Кризис трех лет и адаптация к детскому саду.
статья

Полетаева Вероника Сергеевна

В статье говорится об адапатции детей к детскому саду в период кризиса трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_treh_let_i_detskiy_sad.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 3-х лет и адаптация к детскому саду.

Наконец-то вашему ребенку три и он уже уверенно ходит, бегает и разговаривает. Он во всем пытается помочь вам, и тут начинается самое интересное…

Ребенок вдруг осознает, что окружающий мир может противостоять его желаниям. Отчаянные попытки вернуть прежнее ощущение полного контроля над окружением и выливаются  в негативизм (ребенок не слушается что называется "из принципа", только потому, что взрослый этого требует), упрямство (ребенок выдвигает требования и настаивает на том, чтобы с ними считались), строптивость (протест против запретов), своеволие (желание быть самостоятельным в замыслах и способах их осуществления), обесценивание авторитета взрослых (мать может впервые вдруг услышать, что она - «дура»),  бунт (постоянный конфликт со взрослыми), деспотизм (стремление к власти над окружающими - в основном встречается в семьях с одним ребенком). Помимо чисто психологических проблем, могут появиться и физические. У некоторых детей именно в кризисе трех лет появляются такие реакции как энурез, т.е. ночное недержание мочи. Также появляются ночные страхи, неспокойный сон, бывают затруднения в речи и даже заикание. Иногда родителям может показаться, что с их ребенком случился настоящий припадок: ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами, но будьте спокойны - это не означает проявления какой-либо болезни, не является припадком в настоящем смысле слова.

Родители просто не узнают своё чадо, им кажется, что он изменился в одночасье. Это особенно ярко может проявиться, если ребенка отдают в детский сад, или в семье появляется новый малыш. В этом случае, конечно, можно понять маленького бунтаря – только что он был «лялечкой», которого носили на руках, и тут вдруг у него появляются обязанности, меняется его роль в семье. Это, однако же, не означает, что нужно идти у него на поводу. Не успеете оглянуться, как это маленькое, но очень сообразительное существо начнет прибегать к шантажу. Многим родителям знакомы истерики в раздевалке детского сада. У них на работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, что, когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь уже утер слезы и начал играть с друзьями или побежал к нянечке полюбопытствовать, что сегодня на завтрак.

Но трехлетний возраст отмечен не только такими неприятными явлениями.

Главными достижениями ребенка в этот непростой для него период являются:

  • развитие навыков общения со взрослыми и со сверстниками;
  • возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности;
  • формирование предметного восприятия действительности как центральной познавательной функции;
  • освоение образного мышления;
  • возникновение воображения и знаково–символической функции сознания;
  • умение говорить длинными сложноподчиненными предложениями;
  • осознание личного желания  и личной деятельности, а также гордость за собственные достижения.

Ребенок не рождается злым или добрым. То, какие качества у него разовьются, зависит прежде всего от отношения к нему  окружающих, от того, как они его воспитывают.  В одних случаях чрезмерно балуют ребенка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и таким образом невольно растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливыми наказаниями угнетают детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между собой и ребенком.   Говорят, что детей надо успеть воспитать до тех пор, пока они помещается поперек своей кроватки, и большая доля правды в этом есть. Помните, что три года – это важнейший рубеж, после которого вы мало что сумеете изменить в личности ребенка. Трехлетний возраст – это ваш последний шанс, чтобы заложить  в него такие понятия как добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, что друзьями надо дорожить, а перед трудностями не сдаваться. А главное, что жизнь его может быть либо прекрасной, либо ужасной, все зависит от него самого.

Что делать? Хвалить за любые достижения, но только если это действительно достижения, иначе ему может показаться, что он можно вообще не стараться. Дать возможность действовать самостоятельно: подметать пол, мыть посуду, одеваться. Важно, чтобы у ребенка возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим обязанностям. Почаще читайте ему сказки, для развития воображения и умения слушать. Важно, чтобы ребенок научился адаптироваться в социуме, поэтому пусть ходит в детский садик. При этом  объясните ему, что все взрослые ходят на работу, а для детей садик – это тоже работа, только гораздо более приятная, чем ваша, ведь вам там никто не дает играть (поспать днем, побегать на улице, покушать запеканку и прочая, в зависимости от того, что ваш малыш больше всего ценит).

Кризис 3-х лет – самый важный этап в становлении личности. Как бы ни было при этом тяжело родителям трехлетнего ребенка, детям приходится гораздо тяжелее. Это сложный период, сложнее даже кризиса среднего возраста, когда вы сами можете выступить для себя в роли психолога. В три года ребенок не в состоянии справиться самостоятельно со своим принципиально новым миропониманием, мироощущением, нахождением своего места среди людей. Ему нужна ваша помощь. Именно с этого момента пора начинать относиться к нему, как к равному себе, и разговаривать с ним как со взрослым. Уважайте мнение детей и их право на ошибки.

Как же все-таки вписать в «картину мира» трехлетки детский сад? Сделать это довольно трудно. Чаще всего, в период острого кризиса советуют переждать около полугода. Но и приходить в детский сад в середине учебного года многие родители не хотят. Детский коллектив уже сформирован. Появились «кучки по интересам», многие могут невзлюбить новичка.

Конечно, многое зависит от конкретного ребенка и от ситуации, но все-таки, если есть такая возможность, рекомендуется в период кризиса трех лет «растянуть адаптацию», т.е. забирать ребенка до сна на протяжении полугода. Устраивать «выходной» среди недели. Это поможет нервной системе окрепнуть и снизит нагрузку на организм в целом.

Главное, чтобы в любой ситуации ребенок знал, что вы рядом и вы его любите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит л...

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация в детском саду. Кризис трёх лет

Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и...

Адаптация в детском саду. Кризис трёх лет

Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...