"Особенности трудового воспитания детей 2-3 лет"
статья (младшая группа)
В статье раскрыты методы и приёмы по приобщению детей 2-3 лет к трудовой деятельности!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_trudovogo_vospitaniya_detey_2-3_let.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности трудового воспитания детей 2-3 лет
Карамышева Анастасия Олеговна- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450», г.Нижний Новгород
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста.
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.
Задачи трудового воспитания в младшей группе ДОУ:
- Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
- Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
- Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок.
- Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий
- Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
В первой группе младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке; выполнение поручений по столовой (расставить салфетницы, разложить ложки).
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной тряпочкой.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д. Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
- С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните два предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания. Взрослые должны поощрять не только положительные эмоции, но и проявление сочувствия, интереса к труду людей, которые окружают ребенка. («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей группе, чтобы стало чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и другие.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол». Малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом, малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём. Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, разложить ложки и т.д.) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.). Особенно важно на третьем году жизни привить навыки чистоты и опрятности. Малыш с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком. Ребёнку 2-3 лет под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде и т.д.. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова. Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы.
- Знакомя детей 2-3 лет с профессиями, взрослые сообщают обобщённую, краткую информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди». Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.
- Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса тряпочкй. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
- Один из важных приемов воспитания положительного отношения к труду у детей 2-3 лет является использование художественного слова. Потешки, заклички, небольшие стихотворения помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности. Их использование будет удачным приёмом, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
Предлагаем подборку потешек, которые можно использовать в различных режимных моментах при работе с детьми 2-3 лет.
Режимные моменты, действия детей: | Потешки: |
Умываются, моют руки | Чистая водичка Ой, лады, лады, лады, Ты, дружок, меня послушай, После улицы, прогулки, Стоит только кран открыть — Я с водой дружу всегда |
Убирают вещи | Саша у нас зайчик, Кто бросает вещи в беспорядке, |
Одеваются | Умываемся мы чисто, |
Расчёсываются | Бобик, ты такой лохматый, |
Принимают пищу | Хлеб и крошки не бросай |
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности трудового воспитания детей с выраженной степенью умственной отсталости
Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Овладение навыками трудовой деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным ...
Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Особенности трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС
Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...
Консультация для родителей «Особенности трудового воспитания ребенка в семье»
С малых лет детей необходимо приучать к самообслуживанию, уборке своих игрушек, к помощи родных в домашней работе. Но многие родители стараются освободить ребенка от посильного для него труда, каких л...
Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...
Консультация: Особенности трудового воспитания
Консультация...