Картотека народных игр для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Татьяна Ивановна Какачия

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «КАПУСТА» Развивать  двигательные способности, быстроту реакции, умение действовать по правилам, воспитывать доброжелательность в коллективе.

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом , а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». « Хозяин»  изображает движениями то, о чем поет:

                                               Я на камушке сижу ,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой сторожу.

                                               Чтоб капусту не украли,

                                               В огород не прибежали

               Волк и лисица, бобер и курица,

                  Заяц усатый, медведь косолапый.

 Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Муха

Формировать умение метать в цель,

На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок- «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева – стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который всякий развешает сбитую муху на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто вернувшись не успеет занять место, тот становится караульщиком.

«Пахари и жнецы»

Формировать умение строиться в две  шеренги против друг друга  и двигаться  навстречу.

Играющие строятся в две шеренги ( друг против друга). Один – «пахари», другие-«жнецы».  Первым начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам» и говорят:

                                 А мы пашенку пахали,

                                 Глубоко борозды пахали,

                                 Борозды губокие,

                                 Полосы широкие.

                                 А вы, жнецы, худые

                                 У вас  серпы тупые.        

Им отвечают жнецы:

А у вас пахарь- Сысой,

У него плуг тупой.

 Он пашню не пахал,

 На меже пролежал,

 Да ворон считал.

По окончании этих слов один из пахарей выбирает себе пару. Они берутся за руки. Жнецы по очереди стараются их разъединить . Когда им это удается , игра повторяется. Но начинают ее жнецы.

 

              “Как у дяди Трифона”

                  Как у дяди Трифона
                 Было семеро детей,
                 Было семеро детей,
                 Было семь сыновей.
                 Они не пили, не ели,
                 Друг на друга всё глядели,

                  Вместе делали вот так:

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах”вместе делали вот так” показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

«Охотники  и собаки»

закреплять умения ловить и бросать мяч , уходить от попадания.

Выбирается «охотник», который берет мяч и становится в ценр группы играющих.  Охотник подбрасывает мяч и ловит его , когда тот отскакивает от земли. Пока охотник трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные разбегаются  в разные стороны. Поймав мяч в третий раз, охотник должен тут же бросит в кого-нибудь из играющих. Тот , кого настиг мяч становится «собакой», помощником охотника. Собаки не могут самостоятельно выбивать играющих, но могут ловить отскачивший мяч и бросать охотнику. если играющий  поймает мяч, то онможет выбить одну из собак. Выбитая собака становится снова играющим. Игра заканчивается, когда охотник с помощбю собак выбьет всех участников игры.

“Золотые ворота”

Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

                          Золотые ворота,
                        Проходите, господа,
                        Первой мать пройдёт,
                        Всех детей проведёт.
                        Первый раз прощается,
                        Второй раз запрещается,
                        А на третий раз
                        Не пропустим вас!

Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, ворота  захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, “превращается” тоже в ворота

 «Совушка» 

Развитие у детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умение соотносить движения с текстом,

Водящий –«совушка»(родители). На площадке изображается круг диаметром 1,5м – это гнездо «совушки». Она стоит в кругу, руки на поясе, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставным шагом.

Дети:

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидишь

Летаешь ночью, днем ты спишь.

День наступает, всё оживает!

Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки».

Ведущий

Ночь наступает

Всё засыпает.

Дети замирают на месте в различных позах. Совушка  вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6 сек. Дается команда «День» и игра продолжается.

«Кузнец» 

Развитие  двигательной активности, и устной речи

Считалкой выбирается «кузнец»), остальные дети «жеребята».

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там, тут и там!

Сюда мчится он.

Выходи из круга вон!

Кузнец надевает фартук, берет символические подкову и гвоздь.

Жеребята:

                     Эй, кузнец молодец

                     Расковался жеребец

                    Ты подкуй его опять

                                                Кузнец:

                                                             Отчего ж не подковать?

                                                              Вот гвоздь вот подкова

                                                              (имитирует движения)

                                                                 Раз, два и готово!

На слово «готово» дети начинают бегать по залу с высоким подниманием колен, кузнец их ловит. Из числа пойманных жеребят выбирается новый кузнец. Игра повторяется 2-3 раза.

«Бабка- Ежка»

Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга

Выбирается Бабка –Ежка. Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст:

                                    Бабка Ёжка костяная ножка ;

                                     С печки упала ,ногу сломала,

                                      А потом и говорит:

                                     «У меня нога болит»

                                    Пошла она на базар - раздавила самовар,

                                    Пошла на улицу - раздавила курицу,

                                   Вышла на лужайку - испугала зайку.

После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.

 2 вариант

Очерчивается круг, играющие встают за кругом. Водящий с метлой в руке становится за линию круга вовнутрь. Дети произносят слова:

В темном лесу избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка, бабушка яга живет.

У нее глаза большие

Дыбом волосы стоят.

Ух страшная какая

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать . Пойманный становится Бабой Ягой

В темном лесу и

«Жмурки»

Развитие  двигательных способностей с закрытими глазами ; формирование умений вести диалог.

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и жмуркой происходит диалог:

              -Кот, Кот, на чем стоишь?

              -На квашне.

              - Что в квашне?

              -Квас.

              -Лови мышей , а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого поймал- тот становится жмуркой.

«Льдинки, ветер и мороз».

Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную.  

Дети  встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь!

По сигналу «Ветер» дети –льдинки разбегаются в разные стороны и медленно под музыку «Вальс снежинок» бегают кружатся на носках. На сигнал «Мороз!» выстраиваются в круг и берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз» 

«В углы»

Формирование умения двигаться с угла на угол.

Четверо играющих стоят в углах, а один - в центре. По сигналу «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре - проигравший. Выбрав себе замену- любого из играющих - он выбывает из игры.

« Два мороза»

развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентироваться в пространстве.  Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

Перед началом игры выбирается и очерчивается площадка .На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей. Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца.Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом. Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить». Игроки, настигнутые Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза. Остальные ребята собираются в доме,  Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.

Через некоторое время выбираются новые водящие-Морозы и игра начинается сначала.

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Суть игры состоит в том . чтобы не употреблять слова «черный» , «белый». «да», «нет». Тот , кто произнесет какое-нибудь из них, дает фант( платочек, заколку….). Один из играющих подходит к другому  и задает вопросы.

Игра малой подвижности «Дружба»

Дети вместе с  встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу

Найдем себе друга

Найдем себе друга

Найдем себе дружка

По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

Педагог может подать и другие команды:

-Раз, два, три двух друзей себе найди

-Раз, два, три трёх друзей себе найди

При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группе  .

; «Горелки»

Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу ,приобщать детей к русской культуре.

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо -налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

«Взятие снежной крепости»

Из снега строят крепость высотой около двух метров. Участвующие в игре делятся на две команды. Каждая старается занять вершину. В результате одна команда оказывается вверху, другая – внизу. Те , что находятся внизу, пытаются взять крепость штурмом. Начинается перестрелка снежками.

«Пастух и стадо»

Перед началом игры выбирают двух водящих «волка» и «пастуха». Для этого вам пригодятся детские считалки. Все остальные игроки «овцы».
У «овец» есть свои «домики-овчарни». Это очерченные с двух противоположных концов площадки границы. Между двумя «овчарнями» расположено «поле». У волка тоже есть свой домик-логово. Его обозначают кругом в центре площадки. В начале игры «волк» находится в своем «логове», «овцы» в одной из «овчарен, а пастух сбоку игровой площадки.
Ребята-«овечки» хором читают стихотворение:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в свой рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!

После этого «овечки» выходят пастись на «поле». Пастух ходит между ними и «играет» на «дудочке» (настоящей или воображаемой). В какой-то момент «пастух» прерывает игру и кричит «Волк!». Как только это слово произнесено, «овцы» стараются поскорее убежать в «овчарню». Но возвращаться в ту «овчарню», откуда они вышли нельзя. Нужно обязательно добежать до другой, расположенной на противоположном конце.
«Волк» должен ловить (достаточно просто осалить) «овечек». Пойманная овечка выходит из игры (как вариант, становится новым «волком»). «Пастух» может защитить «овец». Он будет загораживать их от «волка». Но при этом «пастух» не должен хватать волка руками, стараясь его удержать – только загораживать «стадо». Для игры можно использовать маски( плотно сидели), пастуха снабдить свирелью( дудочкой)

« Чепуха»

Выбирается водящий .Каждый играющий загадывает какой-либо предмет. Водящий каждому задает вопрос. Предполагающий действие , которое могло случиться с загаданным предметом:

-чем ты сегодня умывался, на чем летал, что ты ел? И т.д.

Тот играющий , чей ответ в большей степени соответствует вопросу , становиться водящим.

« Молчанка»

Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается , слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проводиться очень весело, но по правилам игры смеяться нельзя – за это платят фант.

«Скакалка» 

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее.остальные прыгают через веревку:чем выше, тем больше будет доход и богатсво .Перед  началом игры говорят следующие слова:

           Чтоб был долог колосок,

           Чтоб вырос лен высок,

           Прыгайте как можно выше .

           Можно прыгать выше крыши.

«Дедушка- рожок»

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» — и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:

Дедушка-рожок, 
Съешь с горошком пирожок! 
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!

И ли

Дедушка – рожок на печи дыру прожег

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

«Горячее место»

1.На площадке проводят линию, за которой находится горячее место. В 3—4 шагах от него встает водящий. Дети расходятся по игровому полю. Играющим нужно перебежать с игрового поля в горячее место, взять ленточку и вернуться обратно, но водящий их не пускает. Тот, кого он осалил, остается за чертой в горячем месте. Как только водящий осалит шестого игрока, игра заканчивается. Побеждают те игроки, кому удалось несколько раз пробежать в горячее место 

2.На земле очерчивается круг, обозначается «горящее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего снова его ловят. Когда все переловлены, игра начинается снова.

«Заря-зарничка»

Игроки становятся лицом в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами:

Заря - заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обранила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые, за водой пошла!

С последними словами водящий кладёт ленту одному из игроков; игрок, заметив это, быстро берёт ленту и бегут в разные стороны, чтобы вперёд занять пустое место. Кто останется без места, становится водящим.

«Гуси-гуси»

познакомить детей с народным фольклором,  развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость.

Перед самым началом игры, желательно выбрать подходящую площадку, на которой  обозначаются линией два домика.  Один домик необходим для гусей, а другой для их хозяина. Между домами (линиями) живет волк. Его выбирают дети самостоятельно или при помощи воспитателя, используя считалочку. Волк – это водящий. Игра начинается с того, что хозяин и гуси должны вести между собой всем известный диалог в стихах:

— Гуси-гуси!

— Га-га-га-га.

— Есть хотите?

— Да-да-да-да.

— Так летите же домой!

— Серый волк под горой ,

Не пускает нас домой,

Зубы точит – съесть нас хочет .

- Ну, летите как хотите, только крылья берегите!

Гуси разбегаются, волк их ловит. Когда волк переловит всех гусей, хозяин говорит ему:

-Волк у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

 Волк просит ее прогнать их. Хозяйка трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда волк идет прогонять их  сам, а хозяйка в это время уводит гусей домой.

«Ворон»

Играющие выбирают ворона и зайца, а остальные зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает

-Ворон, Ворон , что ты делаешь?

-Ямку копаю.

- На что тебе ямка?

-Денежку ищу.

-На что тебе денежка?

- Ситцу куплю

-Зачем тебе ситчик?

- Мешочек сшить.

-Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- На что тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

- что тебе мои детки сделали?

Ворон поет: В огород мой прибегали,

Городьбу разломали,

А репу, да мяточку

Потоптали пятачками. Каррррр!

Ворон бросается на зайчат, а заяц их защищает. Так продолжается до тех пор, пока ворон не вытянет кого-нибудь из зайчат. Этот зайчонок становится вороном.

«Плетень»

Дети встают  в ряд и берутся за руки, впереди- « матка». Она ведет всех за собой, подходя под руки стоящей на другом конце ряда пары. Те перевертываются, тогда матка подводит ряд под руки второй пары и т.д. В конце концов получается, каждый держится с другим левой рукой, перекинутой через правое плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать. Во время игры поют:

Вейся, ты вейся, капустка моя.

Вейся, ты вейся, виловатая моя.

Вечер на капустке, вечер на виловатой,

Частый сильный дождик.

Как мне, капустке, не виться?

Как мне, виловатой, не свиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию картотеку русских народных игр. Педагоги ДОУ широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях....

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Картотека дидактических игр ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУдля детей дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт ...