Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Клочкова Наталья Николаевна

Цель: повышение мотивации к экспериментально-исследовательской деятельности и формирование умения делать самостоятельный выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»

Конспект педагогического мероприятия

на тему: «Помощь мистеру Проблемчику»

(экспериментально-исследовательская деятельность)

с детьми подготовительной группы

 Подготовил воспитатель

I квалификационной категории

Клочкова Наталья Николаевна

Курчатов, 2022

Конспект педагогического мероприятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

Тема: «Помощь мистеру Проблемчику»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: повышение мотивации к экспериментально-исследовательской деятельности и формирование умения делать самостоятельный выбор.

Задачи:

1.Обучающие:

- познакомить с клипбордом и знаками-символами;

- научить детей делать выбор;

- дать представление о свойствах крахмала;

2. Развивающие:

- способствовать формированию умения анализировать, обобщать, сравнивать;

- развивать навыки саморегуляции.

3. Воспитательные:

- формировать умение работы в парах, подгруппах;

- формировать желание оказывать помощь окружающим;

 - соблюдать правила безопасности и здоровьесбережения.

Предварительная работа: подбор материала и пособий: ноутбук, смартфон, подушки-медиаторы, мольберт, картинки-символы, клипборды, материалы для экспериментирования (банки с крахмалом и сахарной пудрой, йод, разбавленный водой, пипетки, инд. тарелочки, маркированные стаканчики, мерные ложки, тарелочки с продуктами). Мною была создана компьютерная заставка-видеописьмо от Мистера Проблемчика. Организована предметно-пространственная среда: «Центр книги», «Центр изодеятельности».   

Ход.

1 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть!

Меня зовут Наталья Николаевна. С некоторыми из вас мы встречались на кружке «Грамотейка». Но сегодня мы не будем заниматься грамотой.

Я принесла для вас клипборды, мои ребята называют их «доска выбора».

Хотите узнать для чего они нужны? (ответы детей)

(Предлагаю присесть на подушки-медиаторы взять себе клипборд)

С помощью клипбордов мы с ребятами планируем, чем мы будем сегодня заниматься.

Ребята, как вы думаете, чем можно заняться в группе? (ответы детей)

Я предлагаю вам сейчас сделать свой выбор, чем бы вы хотели сейчас заняться.

Давайте попробуем! Посмотрите, у меня на мольберте есть вот такие символы.

Как вы думаете, что это за значок? (Книжный уголок/Центр изодеятельности/Лаборатория)

В нём можно….. почитать или посмотреть книгу/заняться творчеством/провести опыты, эксперименты.

(Сигнал- маячок из смартфона)

 - Ребята, минуточку, мне пришло видео - сообщение от мистера Проблемчика. Вы  с ним знакомы? (ответы детей)

-Хотите, мы вместе посмотрим сообщение? Я могу вывести его на экран.

(на экране видеоролик с говорящим человечком, произносящим текст: «Здравствуйте, Наталья Николаевна! Вы понимаете, я хотел испечь именинный пирог, ведь у меня завтра день рождения. Ко мне придут гости, но возникла проблема: в двух банках одинаковый порошок и я не знаю, как теперь определить где крахмал, а где сахарная пудра. Боюсь испечь несладкий пирог! Что мне теперь делать, пожалуйста! Жду ответа»).

2 этап: планирование детьми их деятельности.

- Вот это да! Друзья мои, я теперь точно знаю, что займусь экспериментированием и пойду в лабораторию. Буду опытным путём определять где крахмал, а где сахарная пудра. Значит я  поставлю на свой клипборд вот такой символ. 

Ребята, а вы сделали свой выбор, чем вы хотите заняться?

Может, кто-то захочет помочь мистеру Проблемчику и отправится со мной в лабораторию?

Выбрали символ? Отлично!

А теперь, друзья мои, кто выбрал чтение книг или изодеятельность, можете отправиться в эти Центры и заняться интересным делом.

Ребята,  давайте договоримся, друг другу не мешать и не отвлекать!

А мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы помочь мистеру Проблемчику.

Друзья мои, посмотрите, ещё я со своими ребятами выбираем вот такие символы, которые обозначают: вместе мы хотим заниматься или кто-то хочет уединиться.

Если кто-то решил пойти один, то поставьте на клипборд вот этот знак.

Если мы идём с вами все вместе, то выбирайте этот символ.

Посмотрите, ребята, у нас уже есть план. Кто-то захотел пойти вместе с друзьями в лабораторию, помогать Проблемчику! А кто-то, сделав свой выбор, решил пойти в другой Центр.

А сейчас, предлагаю положить клипборды на свою подушечку и сделать физминутку, чтобы наш мозг хорошо работал и руки стали ловкими. Готовы?

Физминутка.

«Мышь полезла в первый раз посмотреть который час,

 Вдруг часы сказали бом! Мышь скатилась кувырком.

 Мышь полезла второй раз посмотреть который час,

 Вдруг часы сказали «бом-бом». Мышь скатилась кувырком.

Здорово! Теперь наш мозг насытился кислородом, хорошо работает, руки стали умелыми.

3 этап: реализация детского замысла.

Друзья, кто решил помочь Проблемчику может пройти со мной в Лабораторию

(Проговорить соблюдение правил безопасности в лаборатории)

Работа за столом.

Ребята, у нас есть две ёмкости. Кто помнит, что нам нужно определить?

Правильно, где крахмал, а где сахарная пудра?

Ребята, мы можем определить, рассмотрев их? А по запаху? (ответы детей)

(если дети предлагают другие версии, то говорю: «Эти версии стоит проверить»)

 Как же нам поступить? Где же можно найти подсказку, чтобы нам ответить на наш вопрос: «Как различить крахмал и сахарную пудру?». (ответы детей)

А можно обратиться к интернету?

(Открываю вкладку на компьютере)

Посмотрите, какая информация нашлась!  Я буду читать, а кто тоже умеет читать, можете следить за мной. (…при попадании йода в крахмал, продукт изменяет цвет на синий)

Точно, я слышала такую информацию, что если в продуктах есть крахмал, то от йода они сразу изменят цвет, посинеют!

Давайте проверим!

Ребята, как думаете, с чего стоит начать? (ответы детей)

Нужно взять два мерных стаканчика и насыпать в один порошок из баночки с красной крышкой, а в другой стаканчик - порошок из другой баночки зелёной крышкой, другой ложечкой! Лучше насыпать разными ложками, потому что следы крахмала могут попасть в сахарную пудру и мы тогда не поймём где крахмал, а где сахарная пудра.

Итак, у нас есть немного воды в стаканчиках. Предлагаю в них размешать белый порошок. Сначала возьмём из банки с зелёной крышкой и насыпем в стакан с зелёным маркером. Ребята, передавайте друг другу. А теперь, возьмём порошок из банки с красной крышечкой и насыпем в стакан с красным маркером.  А сейчас. пипеткой капнем по капельке йода  в каждый стакан и посмотрим, что будет происходить!

 Ребята, я уже поняла где крахмал! А вы?

Ребята, а вам интересно узнать в каких ещё продуктах может быть крахмал? (если дети отвечают «да», то ставлю поднос с продуктами на середину стола, и дети сами выбирают те продукты, которые они хотели бы проверить).

 Если дети ушли в другие центры активности, то я периодически интересуюсь их деятельностью:

- Ребята, у вас всё получается?

- Если что-то нужно, обращайтесь!

-Возможно, захотите изменить своё решение. Мы будем рады вам!

Мне кажется, теперь мы можем отправить ответ мистеру Проблемчику!

Предлагаю собраться на ковре и решить, как нам лучше это сделать? (ответы детей)

Друзья мои, а может отправим голосовое сообщение?

Кто может сформулировать вывод?

………… будет говорить, а мы сделаем тишину!

(Включаю аудио на телефоне в WhatsApp и отправляю мистеру Проблемчику голосовое сообщение)

4 этап: рефлексия по итогам деятельности.

Ребята, мне бы очень хотелось рассказать о том, чем мы сегодня занимались детям из своей группы, поэтому я поставлю вот это знак-символ на свой клипборд.  А ещё можно рассказать своим близким, или другу, который не участвовал вместе с нами в этой деятельности.

- С кем бы вы хотели поделиться новыми знаниями? Поставьте эту картинку-символ на свой клипборд.

- Ребята, как вы думаете, где вам смогут пригодиться эти знания?

 - Какие были трудности?

Друзья мои, кто считает, что мы здорово провели время, давайте мне свои ладошки!

 У меня есть ещё две картинки-символа. Как вы думаете, что они обозначают?

 Если вам понравилось наше мероприятие, то на клипборд можно поставить соответствующий символ. (обращаю внимание на то, что ставят дети)

- Ребята, а кто-то в процессе деятельности изменил своё мнение?

- Почему ты решил изменить своё мнение?

- Ты доволен своим решением?

Ну что ж, друзья мои, я очень рада была провести с вами время!

Думаю, пришло время навести порядок в лаборатории.

 Вы сами справитесь? Я в вас верю! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Данное заняти направлено на развитие интереса к исследованию и эксперементированию, развитие умения делать выводы и четко излагать свои мысли, способствование развитию познавательной активности детей,...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности «Симпатические чернила»

Вовлекать детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представлений о симпатических ( невидимых ) чернилах....