Картотека пальчиковых игр для 2й младшей группы
картотека (младшая группа)
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovaya_gimnastika.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тесто пластика).
4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память.
Ожидаемый результат:
1. Совершенствование развития мелкой моторики рук.
2. Эмоциональное развитие ребенка.
3. Совершенствование творческих способностей.
4. Совершенствование познавательных способностей.
Пальчиковые игры
для детей второй младшей группы
«Детский сад» | |
В детском садике есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины.о Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поиграем мы в игрушки Будем все друзья, подружки! | Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
«Мой дом. Мой город. Моя страна. Моя планета» | |
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю Всех я вас приветствую! | Раскрываем пальцы в разные стороны. Поднимаем руки вверх. Шевелим плавно кистями рук. Прижали запястья и шевелим пальцами. Хлопаем в ладоши. |
«Моя страна-Россия» |
Шар большой, на нем страна, Город в ней, а в нем дома. Дом на улочке одной, Неприметный, небольшой. Этот дом, страна, земля – Это Родина моя! Руками над головой изображаем большой шар Руками изображаем крышу. Хлопки на каждое слово. |
«Урожай. Овощи» |
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Ладошки «корзиночкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец. |
«Урожай. Фрукты» | |
Мы делили апельсин | Левая рука в кулачке, правая её обхватывает Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке Встряхиваем обе кисти |
«Фруктовая ладошка» | |
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. | Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя. |
«Краски осени» | |
Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдем, В букет листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | Волнообразные движения ладонями. Взмахи ладонями вверх-вниз. Шагаем пальцами. Загибаем пальцы начиная с большого на обеих руках. Хлопаем в ладоши. |
«Животный мир. Домашние птицы» | |
Есть у курицы цыпленок, У гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утенок. У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! | Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца. Показывают пальчики, играя ими. |
«Животный мир. Домашние животные» | |
Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! | Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. |
«Животный мир. Дикие животные» | |
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Вращают большим пальцем. |
«Животный мир. Животные жарких стран» | |
За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок, За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зубрёнок. За кем же торопится каждый ребенок? | Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших. |
«Я-человек» | |
Пуще дымчатая тучка, Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, Мой затылочек, височки, Подбородочек и щёчки! И бочок, и другой, И животик – мой родной. Ноги – вытянем, согнём, А теперь урок начнём. | Ладошки складываем чашечкой Потираем части тела Хлопки |
«Народная культура и традиции» | |
Вышел, вышел пастушок на лужок, Он собрал, созвал буренок в кружок, Наказал им никуда не ходить, А, коль волк придет, его разбудить. Посчитал коров И сладко зевнул Да под белою березкой уснул. | Идем пальцами по ладони лев.руки. Указат. пальцем показываем пальцы левой руки. Грозим пальцем Обеими руками «Зубы волка». Указательным пальцем считаем пальцы левой руки. Раскрываем пальцы обеих рук в стороны. Указательный палец положить на ладонь левой и закрыть в кулачок |
«Наш быт. Одежда» | |
Танечка, бери иголку, Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой. |
«Наш быт. Посуда» | |
Девочка Иринка порядок наводила. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» | Показывают и шевелят большим пальцем. Поочередно соединяют большой палец с остальными. |
«Дружба. День народного единства» | |
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. | (Соединяем пальцы, стучим друг о друга.) (Кулачки стучат друг о друга.) (Ритмичное сжимание кулачков.) |
«Транспорт» | |
Все машины по порядку Подъезжают на заправку: Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз. | Обеими руками «крутят руль» перед собой. Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки |
«Здоровей-ка» | |
Чтоб болезней не бояться, Надо спортом заниматься. Играет в теннис теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет футболист, В хоккей играет хоккеист, В волейбол – волейболист, В баскетбол – баскетболист. | Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
«Поздняя осень. Кто как готовится к зиме» | |
Солнышко греет уже еле-еле; Перелетные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – Поздняя осень стоит на дворе. | Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету). Руки сжимают в «замок». Разводят руками перед собой. |
Кто спит зимой? | ||
Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков! | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот. | |
«Здравствуй, Зимушка-зима!» | ||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. | Загибаем пальчики по одному. Имитируем лепку комков. «Крошим» всеми пальчиками. Правой ладошкой по левой. Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхиваем ладошки. Движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку. | |
«Город мастеров» | ||
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем. Три – уроним и … сломаем! | Загибать пальчики Лепить, меняя положение ладоней Показывают круг, гладят ладони друг о друга. Подбросить, посмотреть вверх Ловят. Роняют на колени ладони и топают | |
«Новогодний калейдоскоп» | ||
Пришла зима, принесла мороз. Пришла зима, замерзает нос. Снег, сугробы, гололед. Все на улице-вперед! Теплые штаны наденем, Шапку, шубу, валенки. Руки в варежках согреем И завяжем шарфики. Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль. | Ладошкой растираем кончик носа. Стучим кулачками по коленям. Шоркаем по коленям. Поглаживаем по ногам. Проводим по голове, по рукам и топаем ногами. Имитация завязываем шарф. Хлопок в ладони на каждый месяц. | |
«Новый год у ворот» | ||
Праздник приближается, Елка наряжается. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. | Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Поочередно соединяют большой палец с остальными. «Фонарики». | |
«В гостях у сказки» | ||
Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады! | Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца. | |
«Сказки» | ||
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят» — Этим сказкам каждый рад! | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец. | |
«Этикет» | ||
Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, Смешной поросенок! | Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных. | |
«Моя семья» | ||
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. | |
«Пальчик-мальчик» | ||
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. | Показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами. | |
«Азбука безопасности» | ||
Красный он один такой: Не иди, а просто стой! Желтый – все еще стоим И внимательно следим А зеленый подмигнет – И свободен переход. | Погрозили пальцем. Показали ладонь перед собой. Подмигнуть и пальчиками «шагаем». | |
3 неделя февраля. «Наши защитники» | ||
Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идем. В нашу армию, ребята, Просто так не попадешь. Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми. | Шагаем пальцами по коленям (столу). Грозим указательным пальцем. Сжимаем-разжимаем пальцы. Показываем силу рук. | |
«Маленькие исследователи» | ||
Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. | Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу». Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. |
«Женский день» | |||
Мама в дом войдет и ахнет: -Чем у нас в квартире пахнет? -Много чем, - ответим маме. – Раз – горелыми блинами, Два – разбитыми духами, Три – штанами в рыбьем жире… Мама скажет: - А четыре – Пахнет стиркой и уборкой. А еще –хорошей поркой. | Шагаем пальцами обеих рук. Пожимаем плечами. Попеременно ударяем кулак о кулак и ладонь о ладонь. Поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно. | ||
«Мамы всякие важны» | |||
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, Мамы разные важны! | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Сжимают ладошки в «замочек». | ||
«Мамины помощники» | |||
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, Ложку и большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали! | Кулак о кулак Круговыми движениями скользим одной ладонью по другой. Загибаем пальцы. Отряхиваем руки. Резкий хлопок в конце строки. Хлопаем в ладоши. | ||
«Миром правит доброта» | |||
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. К себе ладошки мы прижмем, Гладить ласково начнем. Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. | Кулачок | ||
Поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Трясем кистями | |||
«Моем» руки, дышим на них | |||
Гладим ладонь другой ладонью | |||
Ладони прижать, скрестить пальцы, и быстро пошевелить ими | |||
Каждый палец зажимаем в кулачке | |||
«Быть здоровыми хотим» | |||
Утром рано мы проснулись, Сладко, сладко потянулись. Глазки широко открыли, Улыбнуться не забыли. Носом воздух нюхать стали, Губки маму целовали. Ушки, верные друзья, Слышат то, чего нельзя. Шея правит с головой, Поверти-ка ей, друг мой. Кисти, локти, плечи – это руки, дети. Вот колени, две ступни – Это ноги – знаем мы. Есть спина, и живот, Только не наоборот. | Движения по тексту | ||
«Весна шагает по планете» | |||
Утром солнышко встаёт выше, выше, Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. Хорошо-хорошо солнышку живётся, И нам вместе с солнышком Весело живётся. | Руки высоко вверх Руки вниз Делаем ручками фонарики Хлопаем в ладоши | ||
На дворе у нас весна! Солнце светит – красота! Лишь сосульки кап-кап-кап, С крыши капают вот так. | Хлопки Развести руки Большой палец соединяем с остальными |
«Встречаем птиц» | |
Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». |
«Цирк» | |
Жил был чудак, спал целый день! Кушал, вот так! Встать было лень! Ну и чудак! Шел за водой. Взял он, вот так! Чайник худой! Что за чудак, рыбу удил, В речку, вот так! Сам угодил! | Руки под щеку – «спим». Воображаемой ложкой едим. Пальцами шагаем. Палец согнуть в крючок, «ловим рыбу». Резкий хлопок в ладоши. |
«Приведем планету в порядок» | |
А сейчас мы с вами дети, Улетаем на ракете. На носочках поднялись, А потом руки вниз. 1,2,3 потянись Во летит ракета ввысь. | Соединяем подушечки пальцев, медленно поднимаем над головой. Руки опустить. Сжимаем разжимаем пальцы. Руки вверх подняли, потрясли кистями рук. |
«Волшебница вода» | |
Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | Делают ладошку у лба «козырьком». Приставляют пальцы колечками у глаз. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
«Праздник весны и труда» | |
Иди весна, иди красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Пальчики идут по коленям (столу) Загибаем пальцы на обеих руках начиная с мизинца. |
«День Победы» | |
Сегодня праздник всех отцов Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед от отгородить. | Сжимаем-разжимаем пальцы. Хлопаем в ладоши. Крыша над головой. Сжимаем-разжимаем пальцы. |
«Мир природы» | |
Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения |
«Круглый год» | |
Круглый год, круглый год! За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим – Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой. |
«Насекомые» | |
Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимают и разжимают пальцы. Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. Вращают мизинцем. Прячут руки за спину. |
«До свидания, детский сад!» | |
Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку! Скачут побегайчики, Солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут! Были тут и нет их тут! | (Пальцы сжимаем и разжимаем как можно дальше друг от друга)(Хлопаем)(Фонарики) (Пальцами «прыгаем» по коленям) Машем кистями рук – подзываем) (Ладони в «замок» - поймали. Открыли «замок») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы
Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становленнии детской речи, повышает работоспособность ребен...
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы...
КАРТОТЕКА «Пальчиковая гимнастика» (2-я младшая группа)
КАРТОТЕКА«Пальчиковая гимнастика»(2-я младшая группа)...
Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе "Осень"
quot;Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях ...
Картотека пальчиковых игр для 2 младшей группы
Картотека пальчиковых игр для2 младшей группы Подготовила воспитатель: Белавина Наталья Викторовна Яблочко.(Русская народная потешка) Катилось яблочко по огородуСложите руку в кул...