Социальное и эмоциональное развитие дошкольников
статья

Ломакина Елена Алексеевна

Социальное и эмоциональное развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_i_emotsionalnoe_razvitie.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Социальное и эмоциональное развитие дошкольников»

Социальное и эмоциональное развитие имеет решающее значение для детей. Способность управлять своими эмоциями, понимать, что у других людей есть чувства и потребности, которые могут отличаться от их собственных, и формировать позитивные отношения с другими, заложит основу для всего их будущего развития.

Дети растут в постоянном взаимодействии со своим окружением. Такая среда естественным образом отражается на их социальном и эмоциональном развитии. Кроме того, психологи отмечают, что у каждого ребенка должно быть любящее и ласковое окружение, чтобы стать социально и эмоционально здоровым человеком.

Социальное и эмоциональное развитие детей может варьироваться в зависимости от их темперамента, культурных влияний, той или иной формы инвалидности, действий их родителей или других взрослых, которые являются образцами для подражания, чувства безопасности во время взаимодействия со взрослыми, возможностей для социального взаимодействия.

Эмоциональное развитие обычно происходит в раннем детстве. Первые эмоции, которые можно идентифицировать, - это радость, гнев, печаль, страх и отвращение. С момента своего рождения дети устанавливают отношения с окружающей средой. Они начинают осознавать свои чувства и управлять ими. В возрасте полутора лет они начинают осознавать свое эмоциональное поведение. Между двумя и тремя, согласно ранее усвоенным поведенческим нормам, у них развиваются сложные эмоции, такие как гордость, чувство вины, растерянность и стыд. Их способность реагировать на ситуации из окружающей среды возрастает в дошкольном возрасте.

Как стимулировать социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка?

1. Позитивное чувство привязанности в первый год жизни вашего ребенка делает возможной социализацию. Поэтому для эмоционального развития каждого ребенка чрезвычайно важно дарить им любовь и ласку. Признайте чувства вашего ребенка. Помогите им рассказать о том, что они чувствуют и как они себя чувствуют в определенных ситуациях.

2. Поощряйте выражение чувств и помогите вашему ребенку научиться правильно управлять своими эмоциями. Например, если он демонстрирует гнев, выбрасывая игрушки, скажите ему, что каждый может иногда злиться. Однако обратите внимание, что эта модель поведения не является хорошей. Научите их контролировать свои эмоции и успокаиваться. Позвольте им сделать глубокий вдох и помогите им отвернуться от причины их гнева. Более того, если вы хотите помешать детям совершать определенные вещи или действия, попробуйте объяснить им, почему вы этого хотите.

Будьте образцом для подражания. Когда у вас крепкие, уважительные отношения и взаимодействие с другими людьми, ваш ребенок учится на вашем положительном примере. Вы не должны пренебрегать своими собственными эмоциональными и социальными потребностями. Воспитывая их, вы также сможете лучше удовлетворять все потребности своего ребенка.

4. Каждый день проводите некоторое время со своим ребенком. Даже если это займет всего полчаса. Поговорите с ним, дайте ему совет или покажите ему, что вы гордитесь тем, что он/она сделал что-то правильно.  Таким образом, вы поможете развить самосознание и чувство окружающего мира. Поощряйте любопытство вашего ребенка. Поддержите его творчество и независимость.

5. Убедитесь, что ваш ребенок регулярно общается с другими детьми и взрослыми. Это поможет ему исследовать свой мир и познакомиться с людьми в нем. Вступая в различные социальные отношения, дети узнают, что они-отдельные личности. Они смогут поставить себя на место другого человека и представить, что чувствует этот человек.

Семья, сверстники и воспитатели оказывают большое влияние на социальное и эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте. С помощью различных мероприятий и игр учителя стараются поощрять и мотивировать детей учиться выражать свои чувства, понимать эмоции других людей, устанавливать отношения с людьми из их окружения. Одной из главных задач учителей является помощь детям в развитии их социального поведения. Игра играет очень важную роль. Это дает ребенку свободу выбора и возможность принимать решения. Однако это также требует от них соблюдения определенных правил игры. Играя, они узнают об окружающей их среде и о том, как они могут с ней справиться. Существует множество видов деятельности, которые воспитатели используют в детских садах. Каждое занятие имеет свою цель: либо помочь детям понять различные типы социального поведения, либо научить их быть терпимыми по отношению к сверстникам и ценить различия, развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать с другими.

Вот некоторые из них:

1. Игра в точки. Каждый игрок получает лист бумаги. Ему нужно нарисовать 20 точек так, как ему нравится. Затем он отдает бумагу игроку слева от себя, у которого есть задача связать все точки, чтобы получить какое-то изображение. После этого бумага передается игроку слева, который должен раскрасить полученное изображение и так далее. Когда игра закончена, из всех рисунков можно сделать одну большую картинку и отобразить ее на доске.

Эта игра относится к группе мероприятий, направленных на развитие сотрудничества. Она подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Игра в знакомство поощряет честность и оригинальность. Одним из вариантов этой игры является ложное знакомство, когда двое детей представляются друг другу, как будто они встретились в первый раз. Когда знакомство закончится, каждый ребенок должен сказать о себе две вещи – одна правда, а другая ложь. Его партнер должен угадать, что правильно, а что неправильно.

3. Ролевая игра позволяет ребенку испытать, каково это быть кем-то другим. У него есть возможность понять переживания и эмоции других людей. Как в нее играют? Воспитатель может предложить детям представить себе путешествие по сказке. По его знаку дети меняют свой внешний вид, выражение лица, поведение или какие-то другие детали в зависимости от страны или места, которые они ранее себе представляли: Страна Кокейн (воображаемая страна большой роскоши и легкости), страна художников, старейшин, шахтеров, тишины, темноты,…

4. С помощью игр для самовыражения детей поощряют выражать свои чувства, переживания, потребности, способности и т.д. быть ограниченным. Одна из выразительных игр называется “стихотворение”. Дети выбирают известное, не очень длинное стихотворение, и каждому ребенку дается задание - прочитать стихотворение так, как если бы он был зол, растерян, тщеславен, влюблен.

5. Еще одна интересная игра - волшебник. Дети воображают, что они волшебники и могут делать все, что захотят. Они получают задания по разрешению различных конфликтов – между собакой и кошкой, слоном и мышью, братом и сестрой и т.д. Дети могут разрешать конфликтные ситуации, рисуя, действуя, или они могут придумать знак или слово, чтобы составить заклинание. Эта игра должна помочь детям поставить себя на место другого и проанализировать проблему, увидеть ее со стороны.  

Очень важно поощрять развитие навыков, которые помогут детям научиться быть великодушными, а также тому, как вести себя в стрессовых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Социально-эмоциональное развитие дошкольника

Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей...

Проект по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекци...

Социальное и эмоциональное развитие дошкольников. Компетенции. Диагностика компетенций.

Отличный материал (теоретический). Можно использовать в работе с детьми, для самообразования, для подготовки консультаций для педагогов. 1. Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Н...

Доклад "Создание среды для социально - эмоционального развития дошкольников"

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к пр...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

В данном материале представлена рабочая программа кружка "Я и мир вокруг". Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений...

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...