Великая Отечественная война в моей семье
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Городской конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
«Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Автор:
Гелим Анна Андреевна
Группа общеразвивающей направленности
«Аленушка»
Научные руководители:
Метелева Наталья Викторовна,
воспитатели МАДОУ ДСКВ «Сказка»
2020
Содержание:
- Аннотация…………………………………………………………………. 3-4
- План исследований: ……………………………………………………… 5-8
3. Описание работы……………………………………………………………. 9-12
4. Список используемой литературы………………………………………… 13
5. Приложение………………………………………………………………… 14-28
АННОТАЦИЯ.
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
В 2020 году вся страна будет отмечать 75 лет со дня окончания войны, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне. Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость этой Победы. С целью изучения темы войны появилась идея создать проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Победа нашей страны над немецко-фашистскими захватчиками без сомнения огромное по своей исторической важности событие. Память о Подвиге нашего народа должна бережно хранится и передаваться из поколения в поколение, чтобы не допустить повторения тех страшных событий. Но как научить современных детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Нет семьи, которую так или иначе не коснулись события тех лет и не оставили свой отпечаток. Вовремя передать эстафету памяти подрастающему поколению – задача семьи и ДОУ.
Дошкольный возраст имеет определенные ограничения. Ребенок еще не может свободно ориентироваться во временных, географических, политических вопросах.
Но если ребенок знакомится с событиями тех лет через семью, они становятся близкими и понятными: Великая отечественная война была «когда моей прабабушке было столько же лет, как и мне» или «когда мой прадед был таким же молодым, как мой папа».
В этом и заключается основная идея проекта - через семейные истории познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, сделать их более понятными для дошкольников. Простые и короткие истории, которые дошкольник может понять, запомнить и рассказать – лишь первый, но очень важный шаг на пути изучения истории своей семьи, своей Родины.
Цель: показать важность знания истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: -собрать биографический материал о наших прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.
-Изучить необходимые источники и литературу о Великой Отечественной войне.
- Определить вклад моей семьи в дело победы над фашистской Германией.
- Составить рассказ о воевавших родственниках.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проблема: Отсутствие у детей достаточных знаний о Великой Отечественной войне и о том какой след оставила война в их семьях.
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Объект исследования – члены семей Гелим.
Предмет исследования – история семей Гелим.
Участники проекта:
- воспитатели группы;
- дети,
- родители.
Методы исследования:
- сбор информации (расспросы членов моей семьи- бабушки, дедушки, мамы, папы);
- исследование семейного архива;
- работа с Интернет-ресурсами;
- анализ полученных материалов.
Предполагаемые результаты:
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о Великой Отечественной войне;
- сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны.
Тип проекта:
информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья».
Срок реализации проекта:
2 месяца (январь – февраль)
Этапы реализации проекта:
- Начальный этап
- Сбор и анализ информации по теме.
- Определение цели, исходя из интересов ребенка.
- Формулировка проблемных вопросов.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.
- Технологический этап – реализация проекта.
- - сбор информации (расспросы членов моей семьи- бабушки, мамы);
- - изучение собранной информации (фотографии, записанные рассказы бабушек, дедушек)
- - исследование семейного архива,
- - работа с Интернет-ресурсами
- - анализ полученных материалов.
- Рефлексивный этап.
- Обобщение и систематизация полученной информации.
Фиксирование результатов полученных знаний (альбом памяти «Герои войны в наших семьях»).
- Формулирование вывода.
- Подготовка и проведение презентации (интересный рассказ о проведенном исследовании).
- Перспектива.
Создать альбом «Герои войны в наших семьях».
- Формы реализации проекта.
- Беседы
- Познавательное чтение
- Изучение семейного архива
- Самостоятельная практическая деятельность
План реализации проекта.
Этапы реализации проекта | Основные мероприятия реализации проекта | Сроки реализации |
Работа с ребенком | 1.Чтение художественной литературы: Л. Кассиль. «Памятник советскому солдату». С. Алексеев «Шуба». С. Алексеев «Таня Савичева». С. Алексеев «Первая колонна». С. Алексеев «Мишка». 2.Рассматривание репродукций картин «Солдаты», Н. Рутштейн, «Защитники Брестской крепости», П Кривоногов, «Часовой. Детство, отмененное войной», В. Толочко, «С Победой», Н. Репин. 3.Рассказы педагога: Беседы познавательного характера по теме: «Родина – мать зовет!», «Дети войны», «Великие битвы», «Музыка войны», «Мы пол-Европы прошагали, пол - Земли»; 4.Рисование «Солдат на посту». 5.Лепка «Георгиевская лента». 6.Музыка «Фронтовые песни» прослушивание. 7.Спортивно-физкультурный досуг «Смелые бойцы» 8.Экскурсия в парк Победы к Вечному огню. | Январь Февраль |
Работа с родителями | 1. Анкетирование. 2.Изучение информации по теме из разных источников (семейный архив, беседы с родственниками) 3. Подборка литературы по теме (стихи, рассказы). 4. Создание презентации «История Великой Отечественной войны в семье моих родственников». 5. Оформление уголка «Я помню! Я горжусь!». | Январь Февраль |
Методическое сопровождение. | Конспекты познавательных бесед. Подборка художественной, познавательной литературы. |
Февраль |
Описание работы.
Аня с мамой любит, смотреть старый бабушкин альбом, в котором есть старые пожелтевшие фотографии, на одной из них мужчина в военной форме. Она спросила у мамы: «Кто это?». Мама сказала, что это ее дедушка, мой прадедушка. Он был солдатом? Да. Он участвовал в Великой Отечественной войне, в этом году все будут праздновать 75 лет со дня ее окончания. Ей захотелось узнать о прадедушке и о войне. Что это за война? Кто воевал? Начиная исследование, она предположила, что если узнает больше о Великой Отечественной войне, то сможет рассказать о ней своим друзьям.
22 июня 1941 года фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было страшно, все горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов. Во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. На защиту нашего Отечества поднялся весь народ, от мала до велика. «Родина – мать зовет! Все для фронта, все для победы!» - так звучали призывы военных лет.
Весь народ встал на защиту своей Родины. Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке Панасюк Андронь Ивановичу было 22 года. Он воевал с первых дней войны в сухопутной пехоте. Защищая нашу Родину, прадедушка был ранен в ногу. В конце войны попал в плен. После взятия Берлина был освобожден советскими войсками. За боевые заслуги получил много наград, в том числе медаль «За победу над Германией». В мирное время занимался столярным ремеслом, делал детские игрушки из дерева. Умер 1974 году. Спасибо ему за защиту нашей Родины. Я горжусь им, его подвигом, ибо сам факт участия в долгой, страшной войне – это уже подвиг!
И у меня есть прадедушка, который учувствовал в Великой Отечественной войне. Я хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, о моем прадедушке, Далгатове Османе Алигишиевиче. Родился в селении Верхнее Казанище Буйнакского района Дагестанской АССР.
Когда началась война, ему было 18 лет. Войну он начал с курсов молодого бойца, а в октябре 1941 года в составе 91-го стрелкового полка оказался в Моздоке. Держал оборону Кавказа. С февраля по сентябрь 1942 года бил фашистов красноармейцем 33-й стрелковой дивизии. Был тяжело ранен: взрывом раздробило бедренную кость. Лечился в госпитале в Тбилиси, а едва стало легче, вновь попросился на фронт.
Затем в составе 1-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Сражался храбро, не щадя жизни. Об этом свидетельствуют награды. Первая награда медаль «За отвагу» — был награжден приказом командования в октябре 1943 года. А вскоре стал сержантом, и был назначен командиром отделения разведки.
И вновь ранение. Теперь в спину, а вскоре еще одно — немецкий снайпер пробил левую ногу. Но мой прадед отказывается от госпитализации: уж очень хотелось добить зверя в его логове — Берлине. И добил, получив за это солдатский орден Славы III степени.
Мой прадед — кавалер ордена Красной Звезды. Он был награжден второй медалью «За отвагу» при штурме Берлина. А в мае 1945 года ему вручили медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Но война для моего героя закончилась еще не скоро. С мая 1945 по июнь 1946 года он, являясь командиром пулеметного отделения, участвовал в операциях по полному уничтожению фашистов. С июня 1946 по март 1947 г. он командовал отделением танково-самоходного полка, который в боях в Закарпатской Украине добивал бандеровцев.
Только в марте 1947 года он возвращается на родину, в свое родное село, которому отдает долгие годы своего труда.
После наших рассказов вопрос о Великой отечественной войне заинтересовал детей в группе. И уже на следующий день дети принесли фотографии своих прадедушек. Благодаря этим фотографиям у нас в группе появился уголок Памяти. Ника Автюхова принесла ордена и медали своего прадедушки. Всем было очень интересно рассматривать боевые награды. Мы испытывали чувство гордости за защитников нашей Родины. Наши воспитатели прочитали много рассказов о войне, мы узнали о городах – героях: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Ленинград.
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военными лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. И мне захотелось подробнее узнать о детях, которые жили в те тяжелые времена, ведь им так же, как и нам хотелось бегать и смеяться.
Из книг, рассказов мамы и воспитателей я узнала, что многие дети остались сиротами, их родители погибли на войне или во время бомбежек, кто-то оказался на территории занятой фашистами или в плену у немцев. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины. Мы прочитали рассказы о подвигах детей – героев. Это Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик, которые помогали взрослым во время войны. Некоторые дети становились сынами полка. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Их убеждали вернуться домой, но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. Я слышала, что многие дети помогали приближать День Победы, но как?
Дети работали в цехах заводов, санитарками в госпиталях. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя боевыми дорогами.
А я знаю, что тяжелая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. После прочтения рассказа Алмазова Б. А. «Горбушка», в котором папа рассказывал своему сыну о блокадном Ленинграде, о том, что ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов. Айна ты знаешь, сколько это 125 граммов?
Нет!
Это очень мало! Голод – это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети. Но, несмотря на голод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне с взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы. И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. Несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки.
Мы с мамой читали, что во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.
Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам.
Война- сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.
С мамой в интернете мы нашли интересный факт, к сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет удалось до жить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Я маленькая, но знаю это очень много.
Но врагу не удалось победить наш народ. Отбила наша Армия все атаки противника погнала фашистов с русской земли. Мы победили! Каждый год – 9 мая. Когда закончилась война, народ отмечает праздник – День Победы. И в этот день мы вспоминаем тех солдат, кто погиб в этой войне, кто отстоял мир на всей земле.
С тех пор прошло много лет. За это время, чтобы люди никогда не забывали те страшные дни, было много сооружено памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. В нашем городе тоже есть такое место это парк Победы. В память о погибших героях горит вечный огонь. В особо памятные дни жители города возлагают цветы.
Я знаю, что 9 мая наша семья пройдет по улицам города с фотографией прадедушки. Наш «Бессмертный полк» жив! Мы помним! Мы гордимся!
На заключительном этапе было проведено обобщение и систематизация полученной информации. Была подготовлена презентация «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Совместно с родителями был оформлен альбом «Герои войны в наших семьях».
Список литературы
- Большая книга вопросов и ответов для самых маленьких – Москва «Росмэн», 2008. – 159 с.
- Энциклопедический словарь для детей «От А до Я». – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 224 с.
- Хрестоматия «100 стихов и рассказов о войне» - Москва ООО Издательство АСТ.
- Детская энциклопедия «Ордена и медали».
- Детская энциклопедия «Юные герои».
- С. Алексеев «Подвиг Ленинграда 1941-1944» рассказы для детей, 2005 – 83 с.
- «Идет война народная…» стихи о великой отечественной войне, Москва «Детская литература» 2001.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, Москва «Мозаика и синтез», 2017.
- Ю. Збанацкий «Щедрый ежик».
10. Светлана Летова «Близорукий учитель» .
Интернет-ресурсы:
Поисковая система "Google".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Великая Отечественная война в моей семье"
Проект адресован старшим дошкольникам. В ходе реализации данного проекта дети расширяют и уточняют знания о ВОВ через призму истории своей семьи....
Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».
Проект интегрированной организованной образовательной деятельностипо теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Объект исследования: совместное изучение родителями и детьми сем...
Великая Отечественная война. История моей семьи
Великая Отечественная война. История моей семьи...
Проект "Великая отечественная война в моей семье"
Проект «Великая Отечественная Война в моей семье»Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизм...
Альбом Великая Отечественная война в моей судьбе 1 часть
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Это была страшная и жестокая война! Вы никогда не должны забывать о подвигах людей, которые воевали в то время!...
Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»
Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...
Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»
Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...