Современные педагогические технологии в ранней профориентации дошкольников.
статья (старшая группа)
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии в ранней профориентации дошкольников.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
. Обращение к толковым словарям, энциклопедиям и справочникам, позволило определить понятие «технология» в нескольких аспектах:
– как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве;
– как наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств;
– как упорядоченная совокупность действий операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результатов;
– как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели содержание и методы обучения; – как учебный процесс, гарантирующий получение запланированный результат.
Однако важно чтобы педагогическая технология была адекватна педагогической системе, в которую она интегрируется, иначе цели педагогической системы и ее образовательные программы не могут быть реализованы. Таким образом, не игнорируя мнения исследователей, а сопоставляя различные точки зрения, мы рассматриваем педагогические технологии ранней профориентации, не как технологии, способствующие профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста, а как технологии, реализующие образовательные цели, соответствующие специфике дошкольного возраста и ориентированные на создание позитивной социальной ситуации развития детей.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:
- Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Одним из результативных технологий современного образования является проектная деятельность, в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Технология проектной деятельности также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».
- Технология интегрированного обучения.
Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Технология макетирования
С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Практика показывает, что создание макетов «Ферма», «Теплица», «Хлебопекарня». «Лаборатория», «Метеостанция» и др. позволяют формировать символические функции сознания ребенка, что позволит ему моделировать производственные процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.
- Технология музея
Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий. Безусловно, ведущая роль в музейной среде принадлежит экспозициям мини-музея, которые погружают ребенка в активный познавательный процесс получения «знаний о профессиях через руки». Например, минимузей «Автомобилиус», знакомит детей с марками автомобилей разных эпох, особенностями их конструкции, материалов, из которых они сделаны, соответственно дети приобретают знания о профессиях людей, которые участвуют в производстве машин от замысла до воплощения. Возможность взять модель в руки, рассмотреть ее, попробовать в движении, обыграть «здесь и сейчас», используя макет улицы, все это восхищает, удивляет и радует ребенка, одновременно формируя эмоционально-ценностное отношение к результатам труда конструктора, машиностроителя, металлурга, и интерес к профессии. Музейная экспозиция может быть представлена лэпбуками, презентациями профессий, выставками (коллекциями) продуктов профессиональной деятельности, технического оборудования, коллекциями спецодежды, виртуальными экскурсиями на предприятия производственной и культурной сферы (в том числе и Уральского региона), фотовернисажами известных людей-профессионалов своего дела), подборкой художественной литературы о профессиях. Кроме этого, дети могут пополнять экспозиции музея экспонатами, сделанными своими руками и вместе с родителями. Таким образом, экспозиции становятся своего рода музейной коммуникацией и способствуют обогащению знаний детей о профессиях.
6. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Несомненным достоинством применения цифровых технологий в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых является: полисенсорное восприятие материала; демонстрация объектов с помощью проекционного экрана и мультимедийного проектора в многократно увеличенном виде; применение анимации, аудио- и видеоэффектов в общей PowerPointпрезентации, которая компенсирует объем информации; активизация зрительных функций, а также глазомерных возможностей ребенка; слайд-фильмы для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важно чтобы педагогическая технология была адекватна педагогической системе, в которую она интегрируется, иначе цели педагогической системы и ее образовательные программы не могут быть реализованы. Таким образом мы рассматриваем педагогические технологии ранней профориентации, не как технологии, способствующие профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста, а как технологии, реализующие образовательные цели, соответствующие специфике дошкольного возраста и ориентированные на создание позитивной социальной ситуации развития детей.
Технология проектной деятельности Одним из результативных технологий современного образования является проектная деятельность, в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Технология проектной деятельности также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного учреждения .
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).
Технология интегрированного обучения. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»
Технология макетирования С точки зрения Н. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Практика показывает, что создание макетов «Ферма», «Теплица», «Хлебопекарня». «Лаборатория», «Метеостанция» и др. позволяют формировать символические функции сознания ребенка, что позволит ему моделировать производственные процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности.
Технология музея Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада. - мультимедийные презентации; - виртуальные экскурсии.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...
Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...
Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...
«Современные педагогические технологии в ранней профориентации дошкольников»
Консультация для педагогов...