Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
материал (младшая группа)
Мелкая моторика - Это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_chase_igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика
Это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Различные игры с пальчиками решают множество задач в развитии ребенка:
- способствуют овладению навыками мелкой моторики;
- помогают развивать речь;
- повышают работоспособность головного мозга;
- развивают психические процессы( внимание, память, мышление, воображение);
- развивают тактильную чувствительность;
- снимает тревожность
К играм и упражнениям для развития мелкой моторики относятся:
- Игры с бумагой
- Игры с песком и крупами
- Игры с конструктором
- Игры с пуговицами
- Игры с пинцетом и пипеткой
- Игры с бусинами и бусами
- Игры с природными материалами
- Игры с счетными палочками
- Игры с прищепками, скрепками
- Игры со шнуровкой, лентами, веревками
- Игры с синельной проволокой
- Пальчиковые игры
- Пальчиковый театр
- Художественное творчество( рисование, лепка, аппликация)
- Игры с различными конструкторами
- Массаж и самомассаж.
Игры с прищепками
Развивать мелкую моторику рук и высших психических функций.
- Учить детей правильно брать и открывать прищепку
- Закреплять знания основных цветов,
- Закреплять счет.
- Развивать:
- координацию действий обеих рук,
- зрительное восприятие,
- внимание,
- воображение,
- речевую активность;
развивать слуховое восприятие.
Игры с счетными палочками
- Развивать логическое мышление.
- развивать внимание, память, мелкую моторику
- Закреплять знания цветов, счёт.
- Закреплять знание геометрических фигур
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
- упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине,
- учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Игры с пуговицами
- Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.
- Закрепление основных цветов.
- Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Художественно-творческая деятельность
Игры с пластилином и тестом.
- Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание),
- учить смешивать цвета;
- развивать мелкую моторику пальцев рук,
- развивать усидчивость,
- Формируем умение лепить простые предметы из двух деталей.
- Развиваем умение размазывать пластилин (рисуем)
Рисование
Рисование играет особую роль. Дети рисуют
инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке,
которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается
мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Нетрадиционные способы рисования
Цель:- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- формировать навыки и умения, необходимые для создания
творческих работ;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
Игры с бумагой
Цель: Развитие внимания, восприятия, мышления;
- развитие творческих способностей.
- стимулирование речевой активности детей,
- развиваем умение рвать бумагу на мелкие кусочки,
- сминать в комочек,
- разглаживать,
- сворачивать.
Игры с вкладышами
- Цель: Развитие мелкой моторики,
- точных движений пальцев рук и концентрации внимания.
- обобщение сенсорного опыта,
- развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания
Игры с крупами И макаронами
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей.
- Они оказывают еще и успокоительный эффект.
- развивают мелкую моторику и мышление.
- Развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка
- Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление
ИГРЫ С БУСАМИ И БУСИНАМИ
Цель:
- формировать зрительно-моторную координацию
- закрепить знания детей о цвете, форме, количестве,
- развивать внимание и сенсорное восприятие;
- развивать мелкую моторику рук,
- Проявлять активность, добиваться результата,
- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторную координацию
- Способствуют пассивному массажу пальцев рук,
- Закрепление основных цветов.
- Развивают внимания, зрительного восприятия
Игры с конструкторами
- Цели:развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
Игры с лентами и веревочками
• Развитие пространственного и конструктивного мышления,
- воображения,
- зрительно-моторной координации,
- мелкой моторики,
- сенсорного восприятия форм и свойств материалов.
• Формировать умение действовать по показу, по образцу; создавать собственные конструкции по замыслу на основе усвоенных игровых навыков и приемов действий.
• Воспитывать точность и аккуратность в использовании игрового материала, инициативность, способность к взаимопомощи.
Пальчиковые игры
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
- Формировать умение согласовывать движения с речью;
- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими
руками в пальчиковых играх.
Пальчиковый театр
- Цель: развивать мелкую моторику рук ,в сочетании с речью;
- развитие коммуникативных способностей детей
- Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.
- Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
- Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;
САМОМАССАЖ
- Нормализация мышечного тонуса,
- стимуляция тактильных ощущений.
- Улучшение координации движений,
- восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Игры с природными материалами
- повышают активность и инициативность детей,
- усиливают желание узнавать что- то ново, повышают жизненный тонус;
- развивают тактильную чувствительность,
- мелкую моторику,
- укрепляют или расслабляют мышцы кистей рук
- воображения,
ИГРЫ С ВОДОЙ
Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию,
развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
Стабилизируют проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижают проявления гиперактивности ребенка.
Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.
Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой,
Снимаем психическое напряжение и агрессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Тема «Что такое мелкая моторика» « Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика?» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые ребенок должен усвоить. А для этого нужно позаботиться о с...
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....