Методический совет
методическая разработка
Методический совет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_kommunikativnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения»
Фанаскова Нина Давыдовна
Цель: представление опыта работы по использованию коммуникативной игровой технологи в формировании социальных навыков дошкольников.
Задачи:
- Актуализировать знании педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.
- Познакомить с современными методическими основами игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие старших дошкольников.
Мастер- класс подготовлен для педагогов ДОУ и рассчитан на неограниченное количество участников. Содержит теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть.
Цель воспитательной работы ДОУ создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться.
Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение,включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, умение решать конфликтные ситуации.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор, телефон или компьютер. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель: социализация и адаптация в обществе.
Задачи:
- Способствовать быстрой адаптации в социуме. Приобретаются навыки и модели вхождения в новый социум.
-Способствовать эмоциональной разрядке. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. В процессе игры ребёнок не только избавляется от лишней энергии, но и выплёскивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
- Развивать мимику и жесты.
- Развивать воображения, как базы для формирования творческих способностей, креативности.
- Развивать концентрации.
- Развивать способности анализировать и распознавать свои чувства, правильно доносить их смысл до окружающих.
- Формировать и развивать эмпатию, что способствует умению заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с другими людьми.
- Учить соблюдению правил, способствовать осознанию норм поведения.
- Развивать позитивное восприятие окружающего мира.
- Формировать личностные характеристики ребёнка, как полноценной части социума.
Виды коммуникативных игр.
- на ранжирование.
Например, детям нужно охарактеризовать 4-6 цветов. Участникам дают время на подготовку. когда все подберут свои ассоциации, их просят поделиться мнением друг с другом. Такие игры развивают речевые навыки, умение вести диалог и способность выражать свое мнение.
- с использованием принципа информационного пробела.
Между участниками неравномерно распределяют какие – либо знания. Затем их подталкивают к общению, целью которого является заполнение информационных пробелов.
- на группирование или поиск подходящих вариантов.
Одним участникам дается первая часть информации, другим – вторая. В результате каждый должен найти свою пару и объединить знания. Это может быть составление совместного рассказа или воспроизведение сценки.
- на поиск пары и координацию действий.
Для этого типа игр характерно искусственное создание таких условий, при которых дети могут найти себе друзей с похожими интересами или планами. Пример игры «Покупки», частников просят рассказать, какие продукты или вещи они купили бы в магазине и почему. В процессе игроки больше рассказывают о себе и сближаются.
- интервью.
Подразумевают прямой рассказ о себе. Участники могут по очереди отвечать на одни и те же вопросы и сверять ответы либо примерять роли ведущих. Тематика может быть любой.
- ролевые игры.
В их процессе у детей развиваются навыки эмпатии. У них появляется возможность встать на место другого человека и попытаться ощутить то же, что и он.
И сегодня я расскажу об использовании игровых технологий, направленных на социально – коммуникативное развитие дошкольников
Практическая часть:
Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть и познакомиться с первой игрой, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу и создаст хороший эмоциональный настрой.
Коммуникативные игры
1. «Приветствие» (старшая, подготовительная группы)
Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.
Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я Нина Надежная…….. (8 человек ,, 4 пары)
2. “Идем в гости”. (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: способствование эмоциональной разгрузке.
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. (4пары-8 человек)
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом.
когда я произнесу команду: “Идем в гости!”, вы должны будете поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Левый локоть к левому локтю!
- Спина к спине!
- Идем в гости!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Идем в гости!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Затылок к затылку!
- Идем в гости!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
Все. Спасибо. Садитесь!
3.«Угадай, кто?» (косынкой завязать глаза водящему)
(младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) (муз. Хороводная)
Цель: развивать умение вступать в процесс общения с партнерами.
Сейчас мы познакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет, какого цвета одежда, волосы и т. д.
Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Выбрать водящего,,,, (косынкой завязать глаза водящему)
Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего.
Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается.
Задача водящего – узнать на ощупь игроков.
Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры.
4.«Рассказ по кругу» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Дети садятся в круг.
Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и. ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
5.«Конкурс хвастунов» (старшая, подготовительная группы)
Цель: развитие эмпатии к сверстникам, связной речи.
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.
Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка!
6. «Угадай, что это?» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: развитие воображения и невербальных средств общения.
Один человек изображает какой – либо предмет, задача других – отгадать, что это. Например, холодильник.
7.«Раздувайся, пузырь!» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь».
Держась за руки, расходятся от центра круга со словами;
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся!».
Получается большой круг. Затем дети тихо шипят «Пшшшшш» и сходятся к центру («пузырь» сдулся), в центре кричат «Хлоп!».
8. Упражнение «Дружественная ладошка» (средняя, старшая, подготовительная группы) (позитивная музыка)
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания, или комплимент, или смайлик на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
Выполнение задания участниками.
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
А сейчас я предлагаю вам определить уровень вашей коммуникабельности и ответить на вопросы теста
(Приложение 1)
Литература:
- Волосовец Т. В., Зыкова О. А. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников» издательство Русское слово, 2015 г.
- Е. О. Смирновой «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез 2019 г.
Приложение 1.
Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро,однозначно: «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются.
Расшифровка результатов.
30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы Методического совета МДОУ №7 "Вишенка" на 2012-2013 учебный год
В данном материале представлен план работы МЕтодического совета МДОУ на учебный год....
Методические советы по ознакомлению детей с книгой
Самым маленьким детям книжку лучше не читать, а рассказывать — короткие произведения, известные многим с детства, вполне позволяют сделать это. Преимущество рассказывания перед чтением прежде всего в ...
методические советы "Нетрадиционное рисование"
методические советы "Нетрадиционное рисование"...
Методический совет для воспитателей ДОО "Ознакомление с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (по материалам курсов пов. квалиф. ЧИППКРО, вебинара издательства "Учитель" )
Методический совет №2МДОУ д/с № 7 «Колокольчик»Дата проведения: 13.11.2014 г.«Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»План пров...
Выступление на заседание методического совета. 2015г.
Презентация...
Участие в работе методических объединений или педагогических советов, методических советов, экспертных советов по плану работы ДОУ
Педагогические советы...
Участие в деятельности экспертного совета, научно-методического совета, жюри конкурсов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20988709","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17628691","attributes":{"alt":"","class"...