План по самообразованию
материал (подготовительная группа)

Сарваева Гульназ Хусаиновна

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает

возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является

приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию и развитию профессиональной компетентности воспитателя

Сарваевой Гульназ Хусаиновны

на 2021-2022 годы

Тема:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством LEGO – конструирования»

Введение

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить,

постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста,

прививать тягу к творчеству.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой

деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто

новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое

отношение к действительности. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии

способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной

педагогики.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и

его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Потенциальные возможности, таящиеся

в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной

деятельности.

Работа с элементами LEGO стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и…

разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.

Актуальность

Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию

предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок

универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию

исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает

возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является

приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти,

мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной

речи.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения

LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественноэстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Цель работы: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе LEGO-конструирования

Задачи:

Познавательные: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию

Образовательные: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению

конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.

Развивающие: развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, развивать творческую

активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных

ситуациях. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, ориентировку в

пространстве.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, усидчивость,

желание включаться в творческую активность.

Задачи для воспитателя:

- повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования LEGO-конструктора в процесс обучения и

воспитания;

- создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к LEGO-конструктору с учетом требований ФГОС;

- формировать у родителей и педагогов значимости конструирования;

- формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей посредством овладения новыми конструктивными качествами

на занятиях в свободной деятельности;

- разработать и составить конспекты занятий с использованием LEGO-конструктора;

- разработать программу работы с детьми;

- создать условия для развития конструктивного мышления дошкольников;

- создать условия для формирования предпосылок творчества дошкольников;

- создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;

Основные вопросы:

- изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию (история возникновения LEGO-конструирования);

- актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи LEGO-конструирования в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по введению LEGO-конструирования в образовательную деятельность детей дошкольного возраста;

- группы умений, формируемые конструированием;

- особенности LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей по конструированию;

- практическая реализация программ по LEGO-конструированию;

- изучение педагогический опыт других педагогов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

 умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

 овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития

технического творчества детей;

 умение активизировать творческие способности и умения;

 распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты;

 применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

У детей сформируется:

 творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;

 социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с

элементами робототехники;

 повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно - теоритический: сентябрь – октябрь 2021г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в

образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению

программы по конструированию, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2022г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию:

организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в

образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями,

педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2022г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Содержание работы

Содержание работы

Предполагаемые результаты в работе по реализации программы

Разработка нормативно-правовой базы сопровождения программы.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ ДО и МП ХМАО - Югры № 112 «О введении в действие ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы ДО ХМАО - Югры»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», «Правила осуществления мониторинга»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 № 594 «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013

№1014 «Порядок организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  • Ознакомление, изучение ФГОС ДО;
  • Курсы повышения квалификации по теме «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС дошкольного образования»;
  • Принять участие в семинарах, конференциях по теме самообразования.

Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды кабинета для работы с LEGO конструкторами:

-Игровое LEGO оборудование.

Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса LEGO-конструирования и робототехники в ДОУ.

- литература по робототехнике и конструированию;

Участие        в        мини        педсовете        по        теме:        «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества

дошкольников        через        LEGO- конструирование.

Выступление по теме «Развитие технических способностей в мире технологий». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.

Разработка методических материалов для работы.

-Мастер-класс «Лего страна – наша игра!»

-Семинар-практикум для педагогов «Учусь, играя»

-Консультация для родителей «Мы дети технологий»

-Практические занятия согласно планированию программы «lego

- Конструирование и робототехника в доу – шаг к техническому творчеству»

Повышение        профессиональной        компетенции через разные формы методической работы.

- Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения рабочих зон по работе с LEGO конструкторами.

- Школа молодого педагога.

Разработка технологических к а р т по        LEGO- конструированию для всех возрастных групп.

Технологические карты по        LEGO-конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и

подготовительной групп).

Разработка плана взаимодействия с родителями,

вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.

План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал.

Проведение конкурсов.

  • «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями),
  • «Фото - стенд моих построек».

Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.

Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по LEGO-конструированию и робототехнике.

-Развлечение «в гости к Lego мы идем!»

-Соревнования среди старших групп «Ты и я - умная страна!» Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в сети

интернет.

Организация сетевого взаимодействия.

Мероприятия с детьми:

  • Образовательная деятельность с применением конструкторов LEGO. Мероприятия с родителями:
  • Семинар-практикум для родителей «Детское техническое творчество»

-Презентация "Конструкторы нового поколения "

  • Совместное занятие (дети и родители) «Мы сами с усами»

Мероприятия с педагогами:

-Презентация «LEGO-конструирование». Мастер-класс «Недалекое будущее».

Используемая литература

1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Фешина Е.В. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.

2. Рабочая программа Власова Л. П. по «Легоконструированию»

3. Сайт http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/26/issledovatelskaya-rabota-konstruktor-lego.

4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/lego-proekt-detskii-sad-buduschego-zaschita-lego-proekta-i-fototchet.html .

7. Сайт dohcolonoc.ru/. v. /9528-proekt-po-lego-konstruirovaniyu-terentij-teterev.html.

8. Волкова, С. И. Конструирование С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.

9. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO Л. Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...