Использование метода Sand-Art в период адаптации детей к детскому саду
статья (младшая группа)

«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода Sand-Art в период адаптации детей к детскому саду

«Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Игра в песок, особенно для детей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности,

а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Это укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя со сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр - занятий:

1.Игры  проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Техники рисования на световом столе для детей раннего возраста:

  • одним пальчиком,
  • всеми пальчиками,
  • ладошкой,
  • ребро ладони,
  • кулачком,
  • высыпание песка (щепотка, кулачок, кулёчек) разравнивание,
  • собирание (ладошками),
  • фон (песок),
  • фон (световой стол)

Материалы для рисования:

  • Использование массажного мяча
  • Использование ситечка
  • Использование трафаретов
  • Использование декоративных украшений (камни, палочки)
  • Использование кистей

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

 Ведущий просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

 • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

 • перетирает песок между пальцами, ладонями.

«Знакомство с песком»

Знакомимся с песком, исследуем его возможности.

Из кучки песка предлагаем сделать максимально высокую горку.

Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий. 

Набирая песок в руку, выпускаем  струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет поповерхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Упражнение «Отпечатки ваших рук».

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?

 «Блинчик и узоры»

Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелкуРазрешается выходить за края песочной тарелки.

 «Дождик, дождик, веселей»!

Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

- рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

- рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

«Светит солнышко».

Взрослый предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

- пальчиком рисуем круг

- лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

«Баранки-калачи».

 «Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду

Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду

Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду

Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад....

"Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду"

Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, что бы адаптация к новому образу жизни прошла ле...

Использование музыки в период адаптации детей в детском саду

Использование музыки в период адаптации детей в детском саду...

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду...