Тренинг "Погружение в детство"
методическая разработка
Цель: осознание и переработка своих внутренних состояний, переживаний; воссоединение со своей внутренней, открытой и эмоциональной частью личности.
Нарезки для попурри https://nsportal.ru/user/964888/audio
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_pogruzhenie_v_detstvo.docx | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Тренинг
«Погружение в детство»
Подготовили
педагог-психолог Федораева О. И.,
музыкальный руководитель Глезина М. В.
Омск, 2022
Цель: осознание и переработка своих внутренних состояний, переживаний; воссоединение со своей внутренней, открытой и эмоциональной частью личности.
Задачи:
- Оживить детские воспоминания.
- Переработать свои детские впечатления и переживания.
- Осознать личностные качества, внутренние резервы и развить поведенческие характеристики.
- Сплотить коллектив, создать благоприятный психологический климат, направленный на совместное творчество и взаимодействие.
Оборудование:
ноутбук, проектор;
музыкальное сопровождение;
презентация с фотографиями участников тренинга в детстве;
психологический тест «Как детство повлияло на вас?»;
карандаши, фломастеры, бумага;
игровой парашют, мягкий мяч;
попурри песен из кинофильмов и мультфильмов нашего детства.
Ход занятия
– Послушайте одно замечательное стихотворение
Роберт Рождественский - "Дочке"
Катька, Катышок, Катюха –
тоненькие пальчики.
Слушай,
человек–два–уха,
излиянья
папины.
Я хочу,
чтобы тебе
не казалось тайной,
почему отец
теперь
стал сентиментальным.
Чтобы все ты поняла –
не сейчас, так позже.
У тебя
свои дела
и свои заботы.
Занята ты долгий день
сном,
едою,
санками.
Там у вас,
в стране детей,
происходит всякое.
Там у вас,
в стране детей –
мощной и внушительной, –
много всяческих затей,
много разных жителей.
Есть такие –
отойди
и постой в сторонке.
Есть у вас
свои вожди
и свои пророки.
Есть –
совсем как у больших –
ябеды и нытики...
Парк
бесчисленных машин
выстроен по нитке.
Происходят там и тут
обсужденья грозные:
«Что
на третье
дадут:
компот
или мороженое?»
«Что нарисовал сосед?»
«Елку где поставят?..»
Хорошо, что вам газет –
взрослых –
не читают!..
Смотрите,
остановясь,
на крутую радугу...
Хорошо,
что не для вас
нервный голос радио!
Ожиданье новостей
страшных
и громадных...
Там у вас, в стране детей,
жизнь идет нормально.
Там –
ни слова про войну.
Там о ней –
ни слуха...
Я хочу
в твою страну,
человек–два–уха!
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит пройти непростой, но увлекательный и интересный путь.
Человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.
Каждое из состояний отвечает за свои проявления в человеке. И каждое состояние должно находиться на своем месте.
Эго-состояние «Ребенок». Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
Может показаться, что с годами этот Внутренний Ребенок перестает существовать. Большие дяди и тети, мы четко знаем, что хорошо, а что плохо, осуждаем всевозможные безрассудные поступки и давно уже не верим в чудеса. Мы разумны и рациональны. Мы забываем о существовании нашего Внутреннего Ребенка, не выполняем его заветные желания. Поэтому наши эмоции запрятаны глубоко внутри нас.
Сейчас предлагаю окунуться в мир детства, чтобы найти своего Внутреннего Ребенка. И первый наш шаг в поисках «счастливого Внутреннего Ребенка» – это упражнение «Ассоциации».
1. Упражнение «Ассоциации».
– Какие возникают ассоциации у Вас со словом «детство»? (Мороженое, разбитые коленки, каникулы у бабушки в деревне, косички с большими бантами, ласковые имена – Леночка, Ирочка, Светочка и т. д.)
– Замечательно, для каждого из вас слово «детство» означает что-то очень позитивное, теплое, радостное и счастливое.
И перед нами уже сидят – не Ирина Викторовна, а Ирочка, не Наталия Петровна, а Наташенька, не Валентина Владимировна, а Валечка.
2. Упражнение «Узнай по фото».
– Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?
После ответов участников дается следующая инструкция: «Некоторые люди – точные копии себя в детстве, а некоторые с возрастом меняются настолько, что их с трудом узнают друзья из детства, даже родственники. А вы смогли бы узнать человека, которого видите почти каждый день, глядя на фотоснимок его далекого детства? Проверим?»
3. Игры с игровым парашютом.
– Как вы думаете, что больше всего любят делать дети? Правильно, играть. И сейчас мы с вами поиграем с парашютом.
– А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним тест «Как детство повлияло на вас?» от психолога Марии Серой.
- Психологический тест «Как детство повлияло на вас?». (Приложение 1).
– А сейчас я Вам предлагаю расслабиться, вспомнить самое приятное место из своего детства.
5. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».
– Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
«Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно. Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, – в три, четыре, пять лет…
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив». После этих слов представьте, что малыш улыбается вам и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним. Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой».
– А сейчас медленно сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».
6. Упражнение «Украшаем свое имя» (арт-терапия). Каждый участник тренинга на прямоугольном листочке пишет свое имя и раскрашивает его с помощью карандашей, фломастеров, маркеров.
7. Попурри песен из кинофильмов и мультфильмов нашего детства. (Приложение 2).
8. Флешмоб «Ты, я, он, она…»
9. Подведение итогов.
– Наша встреча завершается достижением поставленной цели. Поздравляю! Вам удалось найти настоящее сокровище – самих себя! Хочется пожелать вам не забывать о своем Внутреннем Ребенке, жить с ним в гармонии и выполнять его самые заветные желания.
Список использованных источников:
- Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 52 «Малинка», Россия, Московская область, г. о. Балашиха, Балашихинское шоссе.
- Блог психолога Серой Марии https://vk.com/mseraya_blog
- Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок. https://vadimkurkin.com/blog/psikhologiya-otnosheniy/tri-sostoyaniya-lichnosti-roditel-vzroslyy-rebenok/
Приложение 1.
Тест “Как детство повлияло на вас?” от психолога Марии Серой.
На каждый вопрос ответьте “да” или “нет”.
Вопрос | Да | Нет |
1. Вы часто критикуете себя в разных ситуациях. | + | - |
2. Вы гиперответственны, либо, наоборот, вам очень трудно брать | + | - |
3. Вам тяжело начинать новые дела, проекты и доводить их до | + | - |
4. Вы все время ищите одобрения и стараетесь всем угодить. | + | - |
5. Вы можете долго терпеть несправедливость, небрежное | + | - |
6. Вы постоянно пытаетесь быть сильной и боитесь своей | + | - |
7. Вам нужно держать все под контролем, вы не доверяете другим | + | - |
8. Вы боитесь собственных сильных чувств, таких, как гнев и страх. | + | - |
9. Вы боитесь одиночества, боитесь быть покинутой. | + | - |
10. Когда в вашей жизни что-то идёт не так, вы начинаете | + | - |
11. Вам трудно отказывать людям, говорить им “нет” без чувства | + | - |
12. Вам часто трудно понять, чего же вы на самом деле хотите, вы | + | - |
13. Вы считаете, что недостойны успеха, а когда он приходит, | + | - |
14. Вам часто стыдно за себя. | + | - |
15. Вы ставите свои потребности на последнее место, так как | + | - |
16. Вы пытаетесь предугадать мысли и действия окружающих. | + | - |
17. Вы испытываете вину за то, что не оправдали родительских | + | - |
18. Вам стыдно, когда вы испытываете злость на своих близких. | + | - |
19. Вы считаете, что другой человек важнее, чем вы сами. | + | - |
20. Вы стараетесь показать окружающим, что у вас всё в порядке, | + | - |
21. Вы часто срываетесь на ребёнка и потом чувствуете сильную | + | - |
Посчитайте только положительные ответы |
Результаты.
Если у вас 3 положительных ответа и меньше – поздравляем! У
вас неплохие отношения с детством, а значит, вы умеете принимать
решения и брать на себя ответственность за свою жизнь. Ваши
выборы продуктивны, а неудачи вы разбираете на причины и
следствия так быстро, что они не успевают остановить или
разрушить вас.
Если у вас от 4 до 8 “да”, в вашей детской истории были
шероховатости. Сейчас, будучи взрослыми, вы спотыкаетесь о них.
Вам сложно отпустить неприятную ситуацию, вы можете долго
переживать конфликты, зацикливаться на собственных неудачах.
Если положительных ответов 9 и более, детство стоит взять под
контроль. Что бы ни случилось тогда – не хватило любви, вами
пренебрегали или наносили другие травмы, сейчас вы
проваливаетесь в ямы прошлого, и это тормозит вас. Вы терпите
ситуации, которые вас не устраивают, сомневаетесь в себе, стоите
на месте, вам страшно что-то менять, даже если так, как есть
– плохо.
Совет: оставьте травмы прошлого в истории. Сейчас они не
должны отравлять вам жизнь.
Приложение 2.
«33 коровы»
В центре гоpода большого,
Где травинки не растет,
Жил поэт, волшебник слова,
Вдохновенный рифмоплет.
Рифмовал он что попало,
Просто выбился из сил,
И в деревню на поправку,
Где коровы щиплют травку,
Отдыхать отправлен был.
Тридцать три коровы,
Тридцать три коровы,
Тридцать три коровы,
Свежая стpока.
Тридцать три коровы,
Стих родился новый,
Как стакан парного молока.
Тридцать три коровы,
Стих родился новый,
Как стакан парного молока.
«Если с другом вышел в путь»
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев: (2 раза)
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
«Песня красной шапочки»
Если долго, долго, долго, если долго по тропинке,
Если долго по дорожке топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно, то, наверно-верно-верно,
То, возможно, можно-можно-можно в Африку прийти.
Припев:
А-а, в Африке реки вот такой ширины.
А-а, в Африке горы вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай,
А-а, и зеленый попугай.
«Песня Брадобрея»
Жил да был брадобрей -
Hа земле не найти добрей!
Брадобрей стриг и брил зверей.
После этой чудной стрижки
Кошки были, словно мышки,
Даже глупые мартышки
Походили на людей.
Припев:
Это было прошлым летом,
В середине января,
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля!
«Ничего на свете лучше нету»
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги,
Нам любые дороги дороги.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-е е-е е-е
«От улыбки»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
«Буратино»
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
«Крылатые качели»
В юном месяце апреле
В старом парке тает снег
И веселые качели
Начинают свой разбег
Позабыто все на свете!
Сердце замерло в груди!
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Припев:
Взмывая выше ели,
Не ведая преград
Крылатые качели
Летят летят, летят.
Крылатые качели
Летят летят, летят.
«Прекрасное далёко»
Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Припев:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я.
Припев:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Припев:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко мы начинаем путь...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011
Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство мла...
"Игра-это детство, детство-это игра"
Цель: показать значение игры в жизни дошкольника, ее воспитательные и развивающие функции, обсудить вопрос о полезных и вредных игрушках, раскрыть значение совместной игровой деятельности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»
Данный материал содержит конспект преведения педагогического совета по игровой деятельности для педагогов ДОУ на тему: «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»...
Родительское собрание «Детство – это игра, игра – это детство»
Информация для собрания...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Педсовет- конференция "Детство это игра, игра это детство"
Повестка педсовета -конференции. Цель: совершенствование педагогического мастерства воспитателей, повышать методический уровень и способствовать творческому поиску педагогов....