА
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
_________________________________________________________
План
«Эколята»
в старшей группе № 11
Цель: Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Задачи:
- Развитие интереса к миру природы;
- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
Тема | Цель | Форма работа | |
Сентябрь. «Неживая природа осенью | «Я и природа» | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина ) «Что такое природа» . «Природа - не природа», «Угадай ,что в мешочке». |
«Наш – дом природа» | Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. | «Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» | |
Октябрь. «Земля – кормилица наша». | «Хлеб – всему голова» | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто больше назовет». |
«Зерновые культуры» | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона | |
«Почему зерно в землю сеют?» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения | |
«Злаки родного края» | Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. | Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». | |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство». | «Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических | |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных | |
Декабрь. «В царстве комнатных растений». | «Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. | |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения | Моделирование трудового процесса. | |
Январь «Загадочные явления в природе» | «Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Тайна воздушного пузырька» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» | |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой | Наблюдения в природе. | |
Февраль. «Экология родного края» | «Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Саратовской области. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с Красной книгой Саратовской области |
«По заповедным местам природы Саратовской области» | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. . | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | |
«Город, в котором хотел бы я жить» | Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. | Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. | |
«Твой город – твое здоровье» | Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. | |
Март. «Царица – водица» | «Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». |
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. | |
«В гостях у жителей подводного царства» | Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. | |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | |
Апрель. «Защитим природу!» | «Человек – верный сын природы» | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». | |
«Юные спасатели» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. | |
«Сказа ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | |
Май. «В царстве лекарственных растений» | «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). |
«Удивительное рядом» | Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. | |
«Лесная аптека на страже человека» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.
Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...
План реализации социального природоохранного проекта "Эколята-дошколята"
План позволяет проводить полноценную работу по реализации социального природоохранного проекта "Эколята - дошколята" уже в средней группе, активно включая в деятельность не только детей, но ...
План кружковой деятельности «Эколята»
План кружковой деятельности по экологии...
План проекта "Эколята - дошколята" молодые защитники природы"
Планирование проекта на 2020 - 2021 год...
План кружковой работы по экологическому развитию: "Эколята-Дошколята"
План кружковой работы по экологическому развитию: "Эколята-Дошколята"...
План реализации социального природоохранного проекта "Эколята-дошколята" в старшей группе
План реалиации экологического проекта позволяет стать полноценными участниками Всероссийского природоохранного социально-образовательного Проекта "Эколята - дошколята". План мероприятий охва...
План мероприятий волонтерского движения "Эколята"
олонтерское движение "Эколята"...