Использование метода Sand-Art в период адаптации детей к детскому саду
статья (младшая группа)
«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода Sand-Art в период адаптации детей к детскому саду
«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности,
а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Это укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя со сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр - занятий:
1.Игры проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
Техники рисования на световом столе для детей раннего возраста:
- одним пальчиком,
- всеми пальчиками,
- ладошкой,
- ребро ладони,
- кулачком,
- высыпание песка (щепотка, кулачок, кулёчек) разравнивание,
- собирание (ладошками),
- фон (песок),
- фон (световой стол)
Материалы для рисования:
- Использование массажного мяча
- Использование ситечка
- Использование трафаретов
- Использование декоративных украшений (камни, палочки)
- Использование кистей
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
«Знакомство с песком»
Знакомимся с песком, исследуем его возможности.
Из кучки песка предлагаем сделать максимально высокую горку.
Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий.
Набирая песок в руку, выпускаем струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет поповерхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Упражнение «Отпечатки ваших рук».
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?
«Блинчик и узоры»
Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелкуРазрешается выходить за края песочной тарелки.
«Дождик, дождик, веселей»!
Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.
1. Пальчиковая гимнастика.
Дождик, дождик веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи-
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.
- рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;
- рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).
Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.
А какой дождик будет у вас?
Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»
«Светит солнышко».
Взрослый предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.
- пальчиком рисуем круг
- лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.
Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.
Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»
«Баранки-калачи».
«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.
Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.
Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад....
"Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду"
Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...
План работы по реализации темы самообразования «Использование элементов сказкотерапии в период адаптации детей к детскому саду».
Учебный план на год...
Использование музыки в период адаптации детей в детском саду
Использование музыки в период адаптации детей в детском саду...
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду...