Прощай "Масленица"
учебно-методический материал (средняя группа)

Способствовать изучению, проявлению интереса и уважение к русской культуре, воспитывать у детей интерес к обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_maslenitsa_.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Прощай  МАСЛЕНИЦА»

Слайд 2

Цель мероприятия:

Способствовать изучению, проявлению интереса и уважения к русской культуре, воспитывать у детей интерес к обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям. 

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
  • Дать первоначальные представления о русском народном празднике Масленица, с характерными для него обрядами.
  • Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;
  • Пробуждать интерес к истории и народной культуре русского народа;
  • Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, окружающим людям.
  • Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с ГБДОУ№93.
  • Развитие речи детей.

Слайд 3

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны; (использование репродукции картин из Русского музея)
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Слайд 4

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей о знании о русском традиционном празднике «Масленица»;
  • изготовление приглашений на праздник «Проводы Масленицы»;
  • Подбор методического материала по данной теме;
  • Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
  • подготовка родителями сообщений о каждом дне Масленицы;
  • подборка родителями тематических загадок и пословиц;
  • подготовка фольклорных номеров (детей и родителей);
  • изготовление атрибутов для игр;
  • подборка закличек, пословиц … про Масленицу;
  • выставка детских работ;
  • родители вместе с детьми пекут дома блины и приносят их на мероприятие, делятся рецептами, которые потом вписывают в книгу рецептов «Вкусная книга». 
  • добровольность участия в родителей в развлечении;

Слайд 5

Оборудование:

  • Компьютер,
  • телевизор,
  • презентация,
  • магнитофон,
  • костюмы для детей,
  • народный костюм для воспитателя
  • чучело Масленицы
  • мольберты.
  • блины.

Слайд 6

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализациив ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации: подвижные игры, дидактические игры, беседа, отгадывание загадок, повторение закличек, продуктивная деятельность.

Методы и приёмы:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

Слайд 7

Риск:

  • Сопротивление родителей участию, вызванное высокой загруженностью;

Предупреждение рисков:

  • Организация мероприятий на базе ДОУ;
  • распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
  • оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • добровольность участия в мероприятии;

Слайд 8

Ожидаемый результат

1. Для педагога:

  • работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта.
  • организация выставки детских рисунков;
  • организовать праздник для детей по данной теме.
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание закличек, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Слайд 9

2. Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста;
  • познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
  • участие детей в организации выставки рисунков;
  • иметь представление о значении праздника в жизни человека;
  • участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.

3. Для родителей:

  • участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
  • организовать в родительском уголке выставку рисунков;
  • подготовка родителями сообщений о каждом дне Масленицы;
  • подборка родителями тематических загадок и пословиц;
  •  информационный стенд «Широкая масленица»
  • памятка «Масленичная неделя»
  • папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
  • конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки
  •  мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов.
  • эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы

Способ оценки достижения планируемых результатов

Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

Слайд 10

Актуальность

Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры.

Более полное и обширное представление о нем дает детям возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.

Слайд 11

Интеграция образовательных областей по ФГОС

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

  • беседы о праздниках, традициях русского народа. Что это за праздник, как его отмечают;
  • беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Образовательная область – познавательное развитие.

  • беседы о традициях и обрядах праздника;
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;

Образовательная область — речевое развитие.

  • разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
  • отгадывание загадок по данной теме;
  • беседы о сезонных изменениях в природе;
  • чтение русского фольклора, стихотворений о масленице.

Образовательная область — художественно-эстетическое развитие.

  • рассматривание картин русских художников в РГМ;
  • рисование на тему проводу зимы;
  • изготовление кукол-мартиничек из ниток;
  • разучивание закличек;
  • разучивание русских народных песен, масленичных частушек, русских народных наигрышей.

Образовательная область — физическое развитие.

  • масленичные гуляния, катанье с горок на санях;
  • народные подвижные игры «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», масленичные кулачные бои;
  • игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»;
  • подвижные игры на прогулке «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».

  • выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;

Художественная литература о масленицы

  • украшение в группе масленичного дерева куклами-мартиничками, детьми в группе;
  • стенгазета «Масленица», сделанная родителями и детьми;
  • электронная презентация «Широкая Масленица», сделанная родителями воспитанников;
  • Аукцион пословиц о блинах, масленице (на развлечениии)

Слайд 12

Используемая литература:

  1.  «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
  2. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
  3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005
  4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.
  5. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998 г. В.М. Петров
  6. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
  7. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
  8. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
  9. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
  10. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
  11. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
  12. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009

Список литературы для детей:

  1. Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
  2. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.

Слайд 13

Список использованных интернет-ресурсов 

  1. Сайт «Calend.ru»
  2. Википедия – свободная энциклопедия
  3. Сайт «UfaBanket.ru»
  4. Сайт «Поздравок.ru»
  5. Сайт «kulina.ru»
  6. Сайт «prazdnitsa.ru»
  7. Сайт «moikompas.ru»
  8. Сайт «newyear.sachkov.ru»
  9. Сайт «prazdnik.by»
  10. festival.1september.ru, http://maam.ruhttp://nsportal.ruhttp://ldv.metodcenter.edusite.ruhttp://semyarossii.ru

Слайд 14- 15

Посмотрите на слайды как построено наше развлечение.