Педагогический проект "День птиц"
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект "День птиц" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_ptits_2.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Ленинского района
Муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 150» Ленинского района г. Саратова
Педагогический проект
«ДЕНЬ ПТИЦ»
Разработал воспитатель:
Е.Д. Котова
Город Саратов
2022
«
Актуальность проекта: Наблюдения за детьми, беседы с ними показали, что у них слабо развит познавательный интерес, мало уделяют времени наблюдениям за окружающей природой, недостаточно знаний о птицах родного края, отсутствует чувство заботы, жалости, помощи по отношению к птицам. Данный проект призван не только углубить и систематизировать знания о птицах, он послужит основой формирования экологического сознания каждого ребенка.
Гипотеза: Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Вид проекта: информационно – познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта: 01.04.2022г-08.04.2022г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель.
Цель проекта: обобщить и расширить знания о птицах
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к родной природе.
2. Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания.
3. Повышать уровень воспитанности детей, развивать инициативу в совместных действиях.
Планируемые результаты проекта:
1. Устойчивая потребность у детей в познании нового и его практического
применения.
2. Стремление бережно относиться к пернатым друзьям
3. Расширится кругозор детей о птицах
4.Развивающая среда группы пополнится литературой, фотографиями,
иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками
о зимующих птицах.
Формы реализации:
- Беседа на тему «Перелётные птицы»;
- Наблюдение за птицами на прогулке;
- Прослушивание в записи «Пение пти;ц»
- НОД по рисованию «Ласточка, прилетай скорей!»;
- Разучивание стихов, пословиц о птицах;
- Обогащение предметно-пространственной среды;
- Оформление выставки рисунков.
Работа с родителями: консультации для родителей «Как и из чего можно сделать скворечник
Основной этап реализации проекта
Время проведений | Режимные моменты | Содержание деятельности | Ответственные |
Утро Прогулка | Утренняя гимнастика «Птицы и насекомые» (Приложение 1) | Цель: сформировать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, умение контролировать свои движения и управлять ими. | Воспитатель |
Пальчиковые игры «Журавли», «Птички», «У кормушки». (Приложение 2) | Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. | ||
Прослушивание в записи «Пение птиц» | Цель: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать музыку | Воспитатель | |
Беседа на тему «Перелётные птицы» (Приложене 3) | Цель: расширение и закрепление знаний детей о перелетных птицах | Воспитатель | |
Художественно-эстетическое развитие НОД «Ласточка, прилетай скорей!» (Приложение 4) | Цель: закрепить знания детей о весне; научить рисовать ласточку. | Воспитатель | |
Рассматривание иллюстраций с перелетными птицами | Цель: расширение и закрепление знаний детей о перелетных птицах | Воспитатель | |
Речевое развитие заучивание стихотворений, пословиц о птицах. (Приложение 5) | Цель: учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, развивать поэтический слух. Воспитывать заботливое отношение детей к природе. | ||
Физическое развитие Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Скворцы и кошка» «Птицы в клетке» (Приложение 6) | Цель: проявить стойкий интерес к участию в игре. Снять напряжение, дать эмоциональную и физическую разрядку. Получить новый игровой опыт в подвижных играх. | Воспитатель | |
Наблюдение за пролетающими птицами, пополнение кормушек. | Цель: учить детей различать и правильно называть птиц, вызвать интерес к наблюдению за птицами, воспитывать желание подкармливать птиц | ||
Вечер | Театрализация: «Пернатый патруль» | Цель: формировать у детей умение использовать знания, полученные из разных источников информации, развивать любознательность | Воспитатель |
Дидактические игры: ««Кто какой голос подает», «Что это за птица?» (Приложение 7) | Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос и умения описывать птиц по их характерным признакам. | Воспитатель | |
Подведение итогов дня | Обсуждение с детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения. | Воспитатель | |
Выход | Выставка детских работ | Воспитатель |
Приложение к проекту
Приложение №1
Утренняя гимнастика
«Птицы и насекомые»
Ходьба с поворотами в углах (15 секунд).
Ходьба скрестным шагом (15 секунд).
Ходьба выпадами (15 секунд).
Бег на носках (15 секунд).
Бег мелким и широким шагом (по 15 секунд).
Ходьба обычная (20 секунд).
Перестроение в шахматном порядке.
Упражнение «Гуси»
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
1—2 — наклониться вперед, руки как можно сильнее отвести назад — вверх, держа голову прямо.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка.
Указание детям: «Ноги не сгибайте».
Упражнение «Лебедь»
Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены. 1—2 — прогнуться в спине, дотянуться руками до пяток. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение пе дагога.
Указание детям: «Голову не опускайте».
Упражнение «Петух»
Исходная позиция: основная стойка руки на поясе.
— поднять правую ногу, руки развести в стороны.
— согнуть правую ногу в колене.
— выпрямить ногу.
— вернуться в исходную позицию.
Повторить движения другой ногой. 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя. Упражнение «Кузнечик» Исходная позиция: лежа на спине.
— подтянуть к груди согнутые в коленях ноги.
— не выпрямляя ног, повернуться направо.
— то же влево.
— вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медлен ный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.
Упражнение «Воробей»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
1—3 — подпрыгивать на двух ногах на месте.
4 — поворот на 360 градусов.
.
Приложение №2
Пальчиковая гимнастика
ЖУРАВЛИ
Летят лениво журавли.
Летят они, прощаются.
(имитируют ладонями крылья летящих журавлей)
С елками зелеными,
С березками и кленами,
С долинами, с озерами,
С родимыми просторами.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)
ПТИЧКИ
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны
(Тереть ладонь о ладонь)
У КОРМУШКИ
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(Загибают по одному пальцу на каждое название)
Всем хватило зёрнышек.
(Сжимают кулачки)
Приложение №3
Беседа для детей подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»
Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.
Задачи:
Обучающие
-учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;
-учить знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы) ;
-обогащать природоведческий словарь детей.
Развивающие
-усидчивость, умение слушать, отвечать полным ответом;
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Картинки с изображением перелетных птиц.
Дидактический материал:
-Стихотворение "Муса Джангазиев "Берегите птиц", пословица, игра «У кого какое тело?», физминутка, загадки о птицах.
Активизация словаря: водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Ходбеседы:
Показ картинок.
-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь? (О птицах)
-Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Потому что они улетают в теплые края.)
- А в какое время года это происходит? (Осенью) Давайте хором повторим пословицу: "Всякая птица тепло ищет. " Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.
-Почему птицы возвращаются именно весной? (Становится тепло и они прилетают, чтобы произвести на свет птенцов; в нашем крае много корма для них.)
-Назовите водоплавающих перелетных птиц, которых вы знаете? – гуси, утки. В слове водоплавающие прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
-Такие птицы водятся в нашем крае? (Да) Где они строят гнезда? (на болоте, в недоступных человеку местах) .
-Отгадайте загадки и узнаем какие еще перелетные птицы бывают.
Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный. (Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
– А вот еще загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
-Хочу загадать еще одну загадку.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый. (Скворец)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
- Грач, ласточка, скворец прячутся от человека? (Нет, живут рядом с жилищем человека.)
-Давайте закончим нашу беседу стихотворением, которое мы выучим.
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Рефлексия:
-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о перелетных птицах нашего края!
-Вы расскажете дома маме и папе о том,что сегодня делали?
- О чем вы хотите рассказать? (Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. О водоплавающих птицах нашего края, гусях и утках.)
-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)
Приложение №4
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Ласточка, прилетай скорей!»
Цель: закрепить знания детей о весне; научить рисовать ласточку.
Задачи:
- продолжать учить детей называть признаки времени года «весна»;
- продолжать знакомить с перелётной птицей ласточка;
- познакомить со схемой рисования ласточки;
- воспитывать любовь к природе и живым существам.
Материалы: картинки с изображением перелётных птиц, схема рисования ласточки, простые карандаши, акварельные краски.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите мне признаки весны. (ответы детей)
Воспитатель: Какие птицы вернулись к нам из тёплых стран? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, перелётные. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови перелётную птицу».
Дидактическая игра «Назови перелётную птицу». (дети по картинке определяют название перелётной птицы)
Воспитатель: (читает стихотворение Плещеева А. Н. «Травка зеленеет»)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Ребята, посмотрите на ласточку. (воспитатель показывает картинку с изображением ласточки)
Ласточка — небольшая красивая перелётная птица, стремительная в полёте, с длинными остроконечными крыльями. В народе её ласково зовут «касаточка».
Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением тёплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнёзд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.
Собрав достаточно материала, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прикрепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами. (воспитатель показывает картинку с гнездом ласточки)
Ласточка является дневной птицей. В это время суток она летает и ищет пищу. Питаются ласточки на лету. Они непревзойденные акробаты и вытворяют в воздухе невероятные вещи. Таким образом, поймать какую-то мушку или жучка является для этой птицы простейшим заданием.
В рацион ласточек в основном входят насекомые. Птица поедает различных кузнечиков, стрекоз. При наличии опасности ласточка даёт сигнал, который предупреждает остальных птиц.
С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетая к гнезду около тысячи раз в день!
Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комаров и других насекомых.
Теперь давайте подвигаемся. Встаём в круг и слушаем меня внимательно.
Физкультминутка «Ласточка»
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)
Воспитатель: Молодцы! Садимся и готовимся к рисованию ласточки. Посмотрите на схему. Как вы будете изображать ласточку? (ответы детей)
Воспитатель объясняет схему рисования ласточки поэтапно.
Воспитатель: Сначала вы сделаете эскиз ласточки с помощью простого карандаша. Затем будете работать с акварельными красками. Какие цвета вы возьмёте для изображения ласточки? (ответы детей)
Воспитатель: Не забудьте сделать фон рисунка, правильно подбирая для него цвет акварельных красок. Ведь ласточки летают в небе, значит вы должны подобрать цвета, которые подходят для его изображения. Приступаем к рисованию.
Дети рисуют, воспитатель в процессе индивидуальной работы даёт советы.
Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Ваши рисунки должны высохнуть. Вы все молодцы! Все старались. Ласточки у вас получились замечательные.
Приложение №5
Пословицы и поговорки и стихи про птиц
Пословицы, поговорки
*Дай курице грядку — изроет весь огород.
* Скажешь курице — она всей улице.
* Курочка по зернышку клюёт, да сыта бывает.
* И петух на своем пепелище храбр.
* Всяк кулик в своем болоте велик.
* Мал соловей, да голос велик.
* Воробьи гомонят, гнезда завивают.
* Старого воробья на мякине не проведешь.
* Где воробью ни летать, а все дома ночевать.
* Одна ласточка весны не делает.
*Не велика птица — синица, да умница.
* Каждый кочет кукарекать хочет.
* Журавль летит высоко, видит далеко.
* Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
* Всякая птица свои песни поет.
Птичка
Весело на воле
Пташечке летать,
Над цветами в поле
Песни распевать;
А на гибкой ветке,
В сумраке лесном,
Ждут певунью детки
В гнездышке родном.
С.Д. Дрожжин
Соловей
(отрывок)
На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
В дали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.
Г.Р. Державин
Ласточка
Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнездышко —
И поет себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи...
Автор: С. Дрожжин
* * *
Приложение 7
Д/и «Что это за птица?»
Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.
Д/и «Кто какой голос подает»
Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.
- Ласточка – щебечет,
- Гусь – гогочет,
- Утка – крякает,
- Кукушка – кукует,
- Журавль – курлычит,
- Соловей – свистит.
Приложение 6
Подвижные игры
Перелет птиц
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
Ход: На одном конце находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на которые можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т. д.) – «деревья».
По сигналу педагога: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.
Птички и клетка
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Ход: Дети распределяются на две группы.
Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка.
Другая подгруппа – птички.
Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки.
Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее.
Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки.
Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг.
Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички.
Затем дети меняются ролями.
«Скворцы и кошка»
Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца». «Кошка»находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Птицы на кормушке"
проект направлен на получение детьми младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...
Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"
Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»
Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "птицы-наши друзья"
Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе. Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....