Презентация на тему "Знакомство с творчеством П.И. Чайковского"
презентация к уроку (старшая группа)
Эта презентация включает в себя не только знакомство с великим русским композитором, но и возможность погрузиться в волшебный мир музыки и окунуться во время самого композитора. В конце презентации детей ждёт сюрпризный момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_chaykovskim_v_starsh.gr_.docx | 19.75 КБ |
chaykovskiy.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского
Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Сладкая греза». Музыкальный руководитель встречает детей.
Дети рассаживаются на стульчики.
Муз. рук. Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Муз. рук. А кто же он по профессии?
Дети. Композитор.
А все знают кто такой композитор?
Муз. рук. Правильно! Это человек, который сочиняет музыку.
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.
Дети рассказывают о композиторе все, что знают.
Муз. рук. П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. А сегодня мы познакомимся с некоторыми музыкальными пьесами из его «Детского альбома».
- Но прежде, я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)
- А теперь обратите внимание, что у нас на экране?
Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Муз. рук. Посмотрите ребята в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся.)
Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.
«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
(слова и музыка Л. Абелян Журнал «Музыкальный руководитель» №2-2004г).
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)
Стук в дверь
- Кто-то к нам в гости пришел.
(муз. рук. вносит других кукол)
- Вот и новые куклы пришли.
А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»
- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
(муз. рук. предлагает всем девочкам взять кукол)
«НОВАЯ КУКЛА»
- Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку
П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
«СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
- Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
«БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
(муз. рук. вновь предлагает представить себе сказочного героя)
(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает)
- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
Музыкальный руководитель: Бабка-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики, приглашайте девочек на вальс и Б. Ягу тоже, пусть поучится вальс танцевать.
«ВАЛЬС»
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)
Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора)
Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать
(доходит до двери, останавливается.)
- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: П ознакомить детей с творчеством П . И. Чайковского и его фортепианным циклом « Детский альбом ». Задачи: Дать целостное представление о цикле пьес П. И. Чайковского. Развивать образное мышление представляя что может выражать музыка. Способствовать формированию интереса к музыке П.И. Чайковского. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Развивать слуховое внимание и память . Способствовать познавательной активности. Прививать любовь к прекрасной русской музыке.
Пётр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.)
Сборник был написан в мае 1878 года. Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил любимому племяннику Володе Давыдову. В ту пору мальчику было шесть лет. На заглавном листе значилось: «Детски альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».
….люди ездили не в машинах, а на лошадях или в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях…
Музыкальная консерватория
Д ирижёр Дирижер – это музыкант, который управляет оркестром или хором. Этой профессии необходимо учиться. Он управляет жестами, мимикой. У него в руках дирижерская палочка.
«Детский альбом» - уникальный цикл, одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка — и одновременно одно из наиболее глубоких сочинений Чайковского, в котором параллельно развиваются два «сюжета». Первый из них — явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй, скрытый, символизирует жизнь человека.
Они в коробочке лежат, но если их достать, Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать! И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики, Кто скажет, как мы их зовем? “ Марш оловянных солдатиков ”
Кукла заболела, на бочок легла. Дали ей конфетку – кукла не взяла, «Сами виноваты» - доктор говорит «У нее животик от конфет болит» “ Болезнь куклы ”
Тихо, тихо сядем рядом - входит музыка в наш дом В удивительном наряде, разноцветном, голубом. И раздвинутся вдруг стены, Вся земля видна вокруг. Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой, Это музыка торопит И зовет нас за собой. “ Новая кукла ”
Согласно сюжетной линии цикла, день, насыщенный разными занятиями ребёнка, подходит к своему завершению. Теперь можно расслабиться, лечь в уютную кроватку и помечтать, а затем погрузиться в волшебные сновидения. Нежная, убаюкивающая пьеса «Сладкая грёза», сочинённая композитором в жанре романсовой лирики, передаёт такое приятное, расслабленное состояние детской души. “ Сладкая грёза ”
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского
Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....
Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского
Конспект занятий по слушанию музыки П.И.ЧайковскогоМузыкального руководителяДОУ № 62 Красносельского района Санкт – ПетербургаКарелина Я.Н....
Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"
Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....
Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"
Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"...
Презентация : Область художественно-эстетического развития НОД в старшей группе "Творчество Петра Ильича Чайковского"
Презентация : Область художественно-эстетического развития НОД в старшей группе "Творчество Петра Ильича Чайковского"https://cloud.mail.ru/public/CXQ1/Mg8RYtmcC...
презентация творчество П.И.Чайковского
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского...
Презентация на тему: "Творчество П.И. Чайковского"
Творчество П.И. Чайковского. Презентация для детей старшего дошкольного возраста....