Работа воспитателя по формированию у детей ценностного отношения к семье.
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

     Работа по формированию ценностного отношения к семье охватывает все возрастные категории дошкольников, но главные смыслы этой работы относятся к среднему и старшему дошкольному возрасту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Работа воспитателя по формированию у детей ценностного отношения к семье.

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб Болдовская Т.Н.

     Работа по формированию ценностного отношения к семье охватывает все возрастные категории дошкольников, но главные смыслы этой работы относятся к среднему и старшему дошкольному возрасту. В младшем дошкольном возрасте семья для ребенка олицетворяет любовь и безопасность, поэтому в задачу воспитателя входит внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка и установление продуктивной обратной связи с семьей. В деятельности это может проявляться в беседах, разборах элементарных сюжетов, в диагностических рисунках.

     К среднему дошкольному возрасту задачи воспитателя расширяются и усложняются. Вместе с упомянутой организационно-диагностической деятельностью добавляется формирование представлений о крепкой и дружной семье, осознания ребенком его места и значимости в семье. Традиционные формы работы обогащаются такими компонентами как нравственные беседы, ролевые игры, семейные вернисажи и др.

      В старшем дошкольном звене (5-7 лет) эта работа становится одним из основных направлений, так как именно в этом возрасте происходят основные процессы социализации ребенка и формирование его представления о себе как о равноправном члене семьи, что, в свою очередь, является основой формирования гражданского самосознания.

       Расширяются методы и содержание  этой работы. Важным моментом в работе является подбор диагностического инструментария, направленного на выявление  уровня сформированности осознанных представлений о семейных ценностях и эмоционального отношения к ним у старших дошкольников.

       В качестве примера подобной работы можно привести программу под условным названием «Семейная история». Подобный проект может быть направлен на глубокое изучение истории, традиций, родословной семьи ребенка. В ходе подготовки к занятиям дети будут беседовать с родственниками, узнавать информацию от членов семьи, проявлять интерес к истории семьи, что способствует формированию у дошкольников доверительных отношений в семье. Совместная деятельность со взрослыми формирует у детей социальные и коммуникативные навыки, а так же развивает память, внимательность, мышление, эмпатию. В рамках этого проекта в течение года можно предусмотреть выполнение нескольких среднесрочных семейных проектов, а также краткосрочных, которые можно делать  в подгруппах для двух-трех семей.  По содержанию это могут быть такие проекты как «Создание семейного архива», « Семейные традиции»,  «Герои нашей семьи»,  «Семейный альбом», «Родословное древо», «Календарь семейных праздников», «Кулинарная книга моей семьи», «Спорт в нашей семье», «История наших имен и фамилий», «Наш семейный греб» и др.

     Например, проект «Наш семейный герб» можно сделать в форме веб-квеста, дав задание всей семье найти в интернете каноны создания герба, значение символов и другую информацию, на основе которой нужно будет создать собственный герб семьи и оформить его презентацию с расшифровкой символов. Кульминацией проекта будет тематический праздник с приглашением родителей, которые вместе с детьми представят свой семейный герб.

       Или такой проект как «Календарь семейных праздников» также требует участия всех членов семьи. Ребятам дается задание создать календарь со значимыми для семьи датами и событиями.

      Особое место в формировании ценностного отношения к семье занимают сюжетно-ролевые игры. Например, ребят можно разделить на несколько команд-семей по три-четыре человека и дать им задание разыграть различные бытовые сценки. Каждой команде предложить определённую задачу. Это может быть «Поход семьей в магазин», «Поход семье в цирк или театр», Сборы ребенка в детский сад», «Поход с семьей в парк», «Поездка с родителями на природу» и т.д. Как правило, дети охотно и активно обсуждают подготовку этих сценок, с удовольствием разыгрывают их, а затем не менее увлеченное обсуждают результаты и дают оценку представленным действиям и поступкам. Во время проведения таких игр в детях воспитывается дружелюбие, уважение, чуткость по отношению к  друг  другу и окружающим.

    Эта работа направлена на  формирование представлений о семейных ценностях у дошкольников, представлений об обязанностях и правах членов семьи, представлений о правилах общения с членами семьи, взрослыми, представлений о правилах ведения здорового образа жизни.  Особая ценность этой деятельности в том, что ее результаты могут проявиться как сразу, так и в долгосрочной перспективе, оказывая влияние на дальнейшее формирование личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...

Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру".

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, э...

Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения (консультация учителя-логопеда)

Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения(консультация учителя-логопеда)...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...