Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
презентация
Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_n.yu_.pptx | 365.43 КБ |
detskie_issledovaniya.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольники – прирожденные исследователи Исследовательская деятельность – «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения» (А. И. Савенков). … исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий. «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Китайская пословица
Исследовательская деятельность - активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию Ребенок расширяет свои представления о мире (развитие познавательной инициативы) Ребенок овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми (классификационные), пространственными и временными отношениями Ребенок связывает отдельные представления в целостную картину мира
Структура исследовательской деятельности Проблемная ситуация Проблема Выдвижение гипотез Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Формулирование выводов (как получилось?) Не подтвердилось Возникновение новой гипотезы Подтвердилось Формулирование выводов Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования Ц Целеполагание
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А. И. Савенкову) Шаг 1 Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. Постановка проблемных задач. Методические приёмы :
Шаг 2 Выбор темы исследования. Шаг 3 Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4 Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5 Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
Шаг 6 Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Шаг 7 Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Шаг 8 Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Формы взаимодействия с родителями Анкетирование Привлечение к созданию познавательно- развивающей среды Оформление наглядной информации Родительские собрания Совместное творчество Совместная познавательно- исследовательская деятельность Проектная деятельность Другое…
уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать вывод; высказывать предположения и строить планы по их проверке. И сследовательская деятельность помогает детям научиться решать задачи:
«Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!» Н. А. Рыжова
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
Вам никогда не вырастить мудреца, если вы
будете убивать в ребенке любопытство.
СЛАЙД 1
Дошкольники – прирожденные исследователи.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время Иван Михайлович Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство Иван Петрович Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
СЛАЙД 2
И тому подтверждение – детская любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
СЛАЙД 3
Познавательная-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире (развитие познавательной инициативы ребенка), с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми (классификационными), пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
СЛАЙД 4
Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
- Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
- Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
В ходе модернизации системы образования, в настоящее время, большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода, т. е. ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания.
Модель исследовательской деятельности
совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:
- Проблемная ситуация
- Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы) (выбор темы исследования)
- Целеполагание (что нужно сделать?)
- Выдвижение гипотез (предположение, догадка)
- Подбор материала для проверки гипотез
- Проверка гипотез
- Анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось)
- Формулирование и оформление вывода
- Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
СЛАЙД 5
Каким же образом следует выстраивать деятельность, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность?
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, педагогу важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования…
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуальный. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Однако партнерская познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду и дома). Такой импульс, своего рода инерцию исследовательского движения, может дать остающийся в каждом из культурно-смысловых контекстов специфический предметный материал, провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной на занятии.
СЛАЙД 8
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.
Как показывает практика, исследовательский метод наиболее соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения, направленных на развитие умений и навыков научного поиска, а также помогает детям научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы.
- уметь доказывать.
- делать вывод.
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
СЛАЙД 9
И в заключение своего выступления, хочу привести слова Натальи Анатольевны Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»
СЛАЙД 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм проведения педагогического анализа образовательной работы ДОУ
Консультация.В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Заведующий, старший воспитатель, анализирующие деятельность педаго...
Алгоритмы проведения оздоровительных мероприятий в детском саду
Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...
Алгоритм проведения родительского собрания в детском саду
Родительские собрания - это общественный орган, который своим решением определяет задание, содержание, направления работы родительского коллектива, образовательного заведения. На собраниях сплачиваетс...
карточки-схемы. алгоритм проведения экспериментов в детском саду
схемы и карточки опытов...
Статья «Детские исследования: содержание и алгоритм проведения»
«Детские исследования: содержание и алгоритм проведения» Каждый ребёнок по природе своей – исследователь. Однако современная окружающая среда не с...
Мастер-класс по теме «Организация и проведение детского исследования»
выписка из годового плана работы ДОУ на 2020-2021 учебный год...
Методическая экскурсия на тему «Развивающая предметно-пространственная среда для организации и проведения детских исследований»
выписка из годового плана, выписка из протокола заседания МО...