Картотека игр- игры, упражнения на развитие чувства ритма
материал

Захарова Галина Владимировна

Картотека игр - игры, упражнения на развитие чувства ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_uprazhneniya_na_razvitie_chuvstva_ritma.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Прогулка»

Цель: развивать чувство ритма.

Материал:  музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом

Музыкальный руководитель: Сейчас, дети, мы с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок) А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так (педагог частыми ударами передает бег, дети повторяют). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог медленно ударяет молоточком, дети повторяют). Остальные дети стали быстро прыгать (молоточек ударяет быстро, дети повторяют). Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень (педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком, дети повторяют). Испугались ребята и побежали в детский сад (быстрые и ритмичные удары молоточком).

В игре может принимать участие как и подгруппа, так и вся группа.

«Передай ритм»

Ход игры: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник передает ритм, хлопая в ладоши.

«Путешествие на поезде»

Цель:  Развивать чувство ритма

Материал: свисток

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. У ведущего – взрослого есть свисток. Ведущий начинает «путешествие на поезде» отбивая ладонями характерный ритм «чух-чух-чух». Дети присоединяются к нему. Ведущий отбивает ритм вначале медленно, затем постепенно ускоряя. Когда поезд достигает максимальной скорости, ведущий свистит в свисток. Свист означает, что поезд должен так же равномерно сбавлять скорость и, в конце концов, остановится.

«Три медведя»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Материал: Плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки, карточки с изображением трех медведей и кружочки-фишки.

Ход игры: М.р.: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают) В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение). Аналогично игра проводится с другими фигурками.

«Тихо - громко»

Цель: развивать диатонический слух, чувство ритма.

Материалы: равное количество бубнов и деревянных ложек по одному инструменту на каждого участника.

Ход игры: Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубнами должна играть тихо, а группа с ложками – громко. Звучит музыка и группы соответствующим образом играют. Затем группы с бубнами должна играть громко, а группа с ложками – тихо.

«Игра в снежки»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу, поют и отхлопывают ритм ладошками

Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий

Выполняют имитационные движения по тексту

Раз – бросим, два – поймаем, три – уроним

Топают ногами ритм

И сломаем

«Веселые подружки»

Цель: развивать чувство ритма.

Материал: плоские фигурки из картона (5шт), разрисованные в русском стиле, деревянные ложки, металлофон.

Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». 

Музыкальный руководитель:  Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Ребенок выходит и выстукивает ритм на металлофоне, ложках. Остальные дети прохлопывают.  Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

«Погремушка»

Цель: развивать чувство ритма, упражнять в выполнении движений с предметами.

Ход игры:

  1. Ах, какая звонка игрушка - встряхивают погремушкой перед собой

Ах, какая наша погремушка

Вот, вот она   - трясут погремушкой у правого уха

Наша погремушка

Вот, вот она - трясут погремушкой у левого уха

Звонкая игрушка

  1. Погремушка, громче прозвени - стучат погремушкой по ладони

И ребяток ты повесели

Вот так, и вот так громче прозвени  - встряхивают погремушкой над головой

Вот так, и вот так

Всех повесели

  1. Ой, устала, надо отдыхать - кладут погремушку на ладонь

И в ладошках наших будет спать

Погремушка будет крепко спать - прячут погремушку между ладонями

Погремушке надо отдыхать

«Здравствуйте!»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры:

Здравствуйте ладошки! Хлоп – хлоп – хлоп  - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз 3 хлопка в ладоши

Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ- Гладят ладошками себя по коленкам Топают ногами

Здравствуйте щечки Плюх-плюх-плюх -Гладят ладошками по щечкам.3 раза слегка прихлопывают по щечкам

Пухленькие щечки Плюх-плюх-плюх   то же

Здравствуйте губки Чмок-чмок-чмок - Качают головой вправо-влево3 раза чмокают губами

Здравствуйте зубки Щелк-щелк-щелк -Качают головой вправо-влево 3 раза щелкают зубами

Здравствуй мой носик Бип-бип-бип - Гладят носик ладонью, 3 раза нажимают на нос указательным пальцем

Здравствуйте гости! Привет! -  Протягивают руки вперед, ладонями вверх

Машут руками над головой.

«Игра с погремушкой»

Цель: развивать чувство ритма

Ход игры:

1.Пляшет возле ушка наша погремушка

Потихоньку гремит нам шуметь не велит

2.Спряталась игрушка наша погремушка

Не шалит, не гремит в кулачке крепко спит

3.Звонкую подружку нашу погремушку

Высоко поднимай громко, громко играй

4.На полу попляшет погремушка наша

Попляши, не зевай снова танец начинай.

«Ударим в ладошки»

Цель: Развивать динамический слух, чувство ритма

Ход игры: Педагог напевает и негромко хлопает в ладоши, дети повторяют

Педагог:  Тихо мы ручками ударим, тихо мы ручками ударим

Люли-люли, ударим -2 раза

Громко мы ручками ударим – 2 раза

Люли-люли, ударим -  2 раза

«Озорная погремушка»

Цель: Развивать чувство ритма

Материал: погремушки по количеству детей

Ход игры: Дети встряхивают погремушкой, педагог поет:

Поглядите на игрушку – озорную погремушку!

Погремушка попляши,

пусть смеются малыши

Позвените погремушкой,

непоседливой игрушкой

Погремушка, веселей,  

позабавь-ка малышей!

По окончанию музыки погремушку прячут за спину

«Игра с мячом»

Цель: развивать чувство ритма

Материал:  резиновый мячик

Педагог:     К деткам мячик прискакал,

он удал, хотя и мал

Он зовет ребят играть,

с ним, как мячики скакать

Педагог ударяет мячиком об пол, показывает, как мяч скачет,

 дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.

Мячик маленький устал,

он давно уже не спал

Помашите малышу,

мячик спать я уложу.

Педагог укладывает мячик в коробку, накрывает платком, дети прощаются

«Разбуди мишку»

Цель: Развивать чувство ритма

Материал: Игрушечный мишка, стул.

Ход игры: Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге», дети стоят напротив у другой стены зала.

Педагог (поет): Тихо-тихо вы идите,

Мишеньку не разбудите

Дети идут на носочках
 А к берлоге подойдем, топать ножками начнем,
раз, два, три, раз, два, три!
 (Дети топают под счет) Мишка. Мишка, выходи!

Педагог берет Мишку, рычит, дети убегают к противоположной стене зала,

прячутся от мишки.

«Глашенька учит танцевать»

Цель: Развивать чувство ритма

Материал: Большая кукла на подставке.

Ход игры: Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, к нам в гости пришла удивительная куколка  Глашенька. Ох, и плясать-то она мастерица.

 Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.

    Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...

картотека "Упражнения на развитие чувства ритма"

Картотека предназначена для воспитателей, логопедов и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Собранный материал может быть использован для развития чувства ритма у детей 3-7 лет....

"Картотека музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма"

   Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

    Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

Музыкально-ритмические игры направленые на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения....