Эстетическое воспитание в семье
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

 Выбор средств эстетического воспитания во многом определяется возможностями и творческим воображением родителей. Можно с уверенностью сказать, что эстетическое воспитание ребенка - это непрерывное эстетическое воспитание семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_v_seme.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Эстетическое воспитание в семье

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб Болдовская Т.Н.

   Эстетическое воспитание  - это  процесс формирования восприятия Прекрасного через развитие задатков и способностей ребенка в области понимания искусства и красоты окружающего мира. Эстетическое воспитание включает в себя:

‒ эстетическое чувство, эстетический вкус;

 — эмоциональный отклик, вызванный оценочным отношением человека к явлениям жизни и искусства;

— способность оценивать произведения искусства и эстетические явления;

‒ эстетическая потребность — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

    Термин «эстетика» возник от греческого «aisteticos» -воспринимаемый чувством. Еще древнегреческий философ Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, поэтому ее необходимо включать в число предметов воспитания молодежи. Музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и все другие виды художественного творчества составляют основу системы эстетического воспитания. Можно утверждать, что основу его составляет красота.

      Особую роль в эстетическом воспитании детей играет окружающая атмосфера в доме, где растет ребенок. Эстетическое влияние современной семьи на ребенка многопланово, оно осуществляется через предметно-пространственную обстановку дома, эстетику быта, внешний вид детей и родителей, отношения между членами семьи, через совместные переживания, через совместный досуг и впечатления, а также через различные виды совместного художественно-эстетического творчества взрослых и детей.

      Выбор средств эстетического воспитания во многом определяется возможностями и творческим воображением родителей. Можно с уверенностью сказать, что эстетическое воспитание ребенка - это непрерывное эстетическое воспитание семьи. Например, традиционные для многих семей экскурсии в музеи, на выставки, совместные походы в театр или кино требуют, на наш взгляд, обязательной предварительной подготовки.  В процессе этой подготовки расширяется эстетический кругозор, как ребенка, так и родителей. Поход «для галочки» ничего полезного не несет, не формирует нужных человеку эстетических качеств. Они формируются только тогда, когда существует понимание взрослого, а через него и ребенка, куда, для чего они идут, что именно они увидят или услышат, какие впечатление необходимо будет обсудить. Это способствует сближению родителей и детей, формирует сходные критерии оценки предметов, явлений, процессов, различных эстетических интересов и ценностей. Родителям важно также обогащать эстетический кругозор своих детей через приобщение ребенка к путешествиям, к постижению других культур, к развитию навыков сравнения, сопоставления культурных традиций и творчества разных народов.

     Важным в эстетическом воспитании ребенка является использование собственного ресурса семьи. Это семейные традиции и обычаи, имеющие культурологическое направление. К ним относятся совместное чтение вслух, постановка домашних спектаклей, подготовка семейных праздников и поздравлений, семейные концерты, музицирование, пение, совместное коллекционирование, техническое и другое  творчество.

     В воспитании эстетической культуры значимой оказывается сама эстетическая среда семьи. В домашней обстановке формируются такие качества, как чистоплотность, аккуратность, интерес к декоративным бытовым элементам, рукоделию и выполнению разнообразных поделок.

      В нравственно-эстетическом воспитании детей неоценима роль художественной литературы. С ранних лет родители дарят детям книги с яркими картинками, читают вслух, обсуждают прочитанное и действия героев с позиции «что такое хорошо, а что такое плохо». Подражая героям книг,  дети осваивают эстетические и нравственные нормы.  

      Наш город Санкт-Петербург дает необыкновенные возможности для эстетического воспитания взрослых и детей. Архитектурные ансамбли, великолепие Невы, особая атмосфера позволяет простую прогулку превратить в незабываемое эстетическое впечатление. Красота города признана во всем мире,  и наполняет жизнь каждого жителя ежедневным ощущением счастья соприкосновения с прекрасным. Важно только воспитывать в ребенке способность видеть, ценить и беречь уникальность родного города.

     Огромное значение в эстетическом воспитании имеет природа. На совместных прогулках родители должны  обращать внимание ребенка на красоту распускающихся или осенних листьев, на цветы, на бабочек, червячков, муравьев и птичек. Это развивает любознательность, наблюдательность, побуждает охранять и беречь природу.

     Особую роль в жизни человека  играет музыка. Но не каждый взрослый способен воспринимать серьезную классическую и современную музыку. Как правило, это умение воспитывается с раннего детства и обогащает в дальнейшем всю жизнь. Очень важно совместно с детьми посещать концерты, где рассказывается о жизни и творчестве композиторов, ходить с ними в оперу, на балет. Прослушивание доступной классической музыки позволит детям сформировать хороший музыкальный вкус.

      Изобразительное искусство также позволяет растущему человеку постигать красоту и богатство мира. Живопись формирует душу. Нужно всячески поддерживать детское желание рисовать, покупать ребенку краски, карандаши. Ни в коем случае нельзя осуждать неудачные «произведения» детского творчества, поскольку каждый ребенок, по определению талантлив.  Родители должны по мере возможности чаще посещать вместе с детьми выставки картин, скульптуры, изделий народного художественного творчества. Такие походы способствуют эстетическому восприятию мира.

    Поднимая проблемы эстетического развития ребенка, нельзя не упомянуть возможности таких видов искусства, как кино и театр. Хорошие детские спектакли и фильмы расширяют кругозор детей, учат их понимать жизненные ситуации,  различать хорошее и плохое. Эти впечатления должны, конечно, соответствовать возрасту ребенка и быть дозированы по времени.

     Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью жизни человека. Оно непрерывно и осуществляется в различных видах совместной деятельности людей разных поколений, влияет на полноценное развитие ребенка, формирует его как гармоничную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях

Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Консультация даёт несколько советов родителям по приобщению детей к музыке: как правильно учить ребёнка слушать музыку, в какой форме, как...

Эстетическое воспитание в семье средствами изобразительного искусства

Советы и рекомендации родителям по приобщению детей к изобразительному искусству в семье....

Консультация для родителей «Организация музыкально – ритмического и эстетического воспитания в семье в современных условиях».

Многие родители могут подумать следующим образом: “Наша семья не музыкальна, никто не поет и не танцует, просто нет способностей к музыке". А вот и зря.Педагоги и психологи справедливо настаивают на т...

Художественно-эстетическое воспитание в семье.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают ...