Картотека Народных игр
картотека

Золотова Нина Альбертовна

В картотеке представлены народные песенные игры: кукушка, золотовые ворота, тетёра, дударь, змея и некоторые другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Игра “Прянична доска”        1

Игра “Заря,заряница”        3

Игра “Гори, гори ясно”        4

Игра “Пекарь”        5

Игра “Тетёра”        6

Игра “Суп варить”        7

Игра “Змея”        8

Игра “Дударь”        9

Игра “Золотые ворота”        10

Игра “Заинька”        11

Игра “Кострома”        12

Хоровод «Вейся, капустка!»        13

Игра “Кукушка”        14


Игра “Прянична доска”

Возраст: от 4 лет

Цель: воспитывать интерес к народным играм

Задачи: развивать быстроту реакции, ловкость

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Прянична доска,

С целого пенька

С целого пенька

Сбрось-ка паренька

Описание:

Игроки садятся на скамейку. Ведущий во время пения обходит игроков, когда песня заканчивается игроки выставляют ладони вперед, ведущий ударяет одному из игроков по ладони. Ведущий и выбранный им игрок встают спинами друг к другу, по команде они обегают игроков с разных сторон. Тот кто не успел занять освободившееся место становится новым ведущим.


Игра “Заря,заряница”

Возраст: от 5 лет

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей посредством русской народной игры

Задачи: закреплять умение соблюдать правила, проявлять доброжелательность.

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Заря, заряница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, Два не воронь,

А беги как огонь!

Описание:

Игроки идут по кругу держась за руки, поют песню. Ведущий идет в противоположном направлении по внешнему кругу. На слова “Раз, два не воронь…” ведущий касается одного из игроков (кладет голубую ленту на плечо). Выбранный игрок и ведущий бегут в противоположных направлениях согласно своей траектории движения. Нужно первому обежать круг и занять свободное место. Тот кто не успел встать на свободное место становится ведущим.


Игра “Гори, гори ясно”

Возраст: от 5 лет

Цель: Развивать выдержку и  ориентировку в пространстве

Задачи: Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло,

Глянь на небо: Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, Два не воронь,  А беги как огонь!

Описание:

Игроки встают парами в колонну образуя “ручеек”. Выбирается один ведущий, который встает впереди колонны (стоит с широко распахнутыми руками, как пугало). Последняя пара становится шире, чем остальные. Во время пения последних слов “А беги как огонь!” игроки из последней пары (каждый со своей стороны) бегут к ведущему. Кто первый коснется руки ведущего, тот встает в пару с ведущим. А кто не успел становится новым ведущим.


Игра “Пекарь”

Возраст: от 3 лет

Цель: развивать внимательность

Задачи: развивать умение управлять своим поведением, ловкость, Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм.

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Пекарь, Пекарь, из муки                    Руками “пекут” пироги

Испеки нам пироги.

Бублик Ванюшке,                                Руки над головой, пальцы рук касаются друг друга

Баранки Танюшке,                              Руки скрещены на груди

Крендель Гришке,                              Руки на поясе

Ватрушки Маришке.                          Бьем ладонями о колени

Описание:

Игра на повторение движений с ускорением. Дети идут по кругу или стоят лицом к показывающему движения.


Игра “Тетёра”

Возраст: от 3 лет

Цель: упражнять в ходьбе цепочкой

Задачи: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Реалиция программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Тетёра шла,

Моховая шла,

По каменю,

По раменю,

Сама прошла

И детей провела

Самого лучшего детеныша оставила.

Описание:

Выбирается пара, которая встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки образуя воротики. Остальные дети берутся за руки и идут за ведущим под пение песни. На слове “Оставила” воротики опускаются и ловят игрока, который в этот момент проходит через ворота. Пойманные игроки встают в круг, тем самым круг с воротиками увеличивается. Игра продолжается до последнего пойманного игрока.


Игра “Суп варить”

Возраст: от 4 лет

Цель: развивать быстроту и ловкость движений

Задачи: повышать двигательную активность детей, общую выносливость; воспитывают интерес и любовь к подвижным народным играм

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Суп варить, суп варить надо недоваривать,

Суп варить, суп варить надо недоваривать.

Гармониста играть надо уговаривать,

Гармониста играть надо уговаривать.

Описание:

Игроки делятся на пары. Игроки в парах держат друг друга за одну руку. Пары встают по кругу. Выбирается одна первая водящая пара. Под пение песни первая пара вбегает в воротики одной из пар, тем самым занимая ее место. Пара оставшаяся без места вбегает в другие (любые) воротики. Игра продолжается до окончания песни. Когда песня закончилась, то пара оставшаяся без места в круге исполняет танец в центре круга. Далее игра повторяется.


Игра “Змея”

Возраст:от 3  лет

Цель: Развивать ловкость

Задачи: воспитывать интерес к народным, повышать двигательную активность детей

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

Описание:

Выбирается один ведущий, остальные дети встают в круг. Под пение песни ведущий идет по внутреннему кругу. На вопрос “Хочешь быть моим хвостом?”останавливается напротив одного из игроков. Ребенок, которому предложили быть хвостом, проползает под ногами у ведущего и игра повторяется. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не встанут в змеиный хвост.


Игра “Дударь”

Возраст: от 3 лет

Цель: формировать доверительные отношения в детском коллективе

Задачи: развивать ловкость, умение петь и выполнять движения одновременно

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его под колоду, его под гнилую, его под сырую

-Дударь, дударь что болит?

-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

-Дударь, дударь, ты здоров?

Описание:

Выбирают Дударя, остальные дети ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за "больное" место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у "Дударя" спрашивают: "Что болит?", он отвечает: "Здоров. Вас ловлю!" Кого  поймает, тот становится на его место.


Игра “Золотые ворота”

Возраст: от 3 лет

Цель: упражнять в ходьбе цепочкой

Задачи: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Золотые ворота

Проходите, господа.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Описание:

Выбирается одна пара игроков, которые встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Под пение песни дети проходят под воротами, на слова “Не пропустим вас!” ворота опускаются. Те, которые оказались пойманными, становятся в ворота.


Игра “Заинька”

Возраст: от 4 лет

Цель: упражнять в ходьбе цепочкой с одновременным пением песни

Задачи: закреплять умение соблюдать правила, проявлять доброжелательность, воспитывать патриотические чувства у детей посредством русской народной игры.

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни:

Заинька- горностаинька

И некуда заиньке выскочить

Кругом города всё турецкие,

Замочки висят всё немецкие.

Ну-ка зайка боком-боком,

Перед нашим хороводом

Ну-ка зайка повернись

Кому хочешь, поклонись.

Описание:

Игроки идут по кругу держась за руки, поют песню. Ведущий идет в противоположном направлении по внутреннему кругу. На слова “кому хочешь, поклонись” ведущий кланяется одному из игроков, выбирая нового ведущего.


Игра “Кострома”

Возраст: от 3 лет

Цель: развивать ловкость

Задачи: Развивать выразительность, темп и ритм речи, воспитывать любовь к народным играм

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни

Кострома, Кострома, государыня моя!

Стук, бряк ворота,

Костромушка дома.

Дети: Ты ль здорова Кострома?

Кострома: «Здоровенька!»

Дети: «Где была, Кострома?»

Кострома: «На реченьке!»

Дети: «Что видала,Кострома?»

Кострома: «Серу уточку!»

Дети: «А что делаешь сейчас?»

Кострома: «Сейчас вас ловлю!»

Описание:

Выбирается ведущий «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Дети двигаются по кругу, разговаривают с «Костромой». После слов “Сейчас вас ловлю!”  хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить детей. Пойманный ребенок становится «Костромой».


Хоровод «Вейся, капустка!»

Возраст: от 3 лет

Цель: упражнять в ходьбе цепочкой

Задачи: обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию движений

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни

Вейся, вейся, капустка!

Вейся, вейся завивайся.

Как же мне, капустке, не виться,

Белою – белою не родиться.

Вечор, вечор на капустку,

Вечор, вечор на белую

Чистый дождик поливает,

Частый-частый поливает.

Описание:

Все становятся вереницей и медленно начинают движение. Заводит взрослый. Он двигается по спирали, всё туже завивая «капустный вилок». В последний момент разворачивается и раскручивает спираль в обратном направлении. 


Игра “Кукушка”

Возраст: от 3 лет

Цель: развивать слух детей

Задачи: развивать координацию, ориентацию в пространстве

Реализация образовательной программы: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Реализация программы воспитания (ценности): человек, культура

Текст песни

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай

Описание:

Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют. Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....