Применение инновационных технологий в хореографии в работе педагога – дополнительного дошкольного образования
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пенина Татьяна Александровна.
Применение инновационных технологий в хореографии в работе педагога – дополнительного дошкольного образования
Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, развитии, социализации мне как педагогу-хореографу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Почему хореография важна? Достаточно большая аудитория людей заинтересовалась учреждениями, в которых ребенок может заниматься хореографией. Зачастую хореография встречается в детском саду. Отзывы о данной программе в большинстве своём положительные, потому что занятия способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Хореография может включать в себя разделы ритмопластики, классической хореографии, танцевальной хореографии. В целом все направления важны, потому что они влияют на общее развитие ребенка. Эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения таких занятий. С каждым днем программу совершенствуют, вносят в неё все новые методики, предлагают различные игры. На самом деле заниматься преподаванием той же ритмопластики своему ребенку может каждый родитель в отдельности. Однако наибольших результатов удается достигнуть лишь тогда, когда упражнения выполняются в группе детей под присмотром опытного профессионала. Положительным моментом преподавания хореографии педагогом, а не самим родителем, также является то, что у родителя появляется свободное время для выполнения домашних дел, в то время как ребенок обучается у специалиста.
Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
Главная задача хореографической деятельности – развивать и углублять творческие способности детей, уметь создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на занятиях хореографией ранее. Важность проводимых занятий обусловлена особенностями психофизического развития детей дошкольного возраста. Задача, стоящая сегодня передо мной, заключается в поиске и использовании специальных нетрадиционных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
В своей работе я использую следующие инновационные технологии:
- Танцетерапия
- Логоритмика в танце
- Сказкотерапия в танцевальной деятельности
Танцетерапия (лечение танцем) - это активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку. Дети часто страдают от психологических комплексов, мышечных зажимов, неуверенности в себе. Занятия танцами дают возможность выразить чувства, эмоции, избавиться от многих комплексов, стабилизировать эмоциональное состояние. Танцетерапия - это технология щадящего режима в плане физических нагрузок, но значительно больше укрепляющих здоровье упражнений.
Танцевальная терапия - социально-культурная технология реабилитации, ставящая своей целью личностные изменения, освобождение от внутренних и внешних напряжений, развитие возможностей тела, усиление чувства включенности в творческий процесс детей, не способных самостоятельно адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Дети становятся более раскованными, они быстрее усваивают танцевальные движения, снижается их страх перед обществом, что помогает их социализации.Занятия средствами танцетерапии способствуют расширению круга общения, развитию эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата, снятию эмоционального напряжения.
Логоритмика в танце - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Данная инновационная технология особенно актуальна для развития речи, психики, памяти, эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга, развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную. Ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.
Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы с включением элементов танцевальных движений и музыки.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, нарушением опорно-двигательного аппарата сенсорных и двигательных способностей.
Основной принцип построения занятий - тесная связь движения и музыки. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. (игры на ускорение, например)
Каждое занятие построено с соблюдением тематического принципа планирования, подчинено единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных). Так как в игре у ребенка наиболее полно могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в сопровождении музыки и танцевальных движений в игровой форме создается мотивация к речевой деятельности.
Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует словарный запас, обогащает сенсорный опыт.
Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу или полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т.е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя танцевальные движения вместе с педагогом-хореографом
При планировании логоритмической деятельности в танце для детей с задержками психофизического и речевого развития выделяю следующие направления работы:
-Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Хореография в стихах».)
- Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально–дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса. (Игры «Веселая зарядка», «Самолетики», «Мухи».)
- Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Замри».)
- Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика.)
- Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. (Игра «Моя семья».)
При разработке любой логоритмической деятельности учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, его возрастные, психофизиологические, двигательные и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей: логопеда, психолога, воспитателей, а также родителей (в отделении дневного пребывания).
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Таким образом, регулярная логоритмическая деятельность с использованием танцевальных движений способствуют развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками, становится праздником движений и речи для детей!
Сказкотерапия в танцевальной деятельности – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, посредством танца, музыки, народного фольклора
Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду.
Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
В целях реализации данной технологии мною обобщён и систематизирован теоретический материал, изучен опыт других педагогов.
Кроме того, подобран практический материал, а также материал для консультаций воспитателей, родителей, других специалистов.
В результате использования данных технологий наблюдаю положительную динамику в развитии детей, усвоении танцевальных движений при использовании в хореографических постановках, высокие результаты выступлений на городских, республиканских, межрегиональных конкурсах.
Таким образом, широкое применение мною инновационных технологий в коррекционно-развивающем процессе является необходимым условием воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Вся работа с детьми ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха.
Ребята, с которыми я занимаюсь, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время занятий у ребенка улучшается память и пространственно-логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас. Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Дети, не имеющие на первый взгляд особых талантов, могут стать способными и талантливыми и иметь хороший результат на занятиях. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживший незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка:
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Список литературы
Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии /О. А. Ворожцова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 90 с.
Картушина М.Ю.Логоритмические занятия с детьми 5-7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2005
Оганесян, Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика /Н. Ю. Оганесян, Э. Гренлюнд – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
Поплянова Е.М.А мы играем на уроке.-М.-«Новая школа»,-1994
Руднёва, С. Музыкальное движение / С. Руднёва, Э. Фиш. – М.: Просвещение, 1972. — 334с.
Черемнова, Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики /Е. Ю. Черемнова. – М.: Феникс, 2008. – 121 с.
Киенко, О. Авторская программа «Хореография для всех» [Электронный ресурс] / О. Киенко - Режим доступа: http://www. horeografia.com. Дата обращения: 30.12.2021.
Методическая разработка «Некоторые упражнения для занятий по теме «Актерское мастерство». [Электронный ресурс] / Г.К. Ергалиева. - Режим доступа: http://www. horeograf.com. Дата обращения: 29.01.2022. Практическое занятие: "Ритмопластика - слышим и двигаемся!". [Электронный ресурс] / М.В. Митрофанова. - Режим доступа: http://www. horeograf.com. Дата обращения: 29.01.2022.
Глудитская, В.А. Программа по внеурочной деятельности «Танцетерапия» [Электронный ресурс] / В.А. Глудитская - Режим доступа: http://www. horeograf.com. Дата обращения: 30.12.2021.
Блинова, Г.Л. Мир движений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа [Электронный ресурс] / Г.Л. Блинова, Л.Ю. Гаранкина - Режим доступа: http://www. horeograf.com. Дата обращения: 30.01.2022.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...
Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции. Хор...
Опыт применения дидактического пособия "Дары Фребеля" в работе педагога дополнительного образования ДОО
Представлен опыт работы педагога дополнительного образования по развитию познавательных способностей детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля»....
Применение инновационной технологии «Кубик Блума» на занятиях с детьми дошкольного возраста
В материале содержится описание и варианты работы с кубиком Блума, который можно использовать на занятиях с дошкольниками, школьниками и взрослыми людьми....
Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»
Одной из важнейших задач ФГОС ДО на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...