«Использование активного метода обучения «Кластер» в формировании нравственности и патриотизма»
презентация
Мастер-класс для педагогов о применении активного метода "Кластер" в сыере нравственно-патриотического воспитания.
Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster.docx | 20.82 КБ |
klaster_prezentatsiya.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад
«Золотой петушок»
Мастер- класс на тему «Использование активного метода обучения «Кластер» в формировании нравственности и патриотизма»
Подготовила: Чарганцова А.А.
воспитатель первой квалификационной категории
с.Каскара, 2021
Цель: рассказать о возможностях использования приема «кластер».
Задачи:
-раскрыть особенности приема «кластер»;
-научить участников использовать эти приемы при работе.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас!
Слайд 1. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе важно использовать разнообразные методики и технологии.. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Слайд 2. Говоря новых технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о методе, который использую в своей работе. Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР». Это прием позволяет с легкостью систематизировать материал и делать его всесторонний анализ.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.
Слайд 3. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Слайд 4-5-6-7-8. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации уже имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Слайд 9. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слайд 10-11-12-13-14. Последовательность действий при составлении кластера:
1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от содержания.
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Слайд 15. Арт-кластер (кластер с картинками). Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с дошкольниками. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Рассмотрим кластер весна- составили с детьми средней группы.
Основным признаком Весны дети выделили солнце. От солнышка мы определили приметы весны: капель, проталины, ледоход, подснежники, перелетные птицы, почки на деревьях. Как итог дети усвоили признаки весны.
Слайд 16. Обратный кластер. Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия - как обобщение, резюме, подведения итогов. Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова педагог показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему занятия.
Слайд 17-18. Групповой кластер. Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «транспорт». Одна группа составляет кластер «воздушный», вторая – «наземный», третья – «водный». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение педагога), остальные помогают, дополняют.
Кластер Транспорт. Ключевое понятие-техника для передвижения. Далее дети набрали картинки транспорта. Мы их разложили и классифицировали на три группы. наземный, воздушный, водный. Рассуждая, мы подумали, что каждый из этих видов подразделяется на два пассажирский и специальный.
Слайд 19. Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста?
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Слайд 20. Достоинства и результаты применения метода:
-он позволяет охватить большой объем информации;
-вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-умение ставить вопросы;
-выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
-сравнивать и анализировать;
-проводить аналогии.
Теперь я предлагаю вам опробовать на себе метод кластера.
Педагогам предоставляются ватман, клей, фломастеры и цветные картинки по двум темам «Семья» и «Родина». Педагоги работают и озвучивают полученные кластеры.
Слайд 21. Вывод.
Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации.
Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.
В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации.
Метод «кластера» Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Кластер пришел из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре - это наша тема.
спутник Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы
спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА: 1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм»), подходящие для данной темы (модель «хаос») 3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»). 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
СКАЗКА
Структурное содержание сказки
ЧЕРТЫ СКАЗОК
ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СКАЗКИ
Виды кластеров: Арт-кластер (кластер с картинками). Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с дошкольниками. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)
Виды кластеров: Обратный кластер . Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия - как обобщение, резюме, подведения итогов. Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова педагог показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему занятия.
Виды кластеров: Групповой кластер . Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «транспорт». Одна группа составляет кластер «воздушный», вторая – «наземный», третья – «водный». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение педагога), остальные помогают, дополняют.
Способы представления кластеров: Схемы Таблицы Диаграммы Графики
Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы . Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения в ДОУ
Выступление на районном методическом объединении работников ДОУ по использованию активных методов обучения с педагогами и детьми....
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
методический материал по изучению и использованию активных методов в работе с дошкольниками...
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с использованием активных методов обучения «Веселая математика»
Цель: Развитие элементарных математических представлений через игровую деятельностьПрограммные задачи:Образовательные:- продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по пор...
Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»
Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»...
«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...
Активная консультация для воспитателей тема:" Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ"
Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой...