План по самообразованию
материал (подготовительная группа)
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает
возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является
приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_i_razvitiyu_professionalnoy_kompetentnosti_vospitatelya.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности воспитателя
Сарваевой Гульназ Хусаиновны
на 2021-2022 годы
Тема:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
посредством LEGO – конструирования»
Введение
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить,
постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста,
прививать тягу к творчеству.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто
новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое
отношение к действительности. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии
способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной
педагогики.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и
его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Потенциальные возможности, таящиеся
в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной
деятельности.
Работа с элементами LEGO стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и…
разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.
Актуальность
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию
предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок
универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию
исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает
возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является
приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти,
мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной
речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения
LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественноэстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Цель работы: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования
Задачи:
Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию
Образовательные: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению
конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.
Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую
активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных
ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в
пространстве.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость,
желание включаться в творческую активность.
Задачи для воспитателя:
- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования LEGO-конструктора в процесс обучения и
воспитания;
- создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к LEGO-конструктору с учетом требований ФГОС;
- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования;
- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами
на занятиях в свободной деятельности;
- разработать и составить конспекты занятий с использованием LEGO-конструктора;
- разработать программу работы с детьми;
- создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;
- создать условия для формирования предпосылок творчества дошкольников;
- создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;
Основные вопросы:
- изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования);
- актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;
- цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста;
- этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей дошкольного возраста;
- группы умений, формируемые конструированием;
- особенности LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей по конструированию;
- практическая реализация программ по LEGO-конструированию;
- изучение педагогический опыт других педагогов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
✓ умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
✓ овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития
технического творчества детей;
✓ умение активизировать творческие способности и умения;
✓ распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;
✓ применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется:
✓ творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
✓ социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с
элементами робототехники;
✓ повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
✓
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно - теоритический: сентябрь – октябрь 2021г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в
образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению
программы по конструированию, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2022г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию:
организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в
образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями,
педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2022г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Содержание работы
Содержание работы | Предполагаемые результаты в работе по реализации программы |
Разработка нормативно-правовой базы сопровождения программы. |
№1014 «Порядок организации и осуществления образовательной |
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
| |
Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. | Оснащение развивающей предметно-пространственной среды кабинета для работы с LEGO конструкторами: -Игровое LEGO оборудование. Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса LEGO-конструирования и робототехники в ДОУ. - литература по робототехнике и конструированию; |
Участие в мини педсовете по теме: «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO- конструирование. | Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация. |
Разработка методических материалов для работы. | -Мастер-класс «Лего страна – наша игра!» -Семинар-практикум для педагогов «Учусь, играя» -Консультация для родителей «Мы дети технологий» -Практические занятия согласно планированию программы «lego |
- Конструирование и робототехника в доу – шаг к техническому творчеству» | |
Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы. | - Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения рабочих зон по работе с LEGO конструкторами. |
- Школа молодого педагога. | |
Разработка технологических к а р т по LEGO- конструированию для всех возрастных групп. | Технологические карты по LEGO-конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп). |
Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ. | План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал. |
Проведение конкурсов. |
Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада. |
Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по LEGO-конструированию и робототехнике. | -Развлечение «в гости к Lego мы идем!» -Соревнования среди старших групп «Ты и я - умная страна!» Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет. |
Организация сетевого взаимодействия. | Мероприятия с детьми:
-Презентация "Конструкторы нового поколения "
Мероприятия с педагогами: -Презентация «LEGO-конструирование». Мастер-класс «Недалекое будущее». |
Используемая литература
1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.
2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»
3. Сайт http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/issledovatelskaya-rabota-konstruktor-lego.
4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/lego-proekt-detskii-sad-buduschego-zaschita-lego-proekta-i-fototchet.html .
7. Сайт dohcolonoc.ru/. v. /9528-proekt-po-lego-konstruirovaniyu-terentij-teterev.html.
8. Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.
9. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...