Конспекты родительских собраний, в нетрадиционной форме
план-конспект занятия

Моисеева Мария Ивановна

повышение уровня мотивации родителей к совместной творческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1) показать родителям важность совместной творческой деятельности с детьми; 2) познакомить родителей с базовыми формами оригами; 3) повысить уровень педагогической компетенции родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_rod.sobraniy_v_netraditsionnoy_forme.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Буратино»

Конспекты родительских собраний, родительских собраний  в нетрадиционной форме

Составила: воспитатель Моисеева М.И.

Конспект 1 Творческая студия «Семейная мастерская»

 Цель: повышение уровня мотивации родителей к совместной творческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1) показать родителям важность совместной творческой деятельности с детьми; 2) познакомить родителей с базовыми формами оригами; 3) повысить уровень педагогической компетенции родителей. Предварительная работа: изготовление приглашений в форме оригами, оформление объявления о собрании, анкетирование родителей (см. приложение 1), подготовка презентации.

Ход семейной мастерской

1. Вступительная часть. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня в нашей педагогической мастерской. Современная жизнь очень насыщена. Статистика показывает, что время, которое родители каждый день проводят с детьми, исчисляется минутами. Обычно это ограничивается сказкой на ночь и утренним сбором в детский сад. Запомните, всестороннее развитие ребенка невозможно без родительского повседневного участия. Вы – пример для ребенка, вы – модель его будущего поведения, вы – образец для подражания. Если у вас сейчас нет времени на общение с ребенком и его развитие, то вскоре у него точно так же не будет времени на вас и общение с вами. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок развивался и добился в жизни всевозможных высот, вы сами должны быть для него примером. Не игнорируйте детей, если они просят вас почитать, поиграть с ними. Во время игры вы можете многому научить ребенка. В игровой форме все усваивается быстрее и легче. Но никогда не навязывайте ему того, чего он не хочет. Просто начните это делать сами, и вы увидите, как ребенок сам начнет подражать вам, делая то же самое.

2. Основная часть. Иногда родители просто не знают, как разнообразить детский досуг дома. Мы хотели бы познакомить Вас с искусством «Оригами». 2.1.Презентация «Оригами для детей» Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Оригами – идеальная дидактическая игра, которая развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомым сказкам, совершают путешествие в мир цветов и т.д. Пространственная трансформация плоского листа позволит в будущем вашим детям легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии. Занятие оригами не требует особых приспособлений или оборудованного рабочего места. Ведь чаще всего необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами не ограничено в своих возможностях. Лист бумаги может изобразить все, что только может возникнуть в вашем воображении. 2.2.Мастер-класс «Базовые формы Оригами» 6 Зная, как складываются базовые формы оригами, можно сделать много разных поделок. Базовые формы – это основа, на которой создаются самые разные модели. Мы предлагаем Вам познакомиться с основными формами, на основе которых легко можно сделать вместе с детьми разные модели. 1) Базовая форма оригами «Треугольник». Квадратный лист бумаги складываем по диагонали. Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй заглаживаем складку. На основе базовой формы «треугольник» вы можете сделать оригами: мордочки животных, цыпленка, бумажный стаканчик, рыбку. 2) Базовая форма оригами «Воздушный змей». Сначала складываем базовую форму «Треугольник», разворачиваем ее, у нас получилась намеченная диагональ. Соединяем стороны треугольников с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова. На основе этой базовой формы можно сделать цветы, самолётик, голубя, уточку и многое другое. 3) Базовая форма оригами «Блинчик». Складываем квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получается две намеченных складками диагонали. Место пересечения диагоналей – центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру. Можно сделать фигурки животных, птичку. 4) Базовая форма оригами «Книжка». Просто сгибаем квадрат пополам. На этой основе можно сделать лягушку, лодочку, лисичку, кораблик. 5) Базовая форма оригами «Дверь». Складываем квадрат пополам и разворачиваем. Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Можно сделать краба, белочку, крону дерева.

3. Рефлексия. Рефлексивный ринг «Сегодня я узнал…». Родители по очереди делятся впечатлениями от того, что нового и интересного они узнали на собрании.

Конспект 2. Родительское собрание «Как влияют мультфильмы на сознание детей».

Цель: обобщить знания родителей о влиянии мультфильмов на сознание ребенка дошкольного возраста.

Задачи: 1) обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и иностранного происхождения; 2) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть. В начале собрания родителям предлагается небольшой опрос (на листах бумаги).

1) Вашим детям было предложено выбрать из списка занятие на вечер. Отметьте то, что, по Вашему мнению, выбрал Ваш ребёнок. - Смотреть или читать книги с мамой или папой; - Поиграть с близкими, хотя бы во что-нибудь; - Смотреть телевизор; - Играть в компьютер; - Играть с друзьями, подругами; - Играть с конструктором в одиночестве; -  Другое.

2) Назовите любимые мультфильмы Вашего ребёнка.

3) Вы можете пересказать сюжет и объяснить смысл просмотра этих мультфильмов?

4) Назовите любимых героев мультфильмов вашего ребёнка.

5) Какой мультфильм посмотрели бы Вы с большим удовольствием?

6) Как Вы считаете, должны ли родители контролировать просмотр детьми мультфильмов и передач, даже если они предназначены для детей? После опроса, родители могут ознакомиться с ответами детей. (Большая часть детей из предложенных занятий на вечер, выбрали просмотр мультфильмов).

 2. Основная часть. 2.1. О мультфильмах главное. Все мы живём в цивилизованном мире. Одним из предметов цивилизованного бытия является, как ни странно, телевидение. Телевидение делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Как правило, TV ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы и пр. Многие мультфильмы поучительны, подсказывают малышу, как было бы лучше поступить в той или иной ситуации; рассказывают ему о том, что бывает с теми, кто дразнится, ябедничает, жадничает.

Таким образом, словно предостерегает ребенка от попадания в подобную ситуацию (будешь делиться с ближним – с тобой будут дружить, а значит, не обидят и т.д.). Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Если смотреть на мультфильм с этой стороны, то он не кажется вредным, а, даже, напротив. Анимационный фильм словно помогает родителю в воспитании. Детям же дает небольшой жизненный опыт на примере героев. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребёнка. Но почему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей современного TV?

2.2.Игра «Положительные и отрицательные герои» Родителям предлагается разделить предложенных им героев мультфильмов на положительных и отрицательных. Аргументировать свой выбор. Признаки «вредного мультика»: К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно, и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Опираясь на мнения известных психологов Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка (см. приложение 2). 8

2.3.Как «правильно» смотреть мультфильмы? Мультфильм – это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом – манипулирования, скрытого управления им. Следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. В раннем возрасте до трех лет нельзя усаживать ребенка перед телевизором, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр мультиков и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым. Детям старше трех лет лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время. Какие факторы способны вредно влиять на ребенка, сидящего у телевизора? - слишком яркая часто мелькающая картинка; - громкий звук или спецэффекты; - неподходящее содержание; - сидение в одной и той же позе; - взгляд, не отводимый от экрана. Возраст, в котором можно начинать смотреть мультфильмы, тоже вызывает много споров. Здесь всё зависит от темперамента ребенка, от его уровня развития и от целей, которых добиваются родители, демонстрируя малышу те или иные мультфильмы. Для зрения смотреть телевизор ребенку однозначно вредно, и чем позже он начнет его смотреть, тем лучше. При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов. Через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами – хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Когда ребенок смотрит мультики, детскую передачу или фильм о животных, мы точно должны знать заранее содержание этого видео. Даже наши любимые детские советские мультики, не содержащие в себе агрессии, четко разделяются по возрастам детей, для просмотра которыми они предназначены. Посмотрите мультфильм сами и оцените, чем он может быть полезен или вреден вашему ребенку. Поймёт ли его малыш? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок вел себя так, как герои этого мультфильма? Какой бы мультфильм Вы не выбрали для просмотра? Отвечайте параллельно на возникшие вопросы. А по завершению мультфильма обязательно обсуждайте его. Что именно понял ребенок? Почему главный герой поступил именно так? Правильно ли было поведение «негативного» героя? Что будет, если его поступки повторить в жизни? Поэтому рекомендовано тщательно следить за тем, что смотрят ваши дети, смотреть мультфильмы с ними, обсуждать сюжетные линии, поведение героев. 9 Никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела и уделим малышу немного нашего внимания! Каким мультфильмам или детским передачам отдать предпочтение? Лучше всего предлагать детям просмотры передач о животных, познавательных детских передач и обучающих мультфильмов. В мультфильме, который смотрит ваш малыш, должна быть мелодичная музыка и правдоподобно нарисованные герои. Озвучен мультфильм должен быть приятными голосами, а диалоги носить спокойный характер. Сейчас существует множество обучающих мультфильмов на разные темы. Буквы, звуки, алфавит, цифры, счет, иностранные языки – все эти уроки можно найти в мультипликационной форме. Забавные мультфильмы позволяют усвоить элементарные знания об окружающем мире и при этом получить удовольствие. Например, мультфильм-сериал про мальчика-гения Джимми Нейтрона. Он мотивирует интерес к знаниям! Так и хочется что-то изобретать, экспериментировать, писать сценарии, читать научную литературу и т.д. Есть и другие хорошие мультфильмы. На сегодняшний день выпускается множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит для ребенка важные и актуальные образы и переживания. Помните!!! Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Любава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. В современных мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов – с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра 10 мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность – ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они – реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи – лесные чудища. Прочитать – значит понять, увидеть же – значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме. (В конце выступления родителям предлагаются буклеты «Как правильно смотреть мультфильмы?»).

3. Рефлексия. «Пять пальцев». «Мысль» – мизинец (какие знания я приобрел). «Близка ли цель» – безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели). «Состояние духа» – средний (каким было мое настроение, от чего зависело). «Услуга» – указательный (чем я мог помочь другим). «Бодрость тела» – большой (как я физически себя чувствовал).

Конспект 3. Семейная мастерская «Что такое Новый год»

 Цель: вовлечение родителей в совместную продуктивную деятельность при подготовке к празднованию Нового года.

Задачи: 1) создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; 2) активизировать воспитательные и образовательные умения родителей.

Ход семейной мастерской

1. Вступительная часть. Воспитатели создают «Афишу» для родителей о мероприятии. В афише название «Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети». Содержание афиши: «Что такое Новый год?», «Возникновение Нового года», «Кто стал первым реформатором традиций встречи Нового года», «Как украшали ёлку в СССР», «В каком году руководитель страны начал поздравлять страну с Новым годом», «А кто знает День рождения Деда Мороза», «Откуда елка к нам пришла?», «Почему на Новый год дарят подарки?», «Куда подевались открытки?», «Есть ли у вас дома 11 авторские елочные игрушки?», «На нашем мероприятии у Вас есть возможность изготовить с вашим ребенком свою авторскую новогоднюю игрушку для ёлки» и т.д.».

2. Основная часть. 2.1.Несколько слов об обычаях. У каждого народа существуют свои многогранные обычаи, связанные с особенностями образа жизни, восприятия окружающего мира, религии и культуры. В большинстве случаев люди следуют традициям неосознанно, впитывая их с молоком матери, при этом сохраняя мировосприятие, позволяющее прослеживать связь между поколениями. Поэтому наша с вами задача поддержать и передать обычаи и традиции Нового года в России нашему поколению. Уважаемые родители, Вы помните себя маленькими на новогоднем празднике? Что вам запомнилось больше всего из вашего детства? А Вы когда-нибудь задумывались, как у нас появился праздник Новый год? (Родители высказывают все свои предположения).

2.2.Просмотр презентации «История новогодней игрушки». После информации о новогодних ёлочных игрушках родителям предложено вместе с детьми изготовить свою авторскую игрушку для семейной ёлки. Родители переходят в «Семейную мастерскую», вместе с детьми выбирают для себя нужный материал для работы.

2.3.Изготовление игрушки. Итог творческой деятельности. Рассматривание изготовленных игрушек. По выбору родителей лучшие творческие работы награждаются «Дипломом», делается памятное фото для размещения его в уголке для родителей. Рубрика «Новогодний калейдоскоп». Воспитатель предлагает буклет для родителей с информацией «Как и где можно провести новогодние каникулы в г. Омске и Омской области» (в буклете бюджетные и внебюджетные мероприятия). Домашнее задание: всем родителям после каникул принести фото со своего отдыха для фотовыставки «Новогодний фейерверк».

2. Рефлексия. «Чемодан, мясорубка, корзина». На мольберте вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – не пригодится. Родителям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мероприятии.

Конспект 4. Квест «По кадрам мультфильмов»

Цель: обобщение знаний родителей о влиянии мультфильмов на сознание ребенка дошкольного возраста.

Задачи: 1) обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и иностранного происхождения; 2) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми. 12

Ход квеста. 1. Вступительная часть. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Какие мультфильмы (зарубежные или отечественные) лучше предложить ребенку для просмотра? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные, с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим, строить свою модель поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Таким образом, мультфильм – это эффективное средство, в одном случае, решения благородных задач воспитания малыша; в другом, манипулирования, скрытого управления им. А для родителей мультфильмы – это палочка-выручалочка: посадил малыша перед телевизором и забыл про него на пару часов. Но задумываются ли при этом взрослые, какое влияние оказывают мультики на формирующуюся психику малыша? Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле. Но если главные герои мультфильма агрессивны или просто в шутку дубасят друг друга молотками, и у них при этом отлетают головы – представления о жизни формируются соответствующие, искаженные. Современная мультипликация не стоит на месте. Появилась целая индустрия развивающих мультфильмов. Развивающие мультфильмы – это не просто развлечение для детей. Они оказывают немалое положительное воздействие на ребёнка. В занимательной игровой форме мультфильмы знакомят малыша с азами определённых наук, прививают ему полезные навыки (к примеру, мыть руки или чистить зубы), рассказывают о правилах поведения в разнообразных ситуациях. И это действительно работает. Ребёнок намного лучше усваивает информацию, подражая своим любимым героям. Сегодня мы постараемся помочь вам разобраться в современных мультфильмах, чтобы вы, в свою очередь, смогли выбрать для вашего ребёнка только самое лучшее и полезное из современной индустрии мультипликации.

 2. Основная часть. 2.1.Квест Правила: Родителям раздаются распечатанные кадры из мультфильмов (с названиями). Ведущий зачитывает описание мультфильма. Задача родителей отгадать мультфильм и найти соответствующую картинку и высказывают свое отношение к отгаданному мультфильму. После воспитатель озвучивает характеристику психологов о том или ином мультфильме. Список мультфильмов: 13 1) «Маша и медведь» Описание: Невероятно активная девочка, которая никогда не сидит на месте и считает, что весь мир создан для неё одной. Её индивидуальность не знает границ, поэтому урок труда легко оборачивается строительством парусного корабля, а набор художника – в разукрашивание всего леса. Мнение психологов: Юлия Ульянова отметила, что «Маша и Медведь» – очень хороший мультфильм, но хороший для детей от 8 лет и старше. «Рано показывать его детям 2-4 лет, на которых он рассчитан, так как дети еще не разделяют себя и образы мультфильмов и полностью копируют поведение героев. Они видят, как Маша капризничает и сходит с ума, и автоматически воплощают это в жизнь», – считает психолог. Психолог Татьяна Семенова добавила, что «Маша и Медведь» – это взрослый мультик. «У него веселый сюжет, но в образе Маши очень развратная девочка, лишенная чисто женских качеств». При этом она добавила, что не советовала бы вообще смотреть этот мультфильм, или дозировано, не более 15 минут. Широко известный мультсериал психологи ставят первым в списке по степени негативного влияния на психику ребенка. Уже с первых серий главная героиня вызывает раздражение у взрослых зрителей своей неуправляемостью. Ведь роль родителя в мультике предназначена медведю, который молча выполняет все капризы и потакания Маши. Просматривая этот мультфильм, ребенок копирует модель поведения своего нового кумира, у ребенка формируются упрямство, капризность, эгоистичность и слабохарактерность. Ребенок становится неуправляемым, непослушным, агрессивным и порой даже жестоким. Подобного рода детские мультфильмы не воспитывают в детях бережное отношение к природе и животным, ведь Маша всячески издевается над зверями, не задумываясь, ради своей забавы. В русском мультсериале «Маша и медведь», по мнению психологов, главная героиня представляет модель гиперактивного ребёнка с дефицитом внимания. А её невоспитанность и эгоизм медведь не наказывает, а спокойно терпит. 2) «Губка Боб Квадратные штаны» Описание: Население подводного городка составляют разные морские обитатели. Среди них – лучший друг героя – морская звезда, раздражительный надменный кальмар и белка, которая тоже живёт под водой, используя гидрокостюм. Герой работает поваром в закусочной. Мнение психологов: Сюжетная линия не всегда ясна, присутствует саркастический юмор, приветствующая глупость персонажей, жестокость и безразличие. Американский психолог Даниэль Салливан отметил в отношении этого мультфильма: «Ученые утверждают, что программа, заложенная в мультфильме, приводит к проблеме внимания у многих детей спустя всего девять минут просмотра». Этот мультфильм искажает восприятие окружающего мира у детей и ведет к таким расстройствам поведения, как инфантилизм, агрессия и эгоизм. Губка Боб и его друг Патрик показывают, как правильно засовывать в разные части тела предметы. Безо всякой на то причины они называют друг друга «тупицами» или «идиотами», поочерёдно бьют друг друга кувалдами по голове и подают в качестве блюд несъедобные предметы, вроде налобных фонариков. Нельзя сказать, что мультик отрицательный, но в нем нет ничего и познавательного. В основном «Губка Боб Квадратные Штаны» – это пародия на отношения». 14 3) «Фиксики» Описание: До недавнего времени люди почти ничего не знали об этих маленьких человечках, которые живут внутри машин и приборов. Они ухаживают за техникой изнутри, чистят её, смазывают, устраняют мелкие поломки. Они – умелые и добросовестные мастера. Они привыкли скрываться от людей, но есть они повсюду: в компьютерах, холодильниках, телевизорах… Мнение психологов: Психолог Наталия Масликова: «Фиксики» учат детей тому, как устроен мир вокруг, как работает техника, как ее бережно и безопасно использовать. Серьезные взрослые люди, которые работают детскими психологами и разбираются в проблеме, считают, что дети до определенного возраста вообще не умеют отличать фантазию от реальности. Для четырехлетнего ребенка безразлично, кто встретился ему на улице, большой медведь или актер, одетый в медвежью шкуру – он в обоих случаях решит, что видел медведя. «Этот мультфильм намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Эти человечки простым языком, лучше школьных учителей, объясняют многие физические приколы. И это очень хорошо – легко о сложном! Понятно, что «Фиксики» – не для совсем маленьких, они хороши уже для детей 4-7 лет», – считает психолог. 4) «Том и Джерри» Описание: Серия короткометражных мультфильмов, созданная американскими аниматорами. В сюжетной линии каждой части изображено соперничество главных героев – кота и мышонка. Мнение психологов: Популярный мультфильм «Том и Джерри» провоцирует жестокость, убеждена психолог Татьяна Семенова. В нем много жестокости, мало положительных эмоций, хотя он вроде веселый. У нас часто родители включают мультфильм дошкольнику и идут заниматься своими делами, а в это время ребенок видит, как кот глотает мышонка или кто-то другой кого-то. Ребенок все это воспринимает в прямом смысле – его съели. «А потом в возрасте полутора лет начинают у ребенка проявляться страхи: меня хотят съесть в прямом смысле», – рассказала психолог. По мнению специалистов, в мультсериале «Том и Джерри» постоянно присутствуют сцены насилия, изображаются вредные привычки. При этом сами герои – кот и мышь – не несут ответственности за издевательства. 5) «Смешарики» Описание: Анимационный проект, сериал из 200 мультфильмов, объединенных главными героями: славными зверушками-шариками. Мнение психологов: Мультфильм излишне перенасыщен яркими цветами, посредством которых «приковывает» детей к экрану. Но по смыслу это не совсем детский мультик, так как диалоги главных героев способны понять лишь взрослые. Неоднократно прослеживаются вспышки агрессии персонажей, обман, корыстность, взрослый иронический юмор и сложные взаимоотношения между всеми участниками мультфильма, которые ребенок не в состоянии правильно интерпретировать. Соответственно ребенок получает искаженное восприятие окружающего мира и взаимоотношений посредством мультфильма. «Замечательный мультик со смыслом, как для детей, так и для взрослых – его интересно смотреть всей семьей. Очень рекомендую! Хорошая озвучка, правильно обыгрываются разные ситуации, которые в итоге разрешаются». 15 6) «Свинка Пеппа» Описание: Симпатичная маленькая свинка, которая живет вместе со своими Мамой, Папой и маленьким братиком. Она обожает играть, наряжаться, бывать в новых местах и заводить новые знакомства, но самое любимое занятие – это прыгать в грязных лужах. Мнение психологов: Психолог Мария Фабричева: Серии мультфильма короткие, до пяти минут, а значит, при дозированном показе, они не перегрузят даже самых маленьких зрителей. «Полезности» мультфильма: - объясняются все действия главных героев. У детей возникает чёткая картинка что и кто делает, и какие следственные связи из этих действий вытекают; - идёт разграничение между плохим и хорошим поступком; - нет кислотных красок, только пастельные тона. Не влияет на зрительную психику ребенка. - серии короткие и доступны для восприятия. «Вредности» мультфильма: - идёт искажение образов животных. Тут сложно поспорить, нарисованы герои крайне непонятно. - не во всех сценах у главных героев детей есть чёткие границы поведения. 8) «Барбоскины» Описание: Мама, папа пятеро щенят. У них все, как у людей. Папа свободное время проводит за компьютером, дочери увлекаются модой и слушают Жанну Киску, а сыновья играют в футбол и мечтают о Нобелевской премии. Мнение психологов: Дети очень любят собак, но сериал «Барбоскины» пропагандирует современную многодетную семью, в которой все безразличны друг к другу. Отец семейства все время работает и не обременяет себя проблемами семьи, мама – нереализованная домохозяйка, ненавидящая работу по дому и мечтающая стать известной актрисой. В семье все дети отличаются по характеру и внешности, и объединяет их только фамилия. 9) «Лунтик» Описание: Приключения Лунтика, маленького пушистого существа, родившегося на Луне и свалившегося с нее на Землю. Мнение психологов: Некоторые специалисты по детской психологии категорически настроены против такого милого персонажа, как известный всем Лунтик. Ругают его за «депрессивный» фиолетовый цвет и абсолютную непохожесть на обычных обитателей Земли. Однако большинство психологов ценят в этом анимационном сериале именно фигуру главного героя как наиболее поучительную для малышей, как пример для подражания. Этот персонаж – как и любой малыш – только постигает чужой и незнакомый для него мир. Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. «Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет – это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира», – добавила она. 2.2.Домашнее задание. И что теперь смотреть детям? Ответ на этот вопрос предлагается найти родителям дома и составить подборку «полезных» мультфильмов.

3. Рефлексия. «Рефлексивный ринг» 16 Вниманию родителей предлагается плакат с крупно написанным началом фразы, одну из которых выбирает по очереди каждый родитель и продолжает: - Теперь я знаю… - Я буду внимательней… - Я применю… - Было полезно… - Было ново…

Конспект 5. Семинар «Что скрывает игрушка»

 Цель: формирование у родителей представлений о мире современных игрушек; о значении и роли игрушки в жизни ребёнка. Формирование у родителей умения выбирать полезные игрушки, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.

Задачи: 1) познакомить родителей с видами современных игрушек, их назначением; 2) разработать совместно с родителями критерии выбора игрушек; 3) учить родителей решать педагогические ситуации. Предварительная работа. Всем семьям воспитанников были вручены персональные пригласительные. До проведения семинара было проведено анкетирование «Игрушка вашего ребёнка».

Ход семинара 1. Вступительная часть. Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Что скрывают игрушки?» Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки, невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Мы надеемся, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.

2. Основная часть. 2.1.Итоги анкетирования 1. Дорогие родители! По итогам небольшого анкетирования выяснилось, что самыми любимыми и часто используемыми игрушками у Ваших детей являются: • Машины – 25% • Конструктор – 20% • Куклы – 15% • Робот – 10% • Киндер-сюрприз – 10% • Железная дорога – 5% • Посуда – 5% • Интерактивные игрушки – 5% 17 • Во все – 5% Любимая игрушка: 1. Машинка 2. Конструктор (Лего) 3. Кукла 4. Мячик (шарик) 5. Робот 6. Пони Скажите, как вы думаете – все ли эти игрушки полезны для ваших детей? Скрывается ли в них обратная сторона предназначения? (Ответы родителей). Воспитатель предлагает найти правильный ответ совместно.

2.2.Решение педагогической ситуации. Ситуация. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос: Почему и что теперь делать? Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.

2.3.Упражнение «Магазин игрушек» На столе разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов: 1-ая команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста. 2-ая команда – «вредные, бесполезные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми, ничего не дающие для развития ребёнка. И продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны). Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали. 2.4.Итоги анкетирования 2. Знаком ли Вам термин «антиигрушка»? 18 • Нет – 55% Смогли назвать представителей: • Игрушки-монстры (Монстер-Хай и просто страшные) – 10% • Интерактивные – 5% • Игрушки-оружие – 5% • Опасные – 5% Серийная игрушка, с которой имеет дело современный ребёнок, является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребёнка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Она предназначена для организации имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр. Поэтому при выборе игрушек важно учитывать не только их красоту, санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребёнок будет с ней делать.

2.5.Итоги анкетирования 3. Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушек? • Просьбами ребёнка – 55% • Финансовыми возможностями – 25% • Необходимостью приобрести развивающую игрушку – 15% • Отказываете ребёнку в просьбе – 5% Делаем общие выводы (предлагают родители). Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. 2. Рефлексия. «Продолжите предложение» Родителям задаются вопросы, они на них отвечают. • Сегодня я узнал… • Меня удивило… • Было трудно… • Я понял… • Я постараюсь…

Конспект 6. Театрализованное представление «Новогодний театр» Цель: повышение педагогической компетентности родителей, пополнению их знаний о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

Задачи:  1) формировать родительскую компетентность в области речевого развития детей; 2) содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; 3) развивать творческие способности родителей. Предварительная работа: - консультация (на стенде информации) «Новый год не за горами»; - изготовление детьми пригласительных билетов на собрание для родителей в технике аппликация.

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть. Игра «Снежный ком» (по кругу передается ком). Родителям предлагается ответить на вопрос: «Ваши детские впечатления о театре?» 2. Основная часть. 2.1.Сообщение воспитателя по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи дошкольника». 2.2.Театрализованное представление по сказке «Теремок». (Родителям предлагается создать свой театр и поучаствовать в нем. Распределение ролей происходит по жребию: из мешка родители вынимают элемент костюма какого-либо героя). Воспитатель: Дорогие пассажиры, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Поедем на поезде? Дети и родители: Да! Да! Игра «Паровоз» (дети с воспитателем едут «паровозиком»). Воспитатель: Паровоз, паровоз, новенький, блестящий, Он вагоны повез, словно настоящий. Кто едет в поезде? Мохнатые мишки, Зайчики пушистые, Лисички да детишки. Воспитатель: Вот мы и приехали. А тут теремок стоит! Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Воспитатель стучит в окошко теремка: Кто в теремочке живет? Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? В окошке появляется родитель в костюме зайца. Дети: Здравствуй, Заяц! Воспитатель обращается к зайчику: Зайчик, а какая у тебя любимая игра? Зайчик: Я люблю играть в снежки. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем вместе с Зайчиком. Игра «Снежки» Родители и дети берут салфетки, сминают в снежки и подбрасывают вверх. Воспитатель: Да, ребята, весело мы поиграли в снежки, они белые и круглые получились. Давайте соберем их в ведерко (Дети и родители собирают салфетки). 20 Беседа с детьми Воспитатель: Кто еще в теремочке живет? (Стучит в окошко теремка). Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом. Кто это? В окошке теремка появляется лисичка-родитель. Дети: Это лисичка. Воспитатель обращается к лисе: Какая ты у нас, лисичка? Лисичка: Я хитрая! Рыжая! Хвост у меня пушистый. Воспитатель: Давайте, ребята, повторим. Дети хором с воспитателем: Лисичка хитрая. Хвост у лисички пушистый. Шубка рыжая. Воспитатель: Да, правильно. Лисичка прячется в теремок. Раздается рев медведя. Воспитатель: Дети, а кто еще живет в теремочке? Кто так рычит? В лесу – мохнатый здоровяк, А дома – плюшевый добряк. Кто это? Появляется в окошке медведь. Дети: Медведь. Воспитатель: Посмотрите, какой он большой, мохнатый. А как рычит медведь? Дети: Ры-ры-ры! Воспитатель обращается к медведю: Почему ты, Мишенька, не спишь? Ведь медведи спят зимой в берлоге. Ступай-ка, Мишка, в теремок да спать ложись! (Мишка уходит). Воспитатель: Нам пора размяться. Выходите на зарядку. Подвижная игра «Звериная зарядка» Воспитатель: Нам лениться не годится. Помните, ребята! Даже звери, даже птицы Делают зарядку. (Звучит музыка М. Раухвергера) «Зайчья зарядка» – прыгаем все как зайчики. (Звучит польская народная мелодия в обработке В. Сибирского) «Медвежья зарядка» – ходим как мишки. (Звучит чешская народная мелодия в обработке И. Гойны) «Лисичкина зарядка» – вертим хвостиком. Дети и родители делают соответствующие упражнения, имитирующие движения лесных обитателей. Воспитатель: Смотрите, ребята, пока мы делали зарядку, большой сугроб намело. Поезд остановился, а в нем лесные звери сидят. Их детишки в лесу заблудились, а без своих детишек мамы не могут отправиться в дорогу. Давайте поищем детенышей. Да, вот они! Дидактическая игра «Мама и детеныш» Детям раздают карточки с изображением детенышей лесных зверей, а у родителей – карточки взрослых зверей. Воспитатель: Теперь нужно каждого детеныша посадить в вагон к его маме. 21 Воспитатель: Кто у тебя, Степа, нарисован на карточке? Примерный ответ Степы: Зайчонок. Воспитатель: К кому надо, Степа, зайчонка посадить? Примерный ответ Степы: К маме-зайчихе. Дети рассаживают своих детенышей к мамам. Воспитатель помогает затрудняющимся найти маму. Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Как помогали лесным жителям! Но и нам пора домой. 2.3.Подведение итогов театрализации. (Проводится совместно с детьми и родителями.)

 3. Рефлексия. «Продолжить фразу» Мне было интересно… Мы сегодня разобрались… Я сегодня понял, что… Теперь я могу … Мне понравилось… Меня удивило… Мне захотелось… Мое настроение…

Конспект 7. Семинар «Семейный досуг».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в проведении семейного досуга.

Задачи: 1) актуализировать необходимость совместного отдыха родителей и их детей; 2) способствовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей; 3) повысить информированность родителей о местах проведения досуга с детьми.

Предварительная работа. 1. Выставка фоторепортажей семьями на тему «Мои зимние каникулы». (Для составления полной картины о семейном досуге наших воспитанников). 2. Оказание родителям помощи в подготовке мультимедийной презентации по «Организация семейного досуга». 3. Подготовка приглашений для родителей на собрание. 4. Изготовление буклетов. Ход семинара 1. Вступительная часть. Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Наша очередная встреча посвящена теме «Семейный досуг», цель которой – осознать важность организации семейного досуга для всестороннего развития наших детей.

2. Основная часть. 2.1.Воспитатель: Для этого я предлагаю вашему вниманию мультимедийную презентацию «Особенности организации семейного досуга» (см приложение 4). 2.2.Воспитатель: Мы с инициативной группой родителей приготовили вашему вниманию мультимедийные презентации и буклеты о более доступных формах 22 организации семейного досуга. Но прежде чем преступить к просмотру, я хочу вам предложить поиграть в словесную игру, которую вы можете использовать при проведении семейного досуга. Вам нужно будет закончить пословицы, которые я начну. В гостях хорошо … (а дома лучше) В семье разлад … (так и дому не рад) Вся семья вместе … (так и душа на месте) Дерево держится корнями … (а человек семьей) Дети родителям … (не судьи) В семье дружат – живут ... (не тужат) Семья это … (семь я) В дружной семье и в холод ... (тепло) Семьей дорожить – ... (счастливым быть) В хорошей семье ... (хорошие дети растут) Вся семья вместе, так и ... (душа на месте) В семье согласно, так идет ... (дело прекрасно) Жизнь родителей в ... (детях) Куда мать, туда и ... (дитя) Родители трудолюбивы – и ... (дети не ленивы) Родительское слово мимо .... (не молвится) Семья дает человеку путевку в ... (жизнь) Воспитатель: Сейчас наша активная группа родителей представит вашему вниманию мультимедийные презентации о таких формах семейного досуга, как игровая, трудовая, интеллектуально-познавательная, спортивно-оздоровительная, каждая из которых в свою очередь влияет на всестороннее развитие ребенка. (Темы презентаций по выбору родителей). Воспитатель: Просмотрев подготовленные презентации, мы еще раз убедились в необходимости организации всех форм семейного досуга. 2. Рефлексия. «Чаша мудрости» Воспитатель: Подвести итоги нашей встречи помогут чаши с надписями. Вам нужно опустить жетоны, которые у вас есть на столах, в ту чашу, на которой обозначена наиболее приемлемая для вашей семьи форма семейного досуга. Родители кладут жетоны в чаши. Затем секретарь собрания подсчитывает жетоны в каждой чаше и выявляет наиболее популярную форму семейного досуга и наименее популярную. Принимается решение о проведении в группе совместного мероприятия в форме, которая, по мнению родителей, является самой популярной, и в то же время провести в группе мероприятие в форме наименее популярной. 23 Список литературы 1. Воронцова, В.А. Успех. Взрослые глазами детей / В.А. Воронцов; [науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. Коллектива ПМК «Успех № Н.В. Федина]. – М. : Просвещение, 2013; 2. Михайлова-Свирская, Л.М. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года. 4. https://whatisgood.ru/tv/cartoons/priznaki-vrednogo-multfilma/ 5. http://www.maam.ru/detskijsad/kakie-igrushki-nuzhny-vashim-detjam.html 6. https://vscolu.ru/articles/texnicheskie-igrushki-v-zhizni-detej-doshkolnogo-vozrasta.html 7. https://studopedia.ru/17_26515_igrushki--zabavi.html 8. http://www.pravda-tv.ru/2016/05/17/230145/preimushhestva-interaktivnyx-igrushek 24 Приложение 1 Анкета для родителей «Сколько времени мы уделяем своим детям?» 1. Как вы проводите семейные выходные? ____________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Планируете ли вы детский досуг? __________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Что вы делаете с ребёнком дома по вечерам? ________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 1. Играете ли вы со своим ребёнком? Если да, то во что? ________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Обсуждаете ли вы с ребёнком просмотренный спектакль, фильм, прочитанную книгу? _____________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 6. Что, по-вашему мнению, нужно для того, чтобы проводить больше времени с ребёнком? _____________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 25 Приложение 2 Материалы к выступлению «Несколько признаков «вредного мультфильма», от просмотра которого стоит оградить ребёнка» (по Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой) 1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту. Вспомните, пожалуйста, всем известный мультфильм «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем, так же пытается отомстить, на мой взгляд, не менее бедному коту. Разнообразие форм убийств понарошку может и развивает немного фантазию, но больше там нет ничего - сюжеты пусты, как головы сценаристов, их придумавших. В нашем «Ну, погоди!» есть похожие моменты издевательства над отрицательным персонажем, но мысль о пропаганде насилия не возникает, в отличие от... Как вы думаете, будет ли делать ребенок то же самое, что делают эти два веселых и милых героя? Раз родители дали такую возможность – смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего такого, чего бы нельзя было делать. Значит, можно бить меньшего, подло шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое. А вот словесная агрессия в мультфильмах «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Тачки» и др., хоть там добро побеждает зло, но постоянно проскакивают выражения не очень приятные даже слуху взрослого человека. Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Такие выражения и поведение персонажей мультфильмов запоминаются ребенком со скоростью света, и дети сами начинают копировать их. 2. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса 26 («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». 3. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит, потенциальными травмами. Известны случаи, когда дети пытались выпрыгнуть из окна, чтобы «полетать, как человек-паук». 4. Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст – это период активной половой идентификации ребёнка. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов ребенок строит свою модель мира, как из кубиков. Самым главным кубиком в этой картине является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь, девочки впитывают стереотип будущего сексуального поведения. А у мальчиков формируется модель, к которой мальчик будет стремиться при выборе своей спутницы, матери своих детей. Оказывается, героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр лент с их участием детьми ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Героини реалистичны, физиологичны и обладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, которые умеют этими формами пользоваться. Проявляя симпатии к противоположному полу, мультдивы не кокетничают, не стесняются, не опускают глаза к полу. Это опытные женщины известного поведения, которые манерно, вульгарно и конкретно соблазняют. И лицо героини в этот момент не зеркало души, как положено, а функциональная часть тела. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для российского общества женские качества. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультики – целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку – интеллектуальное растление. Это мнение профессионального детского психолога. В красивую упаковку вкладывают вредное содержимое – это наделение романтической героини, той самой, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице. Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной. А вот цыганка из «Нотр-Дама» вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик. А вот Жасмин в «Аладдине» или принцесса в «Шреке» делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно. Вы помните, что манеру поведения героини дети копируют автоматически. В современных мультиках все напоказ, как у взрослых. Прикасаться к женщине можно как угодно, как к любой вещи. Вот горбун из «Нотр-Дама» держит цыганку в позе жертвенного животного, вот Шрек волочет свою подружку как мешок, а потом заигрывает с ней так, как с приличными женщинами не заигрывают. Но это ей нравится. Вот, например, популярный антропоцентричный мультик, где животные играют людей, «Том и Джерри». Поведение кошечки – это энциклопедия поведения вульгарной уличной женщины. Откровенно эротические позы. Вот, например, одна из самых взрослых поз – голова 27 мужчины на коленях у женщины. Эта поза предполагает сексуальные отношения взрослых. Отдельно отметим поведение кота, потому что он демонстрирует мальчикам-зрителям, как себя нужно вести с женщинами. Он демонстрирует запредельное хамство, а кошечка – как это хамство нужно принимать, благосклонно… Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах. Омужествление женщины в американских мультфильмах для детей приводит к смешению роли полов в жизни, что при определенных условиях в будущем может вызвать и более глубокую сексуальную дезориентацию молодых людей. Так что молодежный стиль унисекс в определенной мере продолжение унисекса мультипликационного. С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультики провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать. 5. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем – неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша [4]. Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции. 28 Приложение 3 Материалы к выступлению «Вся правда об игрушках» Сюжетные (образные) игрушки Центральное место здесь отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки. В 60-80-е годы у советских кукол был определенно детский облик игрушки и позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской жизни. Кукла Барби – символ XX века, самая интернациональная. Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как «красавицы». Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом. У этой куклы чрезмерно большое количество вещей; очень выразительные пропорции, яркий макияж к ней прилагается дом с кукольной мебелью и даже мужчина. Девочка, играя с пупсиком, пеленая его, укачивая, воображает себя мамой, играя же с Барби она ощущает себя бездельницей, которой ничего не интересно кроме подруг, женихов и отдыха. Содержание игр вызывает беспокойство. Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от облика человека и все больше приобретают черты животных или технических устройств. Человек-паук, человек-робот и прочие чудища все больше вытесняют обычных людей с человеческими чертами лица. Мальчишек привлекает в них то, что они обладают нечеловеческой ловкостью, силой. Монстры становятся образцом для подражания. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не позволяют в игре ребенку выразить его внутренний мир [5]. Куклы Братц Модные, яркие куколки воплотили в своих образах реальный стиль современных девочекподростков. Их создавали для девочек школьного возраста – от 7 до 13 лет. Bratz – это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Эта кукла неудобна для игры, так как она мала для сюжетно-ролевой игры и велика для режиссерской. Положительное влияние куклы на формирование личности: - кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство; - кукла – не только для ребенка дочка или сынок, но и партнер по общению; - кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку; - кукла- объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка; - через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества; - кукла – посредник между взрослым и ребенком. Негативное влияние куклы на формирование личности ребенка: - дорогие нарядные куклы, с которыми детям не разрешают манипулировать, формируют у детей высокомерие, хвастовство, завистливость; - играя в куклы, дети могут копировать отрицательные черты – грубость, брань, насилие; - заводные игрушки с одной стороны развивают познавательный интерес ребенка, с другой стороны – формируют пассивность, затрудняют развитие фантазии, не способствуют развитию игры. Мягкие игрушки воспитывают любовь к животным. Но сейчас появились зверей, которые представляют среднее арифметическое между двумя животными, либо ядовитых экзотических цветов. Игрушка должна повторять реальное существо, чтоб ребенок мог провести аналогию. Покемоны и им подобные игрушки в плане воспитания бесполезны. Эти существа решают свои 29 проблемы с помощью молний, яда электрических разрядов. Вряд ли подобный опыт может пригодиться вашему ребёнку. Технические игрушки Транспортных игрушек чрезвычайно много, родители ребенка не смогут обеспечить его всеми «средствами передвижения». Какие же машины нужны ребенку? Это зависит от возраста. Трехлетний ребенок с удовольствием играет и с грузовым и с легковым автомобилем. Он знает, что на грузовом перевозят вещи, а в легковом ездят люди, и не путает их в игре. Часто взрослым кажется, что самое интересное для детей – это заводные автомобили. А вот ребят они радуют недолго. Почему так? Да потому, что сами они заводить машину еще не умеют: одно-два неловких движения – и дорогая игрушка сломана. И даже если ребёнок научится обращаться с игрушкой правильно, интерес к ней будет недолог: ведь заводной автомобиль движется сам, без участия ребенка, ему остается только бежать за ним, заводить и снова бежать. Гораздо интереснее играть с транспортными игрушками без механизмов или с инерционными двигателями: их скорость и направление движения зависят от играющего. Игрушки дают детям представление о самых различных видах техники, в том числе и бытовых машинах. Некоторые игрушки снабжены действующими механизмами. Игры с домашними машинами интересны и полезны. В стиральной машине ребята стирают кукольное белье; с помощью пылесоса проводят уборку в своем уголке; сбивают игрушечным миксером яйцо с сахаром, а заодно внимательно присматриваются, как работают настоящие, «взрослые» машины. Технических игрушек очень много. Приобретая такую игрушку ребенку, взрослые обязательно должны учитывать его возраст, знания и возможности [6]. Игрушки-забавы Для детей 3 – 4 лет особенно интересны фигурки зверей и птиц с заводным механизмом. Заводные игрушки способны разнообразить действия фигурок людей, животных. Фигурки могут быть объединены общим сюжетом и представлять собой игрушки, имитирующие действия (клюющие, прыгающие, танцующие, музицирующие) с различными эффектами (музыкальный, шумовой, цветовой, световой и др.). Самостоятельно дети с удовольствием играют с имитирующими действие забавными утятами, клюющими птицами, мягкими озвученными животными. Яркие, красочные зайчики, белочки, медведи, собачки, петушки сразу привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц, и игра развивается – дети строят для зверюшек домики, катают на машинах, приглашают в гости на обед. Родители стараются выбрать яркую, красочную игрушку своему чаду. Но когда приходится довольствоваться чем-то подешевле, то стоит обратить максимальное внимание на качество материала, из которого она изготовлена и на звуки, издаваемые этим товаром. Многие родители считают, что китайская игрушка ни в коем случае не может внушать доверия. Это мнение ошибочно потому как Китай Китаю рознь. Производственный Китай сертифицирован, материал значительно лучшего качества и яркость отличная [7]. Спортивные игрушки Спортивные игрушки необходимы вашему ребёнку, если вы хотите, чтобы он мог «выплеснуть» свою энергию и хорошо развивал себя физически. Современные спортивные игрушки отличаются большим разнообразием. Выбирая подобную игрушку, обращайте внимание на предпочтение и возможности Вашего малыша и конечно на ту возрастную группу, к которой принадлежит выбранная покупка. Условно такие игрушки делятся на три группы: игрушки, развивающие верхнюю половину туловища и в основном мышцы предплечья и плеча, игрушки, развивающие нижнюю часть туловища, а именно мышцы ног и комбинированные игрушки, в которых есть два этих составляющих. Музыкальные игрушки Возраст 3-4 года считается наилучшим для знакомства детей с музыкальными инструментами. Большинство детей в этом возрасте очень любят игры с такими музыкальными инструментами как бубен и барабан. 30 В этом возрасте необычайно полезны музыкальные книги, азбука, мультики, клипы и спектакли для детей. Дети легко запоминают песни и мелодии и с удовольствием стараются их воспроизвести. Интерактивные и электронные игрушки За последние годы интерактивных игрушек стало появляться всё больше. Игрушки уже не просто поют одну и ту же песенку, а знают разные и даже на иностранных языках, ещё отвечают на вопросы, реагируют на прикосновения, их можно кормить, их можно выгуливать и прочее [8]. Существуют разные мнения психологов о пользе и вреде интерактивных игрушек для детей. Большинство не видят ничего плохого в общении ребёнка с такой игрушкой, даже наоборот, определенная польза от них есть. Большое количество информации, заложенное в таких играх, даёт возможность, не подвергая давлению ребёнка, дать ему множество знаний. Главное, это то, что малыш будет самостоятельно хотеть знать те или иные вещи, не «из-под палки», а по собственному усмотрению, будет выбирать, что ему интересно, и когда это ему будет интересно. 31 Приложение 4 Материал к презентации «Особенности организации семейного досуга». Семья представляет собой специфическую систему социального функционирования человека. Функции семьи подразумевают под собой способы проявления активности, определённые действия по реализации потребностей семьи. Для современной семьи первостепенное значение имеет ее «внутреннее содержание», включающее эмоциональные отношения между членами семьи и семейное общение, досуг. Досуг – свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг - показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека. Существует множество форм организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений: ·Нравственной воспитание ·Эстетическое воспитание ·Физическое воспитание ·Трудовое воспитание ·Интеллектуальное воспитание ·Экологическое воспитание Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка. На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей: досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты; досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность. Досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости. Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций; досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых». Досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную «Я – концепцию»; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе; досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие. Сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, 32 установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА:  Игровая;  Спортивно-оздоровительная;  Эстетическая;  Трудовая;  Интеллектуально-познавательная;  Просветительская. Всего ученые насчитывают около 300 форм проведения семейного дос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В

Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровый образ жизни!"

Собрание проходит в виде игры - соревнования между детьми и их родителями. Цель: Определить актуальность проблемы "Здоровья" в наше время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым, выбрать путь...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

 Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...

Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Это мероприятие способствует возникновению  взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией. Воспиты...