Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье."
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_pooshchrenie_i_nakazanie.docx | 22.44 КБ |
pamyatka_dlya_sobraniya_1_chast.docx | 91.25 КБ |
pamyatka_dlya_sobraniya_2_chast.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме
«Поощрение и наказание детей в семье»
Цель: создание эффективной системы поощрений и наказаний .
-Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания . Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять методы поощрения и наказания таким образом, чтобы ребенок вырос воспитанным и не слишком разбалованным. Конечно, если вы будете очень часто в отношении своего ребенка использовать разнообразную систему наказаний в качестве воспитательной меры, то чаще он будет вести себя таким образом, что вам придется систематически предпринимать подобные меры. Ребенок может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Многие родители наказывают и поощряют своих детей не задумываясь о том, как это скажется на ребенке в будущем. . Поэтому очень важно выработать правильную систему поощрений и
наказаний , которую можно будет использовать без вреда для ребенка и ваших с ним отношений.
- Как вы помните на прошлом собрании мы заполняли анкеты ( приложение 1) Результаты анкетирования представлены на слайде. ( разбираем результат вместе с родителями)
Групповая работа
- Сейчас я разделю вас на небольшие группы . Вам предстоит записать приемлемые и неприемлемые методы поощрении я и наказания. Первая группа запишет приемлемые методы поощрения, вторая группа – неприемлемые методы поощрения, третья группа- приемлемые методы наказания, четвертая группа- неприемлемые методы наказания . ( Каждая микрогруппа должна будет отчитаться)
- Сейчас я расскажу вам о «Золотых» правилах поощрения и наказания и мы с вами посмотрим ,смогли ли в ходе нашей работы приблизится к общепринятым идеалам.
Золотые правила поощрения и наказания
Правила наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
— когда он болеет;
— перед сном и сразу после сна;
— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
— во время работы и игры;
— непосредственно после душевной или физической травмы;
— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
Правила поощрения:
1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.
Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.
Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
«Мозговой штурм»
- Далее наша работа будет проходить в форме мозгового штурма.
Ваша задача- создать единую систему эффективных поощрений и наказаний.
( Родители должны рассказать о своей системе)
- Как вы считаете, смогли ли мы приблизиться к этим правилам? Что бы вы хотели добавить в свою систему?
Заключение
- Надеюсь, в ходе нашего собрания каждый из вас смог приобрести для себя что-то новое и возможно переосмыслил свои взгляды на воспитание.
Я благодарю вас за то, что вы сегодня смогли найти время и пришли на наше собрание. Всем спасибо. До свидания!
Анкета для родителей
Приложение 1.
- Слушается ли Вас ребенок?_________________________________________
- Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения?_______________________
- За что Вы наказываете ребёнка?_____________________________________
- Как Вы наказываете ребёнка?________________________________________
- За что и как поощряете ребёнка? _________________________________________________________________
Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да» или «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью. (Подчеркните слова «Да» или «Нет»).
- Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних. (Да, нет).
- Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребёнку, прощаю его, верю в него. (Да, нет).
- Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка. (Да, нет).
- Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка. (Да, нет).
- Единственное, что действует на моего ребёнка - строгое наказание. (Да ,нет).
- Если только возможно, стараюсь не наказывать ребёнка. (Да, нет).
- Хвалю ребёнка за каждый успех, наедине и при посторонних. (Да, нет)
- Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребёнку то, за что в другое время наказал(а) бы. (Да, нет).
- Нередко бывает так: я наказываю ребёнка, а муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (Да, нет).
- Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь и выясню позицию ребёнка. (Да, нет).
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Поощрение и наказание детей в семье»
Как повысить самооценку ребенка:
1. Называть его по имени;
2. Хвалить за любой успех, отмечать успехи в присутствии других. При этом похвала должна быть искренней, дети остро реагируют на фальши. И ребенок должен знать, за что его похвалили;
3. Безусловно принимать его;
4. Активно слушать его переживания и потребности;
5. Бывать вместе (читать, играть, гулять, заниматься, разговаривать и т.д.);
6. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
7. Помогать когда просит;
8. Делиться своими чувствами (значит доверять);
9. Конструктивно разрешать конфликты;
10. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой…», «Я рада тебя видеть…», «Я по тебе соскучился…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…», «Ты мой хороший…».
11. Обнимать не менее четырех раз в день;
12. Использовать «Дерево успеха», «Цветок достижений» и т.п.
13. Обеспечить ребенку ощущения своей успешности. Важно найти такую деятельность, в которой он способен самоутвердиться, почувствовать «ситуацию успеха».
Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка.
Тест: «Какой Вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми и сложите кол-во баллов напротив каждой, выбранной Вами, фразы:
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 0
Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
И в кого ты только такой уродился?! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
Ну, на кого ты похож (а)? 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и помощник (ца)! 1
Ну, что за друзья у тебя? 2
О чем ты только думаешь? 2
Какая ты у меня умница! 1
А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
У всех дети как дети, а ты… 2
Какой ты у меня сообразительный! 1
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личностью.
7-8 – свидетельствует о намечающих сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ МЕТОДА «НАКАЗАНИЕ»
1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до осознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить сове поведение.
3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, пробудившие ребенка к отрицательным действиям.
4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
5. Наказание должно быть строго индивидуально. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
6. Не злоупотребляйте наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный – учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
- Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных места и т.д.
- Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей представления о том, что такое «хорошо», что такое «плохо».
- Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
- Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям. Родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребенок выполнил их просьбу. При этом:
- обращайтесь к ребенку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
- старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
- обращаясь с просьбой, давайте ребенку инструкции ее выполнения;
- не просите ребенка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите; не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ:
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
7. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
8. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и т.д.
9. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
10. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
11. Учите своего ребенка принимать и ценить поощрения родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская гостиная "Поощрения и наказания детей в семье"
Вводная беседа о поощрениях и наказаниях детей в семье. Игра "Ассоциации". Показ презентации с обсуждением. Рефлексия....
Родительский ликбез"Поощрение и наказание детей в семье"
"Поощрение и наказание в семье!" Презентация для родителей....
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....
Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание детей в семье".
Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в...
Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Радость» ...
Заседание Родительского клуба на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»
Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование различных вид...
Заседание "Родительского клуба" на тему: " Поощрения и наказания детей в семье"
Повышение психологической компетентности родителей; знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний. Способствование созданию в семье благоприятной атмосферыдля развития ребенка....