Рабочая программа по формированию вокально-хоровых навыков
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
В рабочей программе подобран и систематизирован игровой дидактический материал , способствующий формированию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть полезна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования и воспитателям,занимающимся с детьми пением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vokal.docx | 100.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка стр.3
1.2 Принципы и подходы к формированию программы стр. 4.
1.3 Цель и задачи программы стр.4-5
1.4 Возрастные особенности детей. стр. 5-6
1.5 Основные принципы обучения детей пению стр.6
1.7 Формы и методы реализации программы: стр.8
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Перспективный план работы с детьми старшей группы стр.8
2.2 Перспективный план работы с детьми подготовительной группы стр.15
2.3Предполагаемые результаты стр.21
3.1 Особенности общей организации образовательного пространства и предметно-пространственной среды
3.2 Материально-техническое обеспечение стр.22
3.3Мониторинг освоения детьми программного материала стр.23
3.4.Взаимодействие с семьёй и социумом стр.25
4. Дополнительный раздел стр.26
5.Список используемой литературы стр.27
- Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Наиболее любимым видом музыкальной деятельности детей, как показывает практика, является пение. Пение - основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, на мелодические интонации, еще не понимая содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, музыкальных впечатлений, возрастает интерес ребенка, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение активно присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: звуковысотные представления, ладовое чувство, чувство ритма, расширяется как музыкальный, так и общий кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, способствует развитию дыхания.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям, воспитывается чувство сопричастности к общему делу, чувство коллективизма, формируется умение работать в команде.
Существуют два наиболее важных момента в обучении детей пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития музыкального слуха детей, овладения вокально-хоровыми навыками, развития координации между слухом и голосом, дыхательной системы, более уверенного овладения речевым аппаратом была разработана данная программа. Она интересна тем, что в ней подобран и систематизирован наиболее интересный и доступный для детей дидактический материал, учитывающий их физические и психические возрастные особенности , преобладающая деятельность преподнесения материала- игровая.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы:
• Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.3Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического), чистоты мелодических интонаций; помощь в овладении необходимыми вокально-хоровыми навыками; проявление чувств детей в непринужденном, естественном пении.
Задачи работы с детьми старшей группы:
1.Правильно передавать мелодию в пределах ре- си1- до2 октавы;
2.Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
3.Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
4.Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
5.Петь индивидуально и коллективно;
6.Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность;
7.Развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
Задачи работы с детьми подготовительной группы:
1.Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
2.Правильно интонировать мелодию в пределах do1 -ре2;
3.Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы;
4.Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
5.Петь индивидуально и коллективно;
6.Развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
7.Развивать стремление самостоятельно исполнять песни.
1.4 Возрастные особенности детей.
Развитие ребенка шестого года жизни, укрепление его физических сил оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Работая над звукообразованием, педагог следит, чтобы пение было ненапряженным. Однако характер звучания приобретает значительные различия, детей необходимо учить петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Постоянное внимание обращается на выработку чистого пения.
Укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон - ре-си первой октавы и до второй. Но низкие звуки звучат, по-прежнему, более напряженно, поэтому в работе с детьми также необходимо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ре) ми - си.
У детей этого возраста еще более расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением. У детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога.
У детей седьмого года жизни уже достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, могут оценить свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Необходимо учить детей петь без напряжения, естественным звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким - это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется голосовой диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до - ре второй октавы).
1.5 Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится в соответствии с планированием на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Педагог в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности .В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности - это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности .Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным исполнением.
1.6.Приемы обучения пению
1.Игровые приемы. Создание игровых ситуаций, использование игрушек, картин, образных упражнений, музыкальных игр повышают активность и интерес детей к вокальной деятельности, и как следствие, способствуют повышению продуктивности музыкальный занятий, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
2.Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показмузыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Делают её более понятной для детей. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа
3.Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
4.Оценка качества детского исполнения , зависит от возраста и
подготовленности детей.
1.7 Формы и методы реализации программы:
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Итоговые выступления, концерты
2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1 Перспективный план работы с детьми старшей группы
Месяц | Программное содержание | Примерный репертуар |
Сентябрь-октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;
отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | 1-2 неделя- диагностика 1.Круговой массаж; 2.Упражнения для формирования певческой установки «Спинка-тростинка» 3.Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»; 4.Дыхательная гимнастика без звука: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»; 5.Пальчиковая игра «Здравствуй!»; 6.Осенние распевки «Листики», «Дождик», 7.Распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два кота»; 8.Фонопедические упражнения «Пассажиры»,»Петушок» 9.Игра «Ритмическое эхо»; 10.Логопед. распевки «Это я», «Умывалочка»; 11.Песни -«Песенка друзей» муз.В Герчик, слова Я.Аким; -«Осенняя песенка» М.В. Басова -Игра с пением «Здравствуй,Осень!» Слова Е.Благининой, Муз.В.Витлина |
Ноябрь-декабрь | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; -отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; -закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; -точно интонировать Б3 и М3, Б2 и М2, скачки на Ч4; -упражнять в точной передаче ритмического рисунка;
активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом эхо «На птичьем дворе»;
гимнастика «Приключения язычка» 8.Дыхательные игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»; 9.Песни: -«Голубые санки» муз. Иорданского, слова Клокова -«Самая счастливая» муз. Чичкова, слова К.Ибряева; -«Новогодняя» муз. Т.Попатенко, слова Найденовой |
Январь-февраль |
вступление, заключение, припев;
начинать пение после вступления;
ритмический рисунок мелодии;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов. |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».
«Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»;
Песни: -«Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, -«Как у наших у ворот» р.н.п. -«Тяв-тяв» муз.Герчик, слова Разумовского |
Март-апрель |
ритмический рисунок мелодии;
-следить за правильной певческой осанкой детей. |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
6.Фонопедические упражнения «Кто как кричит?» «Ракета», «Перед дождем» 7.Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;
8.Песни -«Вот уж зимушка проходит» р.н.п. -Марш юных космонавтов» муз.Филиппенко, слова Т. -«Гуси-гусенята» муз. Александрова, слова Бойко |
Май-Июнь |
инструментах;
-самостоятельно начинать и заканчивать песни;
песен; -закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку. |
4.Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин», «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5.Скороговорки; 6.Распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Птички»; 7.Ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8.Игры со словом Т.Тютюнниковой «Тарарам- шурум-бурум», «Терпение- кипение», «Тишина» и др. 9.Логоритмические распевки «Песок», «Коза», «Овечки»; 10.Песни -«По малину» муз.Филиппенко , слова Волгиной -«Где был, Иванушка?» р.н.п. р.н. песни ,хороводы Последняя неделя мая- проведение итоговой диагностики и отчетный концерт. |
2.2.Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
Месяц | Программное содержание | Примерный репертуар |
Сентябрь-октябрь | -Обогащать музыкальные впечатления детей;
высказываться о характере песен;
-формирование правильной певческой осанки. | Первая неделя сентября- проведение диагностики Круговой массаж под знакомые песни;
головы и шеи «Пирамидка»;
гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес», «Луг», «Белочка»; 3.Фонопедические упражнения «Пшеница», «Осень» , «В лесу» 4.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», «Орешек» 5.Распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у-и», «Мое имя»,«Петушок», «Белочка» 6.Пальчиковая гимнастика «По грибы», «Пирог» 7.Ритмические игры «Дятел», «Веселые молоточки», «Кулачки и ладошки» 8.Песни: -«Песенка о песенке» муз.Попатенко, слова Т.Найденовой» -«Здравствуй, Родина моя!» муз.Чичкова, слова К.Ибряева -Игры с пением « У оленя дом большой», «В гости я тебя зову». |
Ноябрь-декабрь | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; -учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в Музыкальном сопровождении, о характере песни в целом; -упражнять в чистом пропевании М3 и Б3; -упражнять в чистом интонировании поступенных искачкообразных движений мелодии; -учить детей удерживать интонацию на одном звуке;
естественным голосом, без форсирования звука;
петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. | Круговой массаж;
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
упр. по методике Емельянова 3.Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «Дон-дон», по трезвучиям; «Лифт», «На лыжах» муз. Тиличеевой, слова Дымова 4. Пальчиковая гимнастика «Пирог», «На елке», «Замок» 5. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка», скороговорки 6.Песни: -«Моя Россия» муз. Струве, слова Н. Соловьевой -«Праздник игрушек» слова и муз. Дзюдзина -«Дед Мороз» муз. Витлина |
Январь-февраль | Развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни различного характера; -подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей; -учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; -упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; -упражнять в четкой дикции; -формировать хорошую артикуляцию; -уточнять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук, чисто интонировать в заданном диапазоне; -совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучании; -добиваться выразительного исполнения песен различного характера; - петь с музыкальным сопровождением и без него; -развивать ладотональный слух. |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения», игра с ладошкой.
-«Песенка про дикцию» муз. Л.Абелян - «Светлый дом» муз.Попатенко, слова Кузнецовой» Игры с пением «Волшебники и колокола», «Пусть делают все, как я» |
Март-апрель | -воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни; -развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным не лирическим песням; -продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их пения; -закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движение руки; -продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке; -упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на Ч4, Ч5, Б3,М3 вверх и вниз, Б6,М6 вверх, трезвучия сверху вниз; Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; -петь выразительно, легким, подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него; |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
5.Артикуляционная гимнастика «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»; 6.Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»;
7.Песни -«Хорошо рядом с мамой» муз.Филиппенко, слова Т.Волгиной -«Во кузнице», р.н.п. -«Сел комарик на дубочек» Игры с пением: «10 птичек» |
Май-Июнь |
самостоятельно дать оценку качеству пения;
ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше- ниже;
упражнять в чистом интонировании кварты и квинты; -закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения; -следить за правильным дыханием; -точно передавать пунктирный ритм; -продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах;
мелодических оборотов, музыкальных фраз, предложений. |
головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин» ,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк», «Домашний мастер», «Машина»;
Песни -«Про меня и муравья» муз. А.Абелян -«В полюшке за бугром» р.н.п. - «До свидания, детский сад» муз.Филиппенко, Слова Т.Волгиной Вторая половина мая-проведение итоговой диагностики. Отчетный конерт |
2.3 Предполагаемые результаты:
Для детей 6-го года жизни:
1.Дети поют естественным протяжным звуком, без напряжения;
2.Голос звонкий, появляется напевность;
3.Дети поют с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4.У детей расширяется диапазон (ре1- до2);
5.Дети различают на слух правильное и неправильное пение;
6.Отличают звуки по высоте и длительности;
Для детей 7-го года жизни:
1.Дети поют без напряжения, естественным мягким звуком;
2.Голос у детей крепкий, звонкий, появляется напевность;
3.Вырабатывается более широкое дыхание, что делает возможным использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами;
4.У детей расширяется диапазон (до - ре2);
5.Дети поют индивидуально и коллективно, с музыкальным
сопровождением и без него;
3.Особенности общей организации образовательного пространства и предметно-пространственной среды
Занятия по реализации Программы проводятся в музыкальном зале ДОУ.
Он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, и оборудован с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
3.1Материально-техническое обеспечение:
1.Технические средства: ПК, музыкальный центр, мультимедийная система.
2.Информационные средства: Методическая литература, аудиозаписи, видеозаписи, нотный и дидактический материал.
3.Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, детские музыкальные инструменты.
4.Музыкальные дидактические игры на развитие музыкального слуха и ритмического восприятия.
3.2 Мониторинг освоения детьми программного материала
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ
для детей старшего дошкольного возраста
№ | КРЕТЕ РИИ | ПОКАЗАТЕЛИ | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | ||
низкий | средний | высокий | |||
1. | ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСА | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
2. | Особенности тембра | В голосе слышен хрип и сип. Голос тусклый, невыразительный | Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3. | Певческий диапазон | Диапазон в пределах 3-4 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы | Широкий диапазон по сравнению с нормой |
6. | РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА | Музыкальнослуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного её повторения. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение мало знакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из3-4 звуков на металлофоне с небольшими ошибками | Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение мало знакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | |
7 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 1-2 звука | Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии | ||
8. | Различение звуков по высоте | Не различает звуки по высоте | Различение по высоте звуков в пределах октавы, септимы | Различение по высоте звуков в пределах сексты и квинты | ||
9. | ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ | Певческая установка | Поза расслабленная, плечи опущены | Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время | Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого | |
10. | Звуковедение | Пение отрывистое, крикливое | Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик | Пение естественным голосом без напряжения, протяжно | ||
11 | Дикция | Невнятное произношение, значительные речевые нарушения | Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их | Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении |
правильно произносить при пении | |||||
12. | Дыхание | Дыхание берется непроизвольно | Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами | Умение брать дыхание между фразами | |
13. | Умение петь в ансамбле | Неумение петь, слушая товарищей | Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить,петь громче других) | Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами. | |
14. | Выразительность исполнения | Пение не - эмоциональное | Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций | Ребенок поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой |
Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний-2 балла, высокий 3 балла
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются. Набранные ребенком баллы соответствуют:
Старшая группа: 14-22-низкий уровень
23-33-средний уровень
34-44- высокий уровень
Подготовительная группа:
16-24- низкий уровень
25—35-средний уровень
36-46- высокий уровень
3.3Взаимодействие с семьей и социумом.
Программа по формированию вокально-хоровых навыков» «Соловушки» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий.
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы.
Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации работы по данному направлению, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к пению в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка музыкальной деятельностью.
Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной вокальной школы.
Формы работы с родителями:
-ознакомление с разучиваемым репертуаром через помещение адаптированых для детей фонограмм в родительские чаты;
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
- проведение совместных мероприятий (приглашение на концерты, посещение музыкальных спектаклей, подготовка фото-видео отчетов домашних концертов)
- Взаимодействие в интернет- пространстве.
IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
(краткая характеристика программы)
Программа «Соловушки»» направлена на формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста .
Рассчитана на детей старшей и подготовительной групп детского сада.
Цель программы - Развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического), чистоты мелодических интонаций; помощь в овладении необходимыми вокально-хоровыми навыками; проявление чувств детей в непринужденном, естественном пении.
Список используемой литературы:
1. «Певческая азбука ребенка»//А.Ф.Битус, С.В. Битус-Минск:Тетра Системс,2007
2.О. Кацер «Игровая методика обучения детей пению» :Учебное пособие.-2-е изд .,доп.- СПб.: Издательство «Музыкальная палитра»,2008.
3.Т.Э.Тютюнникова «Ушки на макушке» Учебное пособие. -М.: Педагогическое сообщество Рссии,2005
4.М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» .-Издательство «Скрипторий 2003»,2010.
5.А. А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя!»,Калуга,2007 г.
6.Емельянов В.В «Развивающие голосовые игры» Методическая разработка I уровня обучения многоуровневой обучающей программы
В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».» 2002 г.
7.С.А.Арефьева «Разбудим голосок» : / Под ред. П.В. Анисимова. - Владимир : Владим. обл. ин-т усоверш. учителей, 1994
8.Н. Каплунова, Н. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» Издательство
«Композитор» Санкт-Петербург 2005
9.«Учим детей петь» составители Т.М Орлова, С.И. Бекина, 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса.-М.:ТЦ Сфера, 2015
10. Л. Б. Гавришева, Н.В. Нищева Логопедические распевки, музыкальная пльчиковая гитмнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями.-СПб.: Издательство «Детство-Пресс»
11.Система музыкально -оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры,упражнения/авт.-сост. О.Н.Арсеневская.-Волгоград:Учитель,2011
12.«Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайлова. Пособие для родителей и педагогов /. - Ярославль: Акад. развития, 1997.
13. «Логоритмические занятия в детском саду», методическое пособие,/ М.Ю. Картушина,- М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников
В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения с использованием наглядно-дидактического материала М.Ю.Картушиной....
Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...
Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...
Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции и...
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Статья рекомендована музыкальным руководителям дошкольных учреждений, в которой даются методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений до...
Доклад из опыта работы "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Публичный доклад из опыта работы на тему "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста" транслируемый в рамках "Педагог года - 2011 года"....
Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....