Структура рабочей программы музыкального руководителя
рабочая программа

Захарова Галина Владимировна

Структура рабочей программы музыкального руководителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы музыкального руководителя ДОО

Законодательные изменения в нашей стране в последние годы активно влияют на жизнь образовательных организаций, ко многому сегодня приходится адаптироваться и привыкать. В профессиональную деятельность педагогов «входят» новые форматы документов, которые специалисты ранее никогда не писали и не составляли, к таким относятся и  рабочие программы музыкального руководителя.

Необходимость создания рабочих программ вызвана обновившейся нормативной базой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  требует от каждого детского сада создания основной образовательной программы дошкольного образования.

В Стандарте ДО нет требования создания музыкальным руководителем и любым другим специалистом или воспитателем рабочей программы. Но вот в Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть ссылка на рабочие программы. Так, в пункте 9 ст. 2, дано определение: образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

 И далее в п. 1 ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»:осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Понятие «рабочая программа» связано с понятием «образовательная программа» как частное с общим, что подтверждается законодательством (т.о. рабочие программы являются неотъемлемым и обязательным приложением к Программе как необходимость удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций в соответствии с нормой Закона № 273-ФЗ).

Рабочая программа музыкального руководителя образовательной организации — обязательный педагогический документ, обеспечивающий систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной и (или) адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учётом приоритетных задач развития ребёнка и с учётом функциональных обязанностей.

Рабочая программа музыкального руководителя создаётся в соответствии с разработанной и утверждённой в образовательной организации основной образовательной программой дошкольного образования и  имеет определённую структуру.

Структура рабочей программы музыкального руководителя

-Титульный лист;

- Целевой раздел:

- Содержательный раздел:

-  Организационный раздел.

Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь должна быть указана только самая необходимая информация:

-в верхней центральной части титульного листа дается полное наименование организации

-в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

-в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении программы на педагогическом  совете;

-в центре листа – наименование программы.

-в правом нижнем углу - кто разработал программу (специалист, творческий коллектив специалистов…), название населенного пункта;

-в нижней части титульного листа указывается год разработки программы.

В целевом разделе рабочей программы в пояснительной записке музыкальный руководитель определяет:

-цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учётом образовательной организации и возрастных групп, с которыми работает музыкальный руководитель. Если музыкальных руководителей двое, то каждый прописывает цели и задачи музыкального развития детей только тех возрастных групп, с которыми непосредственно работает;

- принципы и подходы к формированию рабочей программы (можно посмотреть в ООП ДО или ФГОС ДО, в примерных вариативных программах дошкольного образования, авторских парциальных программах) ;

-дает краткую психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития детей групп, с которыми работает музыкальный руководитель.

Здесь  опираемся на ООП ДО, где эти характеристики уже прописаны. Можно ограничиться ссылкой на эти особенности, изложенные в ООП ДО, и остановиться только на особенностях, обеспечивающих успешность ребёнка в музыкально-художественной деятельности;

-нормативно-правовые документы (Закон № 273ФЗ, ФГОС ДО, ООП ДО) и программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа (перечисляются примерные вариативные программы дошкольного образования, авторские парциальные программы музыкального развития дошкольников и технологии — традиционные и современные);

- сроки реализации рабочей программы (стандартно один учебный год, но возможно указывать и более продолжительный срок — до трех лет).

Так же в Целевом разделе указываем Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы музыкального развития, которые  определяются в соответствии с реализуемой в организации основной образовательной программой дошкольного образования (обязательно сослаться на целевые ориентиры, прописанные в ООП ДО), возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.

Целевые ориентиры уточняются музыкальным руководителем в рабочей программе с учётом поставленных целей и задач, конкретизируются с учётом возраста и опыта музыкально-художественной деятельности детей.

Содержательный раздел рабочей программы раскрывает

- содержание образовательной работы;

включает- комплексно-тематическое планирование

- модель организации образовательного процесса;

- формы, методы, способы, приемы работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики их образовательных потребностей и интересов, поддержки детской инициативы;

Для музыкального руководителя приоритетной образовательной областью является «Художественно-эстетическое развитие», но вместе с тем не исключается работа и в остальных образовательных областях.

Необходимо проанализировать, в каких образовательных областях участие музыкального руководителя становится обязательным и определяет содержание музыкальных занятий, игр, развлечений, досугов и праздников, выделить задачи, которые решаются воспитателями в течение дня по музыкально- художественному развитию дошкольников в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности, в условиях интеграции образовательных областей для занятий с детьми.

Форма тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования, разработанной и утверждённой в детском саду.

В этот раздел возможно включить  пункт Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) в соответствии с программой.

И обязательно - Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по музыкальному развитию детей раннего и дошкольного возраста; мероприятия по повышению музыкальной культуры семьи; по повышению компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания и развития ребёнка.

В организационном разделе рабочей программы музыкальный руководитель отражает:

1.Структуру реализации образовательной деятельности:

- совместную музыкально-образовательную деятельность педагога с детьми (непрерывную образовательную деятельность, занятия коррекционно-развивающей направленности и др.  Образовательные проекты, праздники, развлечения, экскурсии, тематические беседы. Организация различных видов деятельности – игровой, исследовательской и пр.)

- самостоятельную музыкально-художественную деятельность детей (создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, на прогулке) ;

- виды деятельности, реализуемые образовательные технологии;

- индивидуальный маршрут развития ребенка (с указанием, как и в какой форме осуществляется личностно-ориентированный подход к развитию воспитанников)

2.Условия реализации рабочей программы:

- Учебный план образовательной деятельности: максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы в соответствии с требованиями Сан ПиН (с изменениями от 27.08.2015г.)

-Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала (групп): формы организации (уголки, центры, пространства и др.); обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды

- Методическое обеспечение образовательной деятельности

Хочется остановиться на общих организационных рекомендациях по разработке музыкальным руководителем рабочей программы: рабочая программа разрабатывается музыкальным руководителем самостоятельно  в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, утверждённой в образовательной организации.

Рабочая программа разрабатывается музыкальным руководителем ежегодно на текущий учебный год (годы) (с учётом сроков функционирования образовательной организации в летний период) и рассматривается (например, до 10 сентября текущего года) коллегиальным органом образовательной организации, которому в соответствии с уставом образовательной организации делегированы данные полномочия. По результатам рассмотрения рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. После рассмотрения рабочих программ на заседании коллегиального органа рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации. Каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями. Контроль качества реализации рабочей программы осуществляет заместитель руководителя по УВР (старший воспитатель, методист) в соответствии с должностными обязанностями. В течение учебного года рабочая программа музыкального руководителя находится на его рабочем месте. По истечении срока реализации хранится в документах образовательной организации 5 лет (на бумажном носителе).

Если у музыкального руководителя возникла необходимость изменить (подкорректировать) содержание рабочей программы Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив их на заседании коллегиального органа. Основанием для рассмотрения вопроса о корректировке рабочей программы может служить: карантин, наложенный на образовательную организацию, вследствие чего дети не посещают детский сад; результаты углублённой психолого-педагогической диагностики и диагностики музыкального развития детей, показывающей заниженный или завышенный уровень предлагаемого для усвоения материала, что-то иное. Корректировку рабочей программы осуществляет разработчик — музыкальный руководитель ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования  разновозрастного возраста 1-3...