Тренинг для педагогов "Эмоциональное выгорание"
материал

Луданова Ольга Петровна

Эмоциональное выгорание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_po_emotsionalnomu_vygoraniyu.docx112.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 25 «Пчёлка» общеразвивающего вида

Истринского Муниципального района

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Психопрофилактика эмоционального выгорания: «Дождь в джунглях», «Аффирмации “Я...”» и другие упражнения, чтобы научить педагогов расслабляться

Подготовила:

Педагог-психолог:

Луданова О.П.

д. Покровское 2019 г.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Психопрофилактика эмоционального выгорания: «Дождь в джунглях», «Аффирмации “Я...”» и другие упражнения, чтобы научить педагогов расслабляться

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК?!

Цель: профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

Задачи: ознакомить педагогов с приемами саморегуляции, снять психологическое напряжение.

Участники: педагоги.

Время проведения: 1 час 40 минут.

Ход семинара

17 мин https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/zf36f_.png   Вводная часть

Педагог-психолог:

Здравствуйте, коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с Суфийской притчи «Тяжелый груз»: «По берегу реки шел странный человек. Он был одет в просторный халат, на голове он нес тыкву, наполненную протухшей водой, в руках тяжелые камни, а за ногой волочилась тяжелая цепь.

  Прохожий с удивлением спросил:

   – Зачем тебе эти камни? Смотри, на берегу полно камней. Когда тебе будет надо, ты поднимешь любой! Человек оглянулся и увидел, что это так. Тогда он выбросил камни и поблагодарил встречного путника. Действительно, идти стало легче.

Другой прохожий, встретившийся на пути, остановил его со словами:

    – Уважаемый, в этой реке очень чистая вода, и ты в любой момент сможешь утолить свою жажду. Зачем тебе эта тыква? Человек оглянулся, и, увидев, что это так, выбросил тыкву, поблагодарив прохожего. Идти стало еще легче. Третий встречный прохожий обратил внимание на цепь. Но тяжелые мельничные жернова, привязанные к телу под халатом, никто увидеть не смог. И только тогда, когда он сам их заметит, он сможет сбросить с себя эту тяжесть». Как вы думаете, о чем эта притча? Чему она учит?

(Участники отвечают.)

Приветствие

Цель: сформировать доверительный стиль общения, научить педагогов налаживать контакт.

  Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга. При этом обязательно подчеркивают индивидуальность партнера, например: «Я рада вас видеть, и хочу сказать, что вы выглядите великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичная и веселая». Можно вспомнить про индивидуальную черту, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки педагоги должны настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать доброе отношение друг к другу.

73 мин https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/zf36f_.png   Основная часть

1. Мини-лекция «Напряжение»

Педагог-психолог:

  Напряжение – основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится в напряжении. Это главный недостаток в современной жизни. Поэтому умение расслабляться – главное условие здоровья. В тибетских монастырях учеников обучают расслаблению – ментальной релаксации, прежде всего искусству падать. Нужно уметь падать так, чтобы вставать красиво и без переломов. Почему маленький ребенок падает часто, но в большинстве случаев обходится без переломов? Взрослые так не могут. Почему дети падают больно, а встают почти всегда здоровыми? Потому что они расслаблены.

   Совет для всех: будьте расслаблены, как дети. В повседневной жизни человек обычно сталкивается с умственным и физическим напряжением. Естественный способ, расслабиться, который он использует, – это сон.

   На семинаре мы познакомимся с методами и упражнениями, которые помогут снять психологические зажимы, повысить стрессоустойчивость. Научиться расслабляться просто. Нужно запомнить состояние организма во время расслабления, запомнить соответствующие ощущения в мышцах, теле.

2. Упражнение  «Уставшая рука»

Педагог-психолог:

  Упражнение поможет развить в себе «мышечное чувство», запомнить ощущение расслабленной мышцы. Наблюдайте за внутренними ощущениями. Начинаем упражнение. Примите удобную позу сидя. Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях. Отключитесь от всего внешнего, постороннего. Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, прямо изо всех сил сжимать и разжимать кулак. Еще и еще – до тех пор, пока не почувствуете, что рука устала и нет сил продолжать. Положите обе руки на колени, симметрично. Наблюдайте за ощущениями в них. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой и левой кисти. Обратите внимание на два ощущения, которые характерны для расслабленной мышцы: чувства веса и температуры. Почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее, чем левая. Это чувство веса. Почувствуйте, насколько правая кисть теплее. Это чувство температуры.

3. Упражнение  «Правильное дыхание»

Педагог-психолог:

  Справиться с напряжением поможет правильное дыхание. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, переживаете, паникуете, то проверьте, как дышите. Дыхание состоит из трех фаз: вдох, пауза, выдох. Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнем: медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

(Участники выполняют задание. Повторить 3 раза.)

4. Упражнение «Пальминг»

Педагог-психолог:

  Сейчас мы выполним упражнение, которое помогает быстро расслабиться. Оно было введено в систему Уильямом Бэйтсом, который назвал его пальмингом. Palming происходит от слова palm, в переводе – «ладонь». Начинаем. Мягко закройте глаза. Прикройте их ладонями рук. Ладони сложите крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Ладони сложите чашкообразно, чтобы не давили на глазные яблоки, иначе они вызовут напряжение глаз. Чтобы проверить, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. В результате упражнение должно получиться без помех.

Помните: никакого напряжения в руках, кисти должны быть расслаблены. (Участники выполняют задание.) Теперь поверните лицо в сторону какого-нибудь яркого источника света. Не снимайте ладони с глаз. Сейчас глаза под ладонями должны быть открыты. Теперь вы можете заметить, откуда пробивается под ладони свет. Исправьте недостатки в положении ладоней, сдвинув их друг относительно друга. Закройте глаза под ладонями рук. Убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях. Какие у вас ощущения после такого упражнения? (Участники отвечают.)

5. Упражнение «Учимся расслабляться»

(Подготовьте кресла или диваны. Если их нет, скорректируйте упражнение по ситуации, например, стулья).

  • Педагог-психолог:

  Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Положите руки на колени. Сейчас вы проделаете несколько упражнений аутогенной тренировки. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте мои инструкции. Итак, начинаем расслабление. (Включите спокойную расслабляющую музыку).

  • Педагог-психолог:

  Расслабляются ноги… Расслабляются пальцы ног, ступни и лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра.… Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняя ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук… Расслабляются кисти и запястья… Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены… Расслабляется плечевой пояс… грудь… живот… поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины. Ваше туловище расслаблено, расслаблено… Расслабляются мышцы шеи. Голова мягко опирается на спинку стула, шея расслаблена. Расслабляются мышцы лица. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба… глаза… щеки… губы… нижняя челюсть… язык. Вы отдыхаете… вы отдыхаете… (Пауза 20 секунд.) А сейчас – переплетите пальцы рук перед собой, потянитесь пятками вперед. Теперь глаза можно открыть. Поделитесь своими ощущениями после упражнения.

6. Упражнение  «Дождь в джунглях»

Педагог-психолог:

   Встанем в круг друг за другом. Так, чтобы вы могли дотронуться до спины человека перед вами. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно.

Но вот подул легкий ветерок.

1. Прикоснитесь к спине стоящего впереди человека и легко надавите руками. (Участники выполняют задание.)

2. Ветер усиливается. (Давление на спину увеличивается)

3. Начался ураган. (Сильные круговые движения).

4. Затем пошел мелкий дождь. (Легкие постукивания по спине партнера).

5. А вот начался ливень. (Движение пальцами ладони вверх - вниз).

6. Пошел град. (Сильные постукивающие движения всеми пальцами),

А теперь в обратном порядке:

5. Снова пошел ливень, 4. застучал мелкий дождь, 3. пронесся ураган,

2. подул сильный ветер, 1. затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Как вы себя чувствуете после массажа? (Участники отвечают.)

7. Упражнение  «Аффирмации “Я…”»

Педагог-психолог:

  Последний метод, который я покажу вам сегодня  – это аффирмации, то есть подтверждения. Это легкий способ влиять на подсознание. Вы выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Фразы должны быть положительными и короткими. Вы можете составить их для себя сами. Вы можете применять аффирмации, где хотите и когда хотите. Если вы будете осознанно контролировать мысли, то со временем замените негативные положительными. А сейчас встанем со стульев и закроем глаза. Повторяйте за мной предложения.

Пример утверждений для повторения:

Я талантливый человек.

Я открытый человек.

Я добрый человек.

Я оптимистичный человек.

С каждым днем я уважаю себя все больше и больше.

У меня высокий потенциал.

Я уверена в своем будущем.

Я контролирую свою жизнь.

Я свободная личность.

8. Упражнение  «Браслет благопожеланий»

Педагог-психолог:

  Упражнение проводится за столом.

Посмотрите у вас в тарелочке разноцветные бусины и нитки для нанизывания бусин. Мы сплетем из них браслет. Вы будете нанизывать бусины на нитку, и говорить доброе пожелание своему партнеру, который сидит рядом с вами за столом. После окончания плетения браслета,

завяжите его узелком.

10 мин https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/zf36f_.png   Подведение итогов. Рефлексия

Педагог-психолог:

  Какие методы вам запомнились? Какие собираетесь использовать в будущем? (Участники отвечают.) Для себя вы можете выбрать подходящий метод снимать эмоциональное напряжение и практиковать его регулярно. А теперь прошу вас заполнить анкету «Обратная связь».

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/fsipiq.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов

Содержание:1. Разминка.2. Упражнение "Мои ресурсы".3. Упражнение "Я отдыхаю".4. Упражнение "Когда душа поёт".5. Упражнение "Защита".6. Игра "Паутинка".7. Подведение итогов. Получение обратной связи....

Тренинг профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, профилактика эмоционального выгорания. Здоровый педагог - здоровые дети....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.  определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распредел...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Данный тренинг направлен на знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении п...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...