Психогигиена ребенка-дошкольника
статья
В настоящее время комплекс психогигиенических средств и методов приобретают все большую актуальность, так как у многих взрослых и детей физиологическое напряжение (стресс) переходит в патологическое состояние, характеризующееся повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна, сниженной работоспособностью.
Психогигиена ребенка предполагает создание условий для преобладания у него жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной жизни.
Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Каждый дошкольный педагог должен уметь применять в своей практике психокоррекционные методы.
В своей коррекционно-развивающей работе педагог психолог использует следующие цели:
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуаций, невротических состояний у детей;
- применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке детей;
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogigiena_rebenka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
« Психогигиена ребенка-дошольника».
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ ЦРР-детского сада № 179 «Алиса»
Тимошина О.Ю.
В настоящее время комплекс психогигиенических средств и методов приобретают все большую актуальность, так как у многих взрослых и детей физиологическое напряжение (стресс) переходит в патологическое состояние, характеризующееся повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна, сниженной работоспособностью.
Психогигиена ребенка предполагает создание условий для преобладания у него жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной жизни.
Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Каждый дошкольный педагог должен уметь применять в своей практике психокоррекционные методы.
В своей коррекционно-развивающей работе педагог психолог использует следующие цели:
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых ситуаций, невротических состояний у детей;
- применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке детей;
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ и по возможности в семье.
Активная работа педагогов по созданию соответствующих условий в ДОУ крайне важна. Развивающая среда позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к самопроизвольному движению, совершаемому по собственной воле, без принуждения. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости более активного участия всех участников педпроцесса в двигательной активности детей и создании условий для нее. Рекомендуется использовать музыку, произвольные танцы, музыкально-ритмические действия, не требующие основательной хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно и свободно выполняют элементы танцевальных движений в соответствии с характером музыки и переживаемым эмоциональным состоянием.
В рамках данного направления предлагаю включить психогимнастические этюды и игры, элементы релаксации в работу педагогов:
Утренний прием | ||
1 мл.гр, 2 мл.гр
Средняя.гр Старш.гр Подг.гр | 1.функциональная музыка 2.элементы сказко-, слово-, арттерапии. 3. игровая деятельность по интересам | 1.успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое. 2. использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового тетра. Голос у воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное. 3. создание благоприятной окружающей и психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности |
Умывание и утренняя гимнастика | ||
1 мл.гр, 2 мл.гр | 1.мытье рук с произнесением потешек | Использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа. |
Средн.гр Старш.гр Подг.гр | 1.мытье рук с самомассажем 2. игровой комплекс 3. обучение точечному массажу | 1. оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев 2.подбор игровых комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование осанки, психогимнастических этюдов по Чистяковой 3.нахождение точек и их правильное массирование |
Свободная деятельность | ||
1 мл.гр 2 мл.гр | 1. словотерапия 2.арттерапия 3.игровая деятельность 4. индивидуальная работа | 1.чтение сказок, стихов, беседы с малышами 2. обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый театр 3. настольные игры, игры с любимыми игрушками 4. использование слово-, арттерапии. |
Средн.гр Старш.гр Подг.гр | 1. игровая деятельность | 1. свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей. |
Занятия | ||
1 мл.гр 2 мл.гр | 1. динамические 2. занятия со статическим положением тела | 1. занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта « мышечной радости», радости от пения, танца, игры. Использование элементов психогимнастики, звуковой, пальчиковой гимнастики, релаксация, функциональная музыка 2. использование элементов сказкотерапии, физкультминутки, игровые, двигательные задания |
Средн.гр Старш.гр Подг.гр | 1.динамические (физическая культура, музыкальные занятия) | 1. использование занятий всех типов – достижение эффекта «мышечной радости», содействие созданию положительного психоэмоцио-нального состояния; Использование элементов оздоравливающих технологий: точечного массажа, самомассажа, дыхательная, звуковая, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика; Использование функциональной музыки. |
Подготовка к прогулке | ||
1 мл.гр 2 мл.гр | 1. одевание 2. игры подвижные 3.дыхательные и физические упражнения 4. создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния | Использование классической музыки, релаксационной музыки, располагающий тон воспитателя 2. подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы 3.строго дозированные в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года. |
Средн.гр | 1. одевание 2. наблюдение 3.игры 4. трудовые поручения 5.самостоятельная игровая деятельность | 1. беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения 2.формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе 3.подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния; Создание среды, активизирующей двигательную активность: дорожки, лесенки; Психогимнастические этюды 4. создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия 5. формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности |
Подготовка ко сну | ||
1 мл.гр 2 мл.гр средн гр | 1. закаливающие мероприятия 2. чтение сказок, стихов, пение колыбельных 3.укрывание и поглаживание детей 4. постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки 5. хождение по ребристой доске «здоровья» | 1. хождение по дорожке «здоровья», воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа. 2. подбор художественных произведений со споколйным сюжетом, голос ровный, спокойный. 3.укрывание с проговарива-нием ласковых слов, поглажи-вание по спине, голове ( одомашнивание ситуации) 4.Проговаривание стишков-прибауток: просыпайся глазок, просыпайся другой. 5.элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия |
Средн.гр Старш.гр Подг.гр |
|
3. использование функциональной музыки, колыбельные |
Таким образом, по решению данного вопроса в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
1. | Психогимнастика | Развитие психоэмоциональной сферы |
2. | Дыхательная гимнастика | Повышение жизненного тонуса, тренировка дыхательных мышц, профилактика простудных заболеваний органов дыхания, закрепление навыков правильного дыхания |
3. | Подвижные игры с оздоравливающим эффектом | Развитие физических качеств, профилактика нарушений осанки, правильного дыхания, равновесия, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ребенка |
4. | Элементы релаксации | Формирование навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. |
5. | Профилактические и коррекционные упражнения | Использование упражнений: -профилактические и коррекционные для всех мышц ( рук и плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса, дыхательных и формирующих осанку, мышц ног, свода стопы и пальцев) |
6. | Точечный массаж и самомассаж | Воздействие на биологически активные точки ( элементы рефлексотерапии) |
7. | Пальчиковая и артикуляционная гимнастика | Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, стимуляция речевых зон, профилактика простудных заболеваний |
8. | Арттерапия | ИЗО-деятельность, хоровое пение, создание благоприятного психологического климата, оздоравливающие компаненты (дыхание, осанка, стопа, мелкая моторика, артаппарат) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник - слушатель или читатель.
Советы родителям почему небходимо читать книги детям....
Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.
Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...
Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»
Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....
«Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель».
Консультация для родителей:«Роль книги в жизни дошкольника.Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»....
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Презентация "Возрастные особенности восприятия картины ребенком- дошкольником. Психологические стадии общения ребенка- дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия"
В презентации показаны возрастные особенности восприятия картины ребенком...
Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия
В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...