Прощай "Масленица"
учебно-методический материал (средняя группа)
Способствовать изучению, проявлению интереса и уважение к русской культуре, воспитывать у детей интерес к обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchay_maslenitsa_.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прощай МАСЛЕНИЦА»
Слайд 2
Цель мероприятия:
Способствовать изучению, проявлению интереса и уважения к русской культуре, воспитывать у детей интерес к обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
- Дать первоначальные представления о русском народном празднике Масленица, с характерными для него обрядами.
- Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории и народной культуре русского народа;
- Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, окружающим людям.
- Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с ГБДОУ№93.
- Развитие речи детей.
Слайд 3
Принципы реализации проекта
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны; (использование репродукции картин из Русского музея)
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Слайд 4
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей о знании о русском традиционном празднике «Масленица»;
- изготовление приглашений на праздник «Проводы Масленицы»;
- Подбор методического материала по данной теме;
- Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
- подготовка родителями сообщений о каждом дне Масленицы;
- подборка родителями тематических загадок и пословиц;
- подготовка фольклорных номеров (детей и родителей);
- изготовление атрибутов для игр;
- подборка закличек, пословиц … про Масленицу;
- выставка детских работ;
- родители вместе с детьми пекут дома блины и приносят их на мероприятие, делятся рецептами, которые потом вписывают в книгу рецептов «Вкусная книга».
- добровольность участия в родителей в развлечении;
Слайд 5
Оборудование:
- Компьютер,
- телевизор,
- презентация,
- магнитофон,
- костюмы для детей,
- народный костюм для воспитателя
- чучело Масленицы
- мольберты.
- блины.
Слайд 6
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации: подвижные игры, дидактические игры, беседа, отгадывание загадок, повторение закличек, продуктивная деятельность.
Методы и приёмы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- нетрадиционные
Слайд 7
Риск:
- Сопротивление родителей участию, вызванное высокой загруженностью;
Предупреждение рисков:
- Организация мероприятий на базе ДОУ;
- распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участия в мероприятии;
Слайд 8
Ожидаемый результат
1. Для педагога:
- работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария по воплощению проекта.
- организация выставки детских рисунков;
- организовать праздник для детей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание закличек, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Слайд 9
2. Для воспитанников:
- формирование познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста;
- познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
- участие детей в организации выставки рисунков;
- иметь представление о значении праздника в жизни человека;
- участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.
3. Для родителей:
- участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
- организовать в родительском уголке выставку рисунков;
- подготовка родителями сообщений о каждом дне Масленицы;
- подборка родителями тематических загадок и пословиц;
- информационный стенд «Широкая масленица»
- памятка «Масленичная неделя»
- папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
- конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки
- мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов.
- эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Слайд 10
Актуальность
Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения.
Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Более полное и обширное представление о нем дает детям возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.
Слайд 11
Интеграция образовательных областей по ФГОС
Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.
- беседы о праздниках, традициях русского народа. Что это за праздник, как его отмечают;
- беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».
Образовательная область – познавательное развитие.
- беседы о традициях и обрядах праздника;
- просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;
Образовательная область — речевое развитие.
- разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
- отгадывание загадок по данной теме;
- беседы о сезонных изменениях в природе;
- чтение русского фольклора, стихотворений о масленице.
Образовательная область — художественно-эстетическое развитие.
- рассматривание картин русских художников в РГМ;
- рисование на тему проводу зимы;
- изготовление кукол-мартиничек из ниток;
- разучивание закличек;
- разучивание русских народных песен, масленичных частушек, русских народных наигрышей.
Образовательная область — физическое развитие.
- масленичные гуляния, катанье с горок на санях;
- народные подвижные игры «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», масленичные кулачные бои;
- игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»;
- подвижные игры на прогулке «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».
- выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;
- украшение в группе масленичного дерева куклами-мартиничками, детьми в группе;
- стенгазета «Масленица», сделанная родителями и детьми;
- электронная презентация «Широкая Масленица», сделанная родителями воспитанников;
- Аукцион пословиц о блинах, масленице (на развлечениии)
Слайд 12
Используемая литература:
- «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
- «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
- «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005
- «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.
- «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998 г. В.М. Петров
- «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
- Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
- Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
- Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
- Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
- Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
Список литературы для детей:
- Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
- В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
Слайд 13
Список использованных интернет-ресурсов
- Сайт «Calend.ru»
- Википедия – свободная энциклопедия
- Сайт «UfaBanket.ru»
- Сайт «Поздравок.ru»
- Сайт «kulina.ru»
- Сайт «prazdnitsa.ru»
- Сайт «moikompas.ru»
- Сайт «newyear.sachkov.ru»
- Сайт «prazdnik.by»
- festival.1september.ru, http://maam.ru, http://nsportal.ru, http://ldv.metodcenter.edusite.ru, http://semyarossii.ru
Слайд 14- 15
Посмотрите на слайды как построено наше развлечение.