Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
план-конспект занятия
Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» для педагогических работников
Представление опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель: продемонстрировать знания педагогам о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
Обобщить знания о необходимости развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей педагогов при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Планируемый результат: смотивированность присутствующих к формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Образовательный продукт: мыло ручной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Мастер-класс
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
для педагогических работников
Складнева Е. Ю.
воспитатель
г. Советский, 2021
Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» для педагогических работников
Представление опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель: продемонстрировать знания педагогам о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
Обобщить знания о необходимости развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей педагогов при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Планируемый результат: смотивированность присутствующих к формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Образовательный продукт: мыло ручной работы.
План проведения мастер-класса:
Вводная часть:
1 Выступление по теме «Привитие и воспитание у детей раннего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков».
Основная часть:
2 Изготовление мыла ручной работы.
Заключительная часть:
3 Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса
1 Выступление по теме «Привитие и воспитание у детей раннего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков».
Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе для педагогов. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.
Чистота – залог здоровья –
Это точно знаем мы,
Потому и гигиене деток обучать должны!
Как нам всем известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.
При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.
По мере усвоения культурно-гигиенических навыков переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.)
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
- Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Во время еды учить детей правильно сидеть за столом, держать ложку.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно одевать одежду и обувь.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формировать у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Также формируется представления о теле человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально-организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Очень полезно вовлекать малыша в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Значительное место отводится при этом дидактическим играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом».
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.
2 Изготовление мыла ручной работы
Педагог: Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с техникой, которая в последнее время получила широкую популярность – это мыловарение. А как мы с вами уже знаем, мыло является неотъемлемой частью формирования культурно-гигиенических навыков при мытье рук.
Для работы нам понадобится: мыльная основа, емкость для растопки основы, форма для отливки мыла, пищевой краситель, предмет для размешивания ингредиентов.
Для начала нам необходимо измельчить мыльную основу и на водяной бане растопить. Далее необходимо определиться с формами для будущего мыла. Формы предпочтительно использовать силиконовые, ведь в процессе мыловарения дети ждут моментального чуда, хотят залить основу и тут же увидеть результат. С силиконовой формой нам как раз не придётся долго ждать застывания мыла и освободить его из формы ребенку не составит большого труда.
И наконец, когда основа растоплена, в форму для мыла можно уложить ароматные травы, для интереса детей также можно использовать пищевые красители, кондитерские посыпки и многое другое, главное безопасное для детей, ведь у всех свои особенности. И теперь уже заливаем аккуратно мыльную основу. Наше мыло почти готово. Осталось его украсить. Для этого мы будем сегодня использовать пищевые красители.
Теперь наше мыло должно застыть, стать твердым. Заметьте, что в этом творческом процессе необходимо постоянно проговаривать все ваши действия с детьми.
Совместная деятельность
Но не смотря на все плюсы, в работе с детьми очень важно соблюдать мыльную безопасность.
1. Будьте аккуратны при использовании эфирных масел, для детей это может быть вредно.
2. Использование синтетических красителей также не желательно, учитывайте индивидуальные особенности.
3. Если вы варите мыло "с нуля", то не забывайте о защитных средствах: респираторе, халате, перчатках.
Рефлексия
И наконец, мыло, изготовленное самостоятельно, для ребенка, несомненно является шедевром, поэтому не забывайте хвалить детей за их неповторимое творчество!
3 Подведение итогов
Подведем итог нашего мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Развитие навыков самообслуживания и культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста 2-3 лет.
статья для родителей...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...