Квест – игра, как новая образовательная технология в ДОУ.
статья (старшая группа)

Михайлова М.В.

Квест – игра, как новая образовательная технология в ДОУ

Содержание:

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_statya.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга

Квест – игра,

как новая образовательная

технология в ДОУ

подготовила воспитатель:

Михайлова МВ

Санкт-Петербург

2022

Содержание:

Дети  в детском саду должны не только познавать мир, но и весело и содержательно проводить время. Чтобы воспитатель мог разнообразить будни ребенка, можно использовать  квест-игры. В отличие от обычных игр в квест – играх  есть задания и развлекательный момент, потому ребенку весело и интересно.

Дошкольный возраст имеет свою специфику проведения таких игр, потому важно правильно подбирать тему и содержание для каждой квест-игры.

Регулярные занятия такого плана позволят развивать память, мышление, а также поддерживать дружескую и благоприятную атмосферу в группе.

Что такое квест – игра?

Квест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому квест-игры предполагают наличие определенных задач, которые нужно достичь, но для этого необходимо преодолеть преграды и трудности. Проводить такие занятия можно в детском саду, школе, университете, в помещении, на улице, с инвентарем и без него.

Квест-игра для дошкольников позволяет сочетать в одном занятии игровую деятельность, обучение, соревновательный момент, самостоятельный поиск решения и командную стратегию для достижения поставленной цели.

Сама по себе методика квестов не новая, подобные занятия были известны еще в прошлом столетии, когда дети играли в «Казаков-разбойников» и прочие приключения. Новое слово в этой концепции предложил американский ученый Джордж Берни, благодаря которому на сегодняшний день мы имеем сочетание игры и обучения в одном мероприятии. Чтобы затея удалась, важна подготовка воспитателя, он должен продумать маршрут, станции, задания к ним, различные развлекательные островки.

После игры обязательно нужен анализ всего произошедшего, разбор полетов, каждый ребенок должен услышать оценку своих действий. Очень важно поощрить всех, даже тех, кто не справился.

Благодаря квест-играм удается решить такие задачи:

  • научить детей планировать свою деятельность и прогнозировать результат;
  • обучить основам самоанализа;
  • научить детей работать в коллективе;
  • развивать целеустремленность и стремление к победе;
  • создать оптимальную и комфортную рабочую среду;
  • развить физические качества, творческие способности, жизненные позиции детей.

Воспитатели, которые используют квест-игры, могут добиться таких результатов:

  • заинтересовать детей окружающим их миром, активизировать желание познать его;
  • закрепить уже имеющиеся знания и в интересной форме выучить что-то новое;
  • создать комфортную среду, в которой все дети смогут показать себя;
  • воспитать дух товарищества, взаимопомощи, а также научить детей решать конфликтные и спорные ситуации;
  • развить мышление, творческие способности, коммуникативные навыки и интеллект;
  • позволить ребенку самому найти путь решения, проявить себя, исследовать незнакомое явления.

Благодаря проведению квест-игр в детском саду можно весело и интересно учить что-то новое или проверять, насколько дети усвоили уже пройденный материал.

Чтобы малышам было интереснее, и они вживались в роль, воспитатели могут использовать костюмы, вспомогательный инвентарь, музыку, декорации и все то, что поможет дополнить ход игры.

Типология квестов

В процессе прохождения квеста ребенок всесторонне участвует в работе, в данном процессе задействуются все виды деятельности:

  • игровая (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативная (развитие речи, основы здоровья и безопасной жизнедеятельности);
  • художественно-изобразительная (рисование, собирание конструктора, лепка и др.);
  • познавательно-исследовательская (игры о ОБЖ, космосе, географии, технике и др.);
  • театрально-музыкальная (элементы танцев, рассказ стихов, цитирование и др.);
  • ознакомление с литературой и фольклором.

Несмотря на развлекательный характер квест-игр, в них заложен огромный массив вспомогательных приемов, которые позволяют не только веселить детей, но и учить, и развивать. Среди основных приемов можно выделить:

  • дидактические, спортивные, оздоровительные и др. игры;
  • арт-терапию;
  • викторины;
  • творческие задания;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • задания с конструированием и моделированием;
  • постановку эксперимента.

Квест-игра может иметь разный сюжет, может быть быстрой, а может и продолжительной. В зависимости от возраста детей и изучаемого материала воспитатель может выбирать разные виды квестов. Различают такую типологию игр:

  • линейные – воспитатель продумывает этапы игры, которые связаны друг с другом и в итоге формируют единую структуру;
  • штурмовые – воспитатель создает несколько путей, по которым могут пойти дети в процессе прохождения игры, получая задания и подсказки к ним, они могут выбрать путь и следовать ему;
  • кольцевые – напоминают линейные, но у каждой команды есть своя точка старта и свои задания, которые они выполняют по ходу своего маршрута, приходя в общую финишную точку.

Больше всего дети дошкольного возраста любят бродилки и головоломки. Воспитатель продумывает задания для команд и создает островки, на которых дети находят задание и подсказки, которые указывают, куда идти дальше. Такой вид деятельности позволяет активизировать желание познать окружающий мир, изучить его и исследовать.

Планируя квест-игру, воспитатель первым делом выбирает ее тематику. Благодаря четко заданной теме и разным видам деятельности, которые должен совершить ребенок, новая и старая информация лучше усваивается, так как в ходе решения квестов активизируются разные виды деятельности ребенка. В зависимости от возраста будет подбираться сложность заданий в конкретной теме.

В младшей группе садика интересной будет игра по сказкам Чуковского, где дети смогут угадать знакомых героев, вспомнить сказки или познакомиться с ними впервые. Если такой вид деятельности планируется в средней группе, то тут можно сделать игру по математике, по ПДД, по пожарной безопасности. Квест по ФЭМП будет полезен в садике ежегодно, в каждой из групп.

Дети очень любят фантазировать на тему того, кем они будут, когда вырастут, потому тема «Профессии» будет актуальна для малышей от 4 до 6 лет.

Для детей старшего дошкольного возраста можно провести экологический квест, дать задания по финансовой грамотности и по экологии. Выпуская дошкольников с садика, важно дать им базу знаний, которая поможет сориентироваться в мире, легче влиться в школьное окружение и без проблем начать учебный год. В подготовительной группе, перед школой, важно включать более взрослые темы в игры, предварительно обсуждая их на занятиях. В игровой форме дошкольники быстрее запомнят материал.

Помимо этого, можно проводить тематические квесты к определенным праздникам: на 8 Марта, на Новый год, на 1 сентября и не только. Когда позволяет ситуация, полезным будет спортивный квест, который поможет проверить физическое развитие детей, выявить сильнейшего, наиболее активного и сообразительного.

Тематика данного мероприятия может быть разной, она зависит от разных критериев.

  • Информации, которая на данный момент изучается группой. Чтобы ее лучше запомнить или проверить крепость знаний можно провести квест-игры.
  • Праздника, который приближается или только прошел. Дети любят повеселиться, потому можно использовать информацию о празднике, историю его появления, основные традиции как основу для игры.
  • Дополнительные мероприятия: если в садике давно не проводились спортивные праздники, то стоит провести квест с упражнениями, если дети давно не танцевали, нужно дать им игры с элементами танцев.

Благодаря различным темам квест-игр есть возможность разнообразить будни дошкольников, порадовать их, помочь с усвоением новой информации или проверить, насколько они запомнили пройденный материал.

Успешность квест-игры зависит не только от правильно выбранной темы и подготовки воспитателя, но и от того, в какой последовательности будут выполняться действия. Чтобы пройти квест успешно, позволив при этом детям усвоить знания, проявить себя, развить представления о мире, необходимо выстраивать игру по этапам. 

Существует три этапа:

  • пролог;
  • экспозиция;
  • эпилог

Если не руководствоваться этой структурой, то логика игры может нарушиться, и вместо пользы дети просто весело поиграют и не придут к нужному результату.

Пролог

Начиная игру, воспитатель должен объяснить детям, чем именно они будут заниматься. При помощи пролога удается раскрыть тему игры, основные задачи и желаемый результат. Чтобы игра получилась увлекательной, воспитатель должен подготовить вступительную речь, которая введет детей в мир игры, позволит им перевоплотиться в героев или окунуться в волшебный мир приключений. Чем младше дети, тем тщательнее нужно готовить пролог, продумывая слова. Если дошкольники не заинтересуются игрой, то добиться желаемого результата будет сложно. После того как дети будут вовлечены в мир игры, воспитатель должен провести еще ряд подготовительных мероприятий, к которым относятся:

  • разделение детей на команды или группы;
  • ознакомление с правилами;
  • раздача материала, по которому будет идти игра, в комплекте может быть карта маршрута или карточки с заданиями.

Хорошая подготовка к игре – это залог ее успешного прохождения.

Основная часть игры, в ходе которой дети проходят все задания, переходя от одной зоны к другой, используя подсказки и двигаясь к финишу. Чтобы игра была более динамичной, используются поощрения за быстрое решение заданий и получение более интересного и нестандартного пути решения, а также штрафы, если кто-то не справился с заданием.

Воспитатель следит за ходом квеста, контролирует его течение, направляет детей, если они запутались, следит за временем прохождения заданий, оценивает качество их выполнения.

Эпилог

После того как игра закончилась и задание выполнено, очень важно подвести итоги и наградить победителей. Учитель обсуждает с детьми ход игры, выясняет, что им понравилось, а что нет, делая выводы для себя, чтобы следующие квесты сделать более интересными для дошкольников. Важно выслушать мнение каждого ребенка. Победители награждаются призами. Те, кто не смог дойти до цели, поощряются похвалой. В процессе общения учитель может задавать такие вопросы:

  • Что в игре было самым интересным?
  • Какие факты были незнакомыми, новыми для вас?
  • Какие моменты вызвали трудности?
  • Как вы оцениваете свой результат?
  • С чем легко было справиться, а что было непонятным?

Воспитатель должен внимательно слушать обсуждения, оценивая не только впечатления детей, но и плоды своей работы, насколько ему удалось хорошо подготовиться и как удалось реализовать поставленную цель.

Чтобы создать для детей увлекательную квест-игру, необходимо пользоваться разными приемами для игрового маршрута.

  • Создание маршрутного листа при помощи загадок, кроссвордов, кодовых слов, ребусов т. д., при помощи которых дети будут путешествовать от одной точки назначения до другой.
  • Использование волшебного клубка, где на нити крепятся записки с указанием нового пункта следования.
  • Создание карты, на которой в виде схемы указаны места, куда должны пойти дети, и их последовательность.
  • Использование планшета, на котором будут размещаться фото тех зон, куда нужно отправиться для следующей станции.
  • Переход от точки к точке по следам, наклеенным на полу, стенах, мебели. Это могут быть стрелки или другие знаки.
  • Поиск места назначения в тайнике. Воспитатель заранее находит объект, в котором прячет подсказку, а дети должны найти его и разгадать послание, чтобы двигаться дальше.

В процессе квест-игр могут использоваться самые разнообразные приемы, и чем их больше, тем интереснее и динамичнее проходит мероприятие, радуя детей эмоциями и знаниями. Наиболее распространенными видами деятельности являются:

  • Кроссворды, для разгадывания которых воспитатель задает вопросы или загадки и ответ вписывает в схему. Из полученных ответов создается слово-подсказка, которая позволяет идти дальше.
  • Пазлы, учитель выбирает картинку, имеющую связь с объектом в помещении группы, делит ее на кусочки и перемешивает, когда дети собирают все вместе, они получают подсказку, куда им идти дальше.
  • Для смены деятельности используются барьерные сооружения, из которых создается тоннель или лабиринт. Дети должны быстро пройти дистанцию, не поломав барьеры и не заблудившись.
  • В качестве заданий на логику и внимательность используют задание «Зеркало», где буквы располагаются в зеркальном отражении и их нужно поставить правильно, чтобы двигаться дальше.
  • Малышам стоит предложить игру «Кто лишний», где будет ряд изображений одной тематики, а одна картинка – другой, и ее нужно найти, лишний предмет и будет словом-подсказкой.
  • «Цветик-семицветик», игра на знание букв и предметов, в которой по центру цветка буква, а на лепестках картинки, дети должны подобрать лепестки, на которых рисунки, начинающиеся с нужной буквы.

Вариантов заданий для детей-дошкольников очень много, каждый педагог сам подбирает наиболее удачные, ориентируясь на знания и умения группы, а также на то, что нравится детям и что нужно выучить или запомнить. Правильно построенный квест будет динамичным, интересным и полезным, он подарит позитивные эмоции и желание учиться и познавать мир.

Планируя учебно-развивающую деятельность дошкольников, педагог должен уметь анализировать все факторы, с которыми он сталкивается, правильно подбирать виды деятельности для детей, проводить нестандартные занятия. Помимо основной программы по обучению, необходимым досугом являются игры, в которых дети не только отдыхают и проявляют фантазию, но и учатся. Квест-игры лучше всего справляются с такой задачей.

Чтобы удалось организовать игровую деятельность как следует, стоит строить ее по такому принципу:

  • определить базу знаний и умений детей, выявить хорошо закрепленный материал и тот, что не удается запомнить;
  • определиться с задачей и целью конкретной игры;
  • подобрать виды деятельности для реализации поставленных целей, определиться с временем проведения мероприятия;
  • создать сценарий игры со всеми сюжетными моментами, поворотами, интригами;
  • педагог должен определиться с названием игры, продумать вступительное слово и ход развития сюжета.

Успешно созданная игра строится по такому сценарию:

  • придумывание первого задания, которое выполняется без особых усилий, но вовлекает детей в историю, сюжет самой игры;
  • создание посильных задач, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели, а не утомление и скуку;
  • план маршрута должен быть построен так, чтобы станции с заданиями не пересекались;
  • здания должны быть интересными, а главное понятными, педагог использует все известные и посильные виды деятельности, создавая интересную и динамичную игру;
  • чтобы не переутомлять детей, важно создавать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;
  • продумывая станции с заданиями, важно выстраивать их так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, которая достигается постепенно, путем прохождения каждого этапа.

Правильно организованная квест-игра не обходится без материала, который нужно расставить, разложить или раздать. Чтобы игра не превратилась в хаотичное перемещение детей по территории, а имела какой-то смысл, стоит придерживаться таких рекомендаций:

  • четко объяснить детям цель, к которой они должны прийти;
  • дополнительный инвентарь и атрибутика должны подходить под игру;
  • создавая задания, нужно брать разные виды деятельности и уровень сложности;
  • чтобы заинтересовать детей, стоит преобразить территорию квест-игры, найти подходящую музыку, создать костюмы по теме;
  • в ходе игры не стоит заставлять всех делать одно и то же, каждый ребенок должен найти то, в чем захочет себя проявить;
  • любые спорные ситуации нужно решать сразу, быстро и мирно, находя компромисс;
  • воспитатель в ходе игры помогает, направляет, курирует детей, а все задания они делают сами;
  • награждение после игры является обязательным элементом, важно поощрить всех дошкольников, никого не обидев.

Правильно организовав квест-игру, можно весело и полезно провести время, сплотить коллектив, проанализировать поведение детей в разных ситуациях, проверить их уровень знаний и умений.

После квеста воспитатель делает выводы, общается с детьми, а также обдумывает итог свой деятельности самостоятельно, находит положительные и отрицательные моменты, сильные стороны данного мероприятия и недочеты, которые впоследствии исправляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Квест - новая образовательная технология "

Консультация для воспитателей "Квест - новая образовательная технология"...

«Квест – игра» (Новая образовательная технология)

laquo;Квест – игра»(Новая образовательная технология)...

Консультация Квест – игра – новая образовательная технология.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение раз...

«Квест –игра»(Новая образовательная технология)

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....

«Квест – игра» как новая образовательная технология

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический п...

Консультация для родителей «Квест-игра – новая образовательная технология»

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путеш...