Картотека зрительной гимнастики.
картотека

Тюкпиекова Тарина Владиславовна

Картотека зрительной гимнастики. Цель: общее оздоровление зрительного аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zritelnoy_gimnastiki.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста.

НА УКРЕПЛЕНИЕ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ.

1.«Горизонтали».

Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы - 5 раз;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 10 раз;
  • подготовительной группы - 10-12 раз.

2.«Вертикали».

Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы - 5 раз;
  • средней группы - 6-7 раз;
  • старшей группы - 8-9 раз;
  • подготовительной группы - 10 раз.

3.«Часы».

Производить движения глаз по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы - не предназначено;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 6-8 раз;
  • подготовительной группы - 8-10 раз.

4.«Пострелять глазами».

Производить движения глаз по диагонали.

  • Для детей младшей группы - 3-4 раза;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 7-8 раз;
  • подготовительной группы - 8-10 раз.

5.«Движение глаз».

Производить движения глаз по квадрату, «змейке», ломаной линии.

  • Для детей младшей группы - 5 раз;
  • средней группы - 6-7 раз;
  • старшей группы - 7-8 раз;
  • подготовительной группы - 8-12 раз.

Для этого упражнения на стене размещают большой квадрат («змейку», ломаную линию).

6.«Круги в темноте».

Закрыв глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками, каждые 3-5 с меняя направление вращения глаз.

  • Для детей младшей группы - не предназначено;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 6-7 раз;
  • подготовительной группы - 8-10 раз.

7.«Глаза закрыты».

Голова неподвижна. Выполнять с закрытыми глазами.

  1. - Поднять глаза;
  2. - опустить;
  3. - повернуть вправо;
  4. - повернуть влево.
  • Для детей младшей группы - не предназначено;
  • средней группы - 4-5 раз;
  • старшей группы - 5-6 раз;
  • подготовительной группы - 6-8 раз.

8.«Жмурки».

Плотно закрыть, затем широко открыть глаза.

  • Для детей младшей группы - 3-4 раза;
  • средней группы - 4-5 раз;
  • старшей группы - 5-6 раз;
  • подготовительной группы - 5-6 раз с интервалом 20-30 с.

Полезно для детей с нарушением зрения ежедневное выполнение зрительной гимнастики на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

Упражнения № 6,7 выполняются с осторожностью, не напрягая сильно веки, не причиняя вреда глазному яблоку. Упражнения должны быть приятными для детей, «ласкающими» глаз.

Дети при выполнении «приятных» упражнений должны полюбить свои глаза. Самомассажу детей нужно учить постепенно, сначала необходимо освоить на куклах движения пальцев.

Зрительная гимнастика на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

  1. «Полюби свои глазки».

Производить круговые поглаживания закрытых глаз (век); начало движения - от внутреннего угла глаза по верхнему веку, подушечками двух, затем трех пальцев.

  • Для детей младшей группы - 5-6 с;
  • средней группы - 6-7 с;
  • старшей группы - 7-10 с;
  • подготовительной группы - 10-12 с.
  1. «Жмурки».

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, открыть широко глаза на 3-5 с.

  • Для детей младшей группы - 2-3 раза;
  • средней группы - 3-4 раз;
  • старшей группы - 5-6 раз;
  • подготовительной группы - 6-8 раз.
  1. «Моргалки».

Быстро моргать глазами, закрыть глаза, спокойно считать. Затем опять моргать.

  • Для детей младшей группы - моргать и считать до 5 раз;
  • средней группы - до 6-8 раз;
  • старшей группы - до 10 раз;
  • подготовительной группы - до 10 раз.
  1. «Трогаем пушинки».

Глаза закрыты. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 с снять пальцы. Не допускать сильных надавливаний.

  • Для детей младшей группы - 1-2 раза;
  • средней группы - 2 раза;
  • старшей группы - 2-3 раза;
  • подготовительной группы - 3-4 раза.
  1. «Расслабление».

Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица.

  • Для детей младшей группы - 5-6 с;
  • средней группы - 6-7 с;
  • старшей группы - 10-12 с;
  • подготовительной группы- 12-15 с.
  1. «Массаж».

Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Затем посидеть с закрытыми глазами.

  • Для детей младшей группы - 5 с;
  • средней группы - 10 с;
  • старшей группы - 15 с;
  • подготовительной группы - 20 с.

Упражнения № 1, 4 выполнять с осторожностью, легко нажимая на верхнее веко.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

Продолжительность данных упражнений не должна превышать трех минут.

  1. «Жмурки».

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с.

  • Для детей младшей группы - 2-3 раза;
  • средней группы - 3-4 раза;
  • старшей группы - 5-6 раз;
  • подготовительной группы - 6-8 раз.
  1. «Моргание».

Быстро моргать глазами в течение 30-60 с. Затем закрыть глаза, отдохнуть 5-10 с.

  • Для детей младшей группы - 5-6 раз;
  • средней группы - 6-8 раз;
  • старшей группы - 10 раз;
  • подготовительной группы - 10-15 раз.
  1. «Слежение».

Поставить указательный палец правой вытянутой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5 с, опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки; медленно сгибая руку, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 с).

  • Для детей младшей группы - 2-3 раза;
  • средней группы - 3-4 раза;
  • старшей группы - 4-5 раз;
  • подготовительной группы - 5-6 раз.
  1.  «Горизонтали».

Отвести правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево, затем снова направо (при неподвижной голове), следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы - 3-4 раза;
  • средней группы - 4-5 раз;
  • старшей группы - 6-7 раз;
  • подготовительной группы - 7-9 раз.
  1. «Сигналы».

Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убран., снова смотреть на кончик носа 5-6 с.

  • Для детей младшей группы - 4-5 раз;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 6-7 раз;
  • подготовительной группы - 8-10 раз.
  1.  «Вертикали - горизонтали».

Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть, отдохнуть 10-15 с.

  • Для детей младшей группы - 4-5 раз;
  • средней группы - 5-6 раз;
  • старшей группы - 6-8 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз;

  1. Смотреть вдаль.

3-5 с для любой возрастной группы. Глаза не напрягать, стараться увидеть как можно больше.

  1. «Часы».

Производить круговые движения глазами по часовой стрелке, следуя взглядом за рукой (на-расстоянии вытянутой руки), следить при этом за кончиком пальца; сделать то же против часовой стрелки.

  • Для детей младшей группы - 3-4 раза;
  • средней группы - 3-4 раза;
  • старшей группы - 5-7 раз;
  • подготовительной группы - 7-8 раз.
  1. «Горизонтали - вертикали».

Совершать движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, голова неподвижна, веки закрыты.

  • Для детей старшей группы - 5-6 раз;
  • подготовительной группы - 6-8 раз.

Игры на развитие прослеживающей функции глаза.

  1. «Прокати шар в ворота».

Дети прокатывают разноцветные шары поочередно в ворота и называют цвет шара, прослеживают движение шара.

  • Младшая группа - 2-3 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый);
  • средняя группа - 3-4 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой);
  • старшая и подготовительная группы - 3-4 раза (шары всех цветов радуги).
  1. «Проследи за движением флажка».

Дети выполняют повороты глазных яблок с использованием тест-объекта «флажок». Цвет флажка дети выбирают сами, по желанию.

а) Флажок на разных уровнях перед ребенком.

Дети переводят взор по диагонали то на красный флажок, то на синий.

  • Средняя группа - 1 мин;
  • старшая и подготовительная

группы - 1-2 мин.

б)        Круговые движения флажком перед лицом ребенка, взор которого направлен на флажок.

  • image6Младшая группа - 1 мин;                                                                
  • средняя группа - 1 мин;
  • старшая группа - 1-2 мин;
  • подготовительная группа - 1-2 мин.

в)        Перевод взора на флажки. Ребенок переводит взор то на красный флажок, то на синий.

  • Младшая группа -1 мин;
  • средняя группа - 1 мин;
  • старшая группа - 1-2 мин;
  • подготовительная группа-1-2 мин.

г)        Приближая и отдаляя флажок от носа, дети следят за ним открытыми глазами, затем отдаляют флажок, отводят его вправо, взор переводят вправо; затем флажок отводят влево, взор переводят влево. Закрывают глаза и пытаются повторить движения глаз.

  • Старшая группа - 1 мин;
  • подготовительная группа - 1-2 мин.

  1. «Обведи контур фигуры».

а)        Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.

б)        Дети обводят с помощью трафарета контур1ы фигур.

  • Младшая группа - по внутренним трафаретам;
  • средняя, старшая и подготовительная группы - по внутренним и внешним трафаретам.
  1. «Проследи за движением машин» («Регулировщик»),

Педагог на разном расстоянии провозит машину, дети поочередно определяют, какой груз везет машина (кубики, мячи, куклы и т. д.).

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • средняя группа - 3-4 раза;
  • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз.

  1. «Проследи, как летит бабочка».

Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за ее полетом.

  • Младшая группа - 3-4 раза;
  • средняя группа - 3-4 раза;
  • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз.

Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием.

  1. «Подбрось мяч и поймай».

Дети подбрасывают и ловят мячи.

  • Младшая группа - 4-5 раз;
  • средняя группа - 5-6 раз;
  • старшая группа - 6-7 раз;
  • подготовительная группа-7-10 раз.
  1. «Проследи за огоньками».

Дети следят за тем, с какого цвета началось включение гирлянды и каким цветом закончилось (используются елочные гирлянды).

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • средняя группа - 2-3 раза;.
  • старшая группа - 4-5 раз; >
  • подготовительная группа -t 5-6 раз.
  1. «Посмотри, как качается фонарик».

Педагог маятникообразно качает фбнарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • средняя группа - 2-3 раза;
  • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз.
  1. Лабиринты разнообразные (простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов). Для младшей и средней групп в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе - заяц, на выходе - домик и т. д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринт ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.

У детей старшей и подготовительной групп выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.

  1. Сбей кегли».

На определенном расстоянии устанавливают кегли. Дети мячом стараются их сбить.

  • Для детей младшей группы устанавливают кегли на расстоянии 1-2 м (3-5 кеглей);
  • средней группы - 2-2,5 м (2-3 кегли);
  • старшей и подготовительной групп – 3-4 м (1-2 кегли).

Игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения.

1.«Кольцеброс».

Дети набрасывают кольца на разном расстоянии. Сначала на близком расстоянии, затем постепенно расстояние увеличивается; кольца должны быть яркими, чтобы ребенок видел их четко.

  • Младшая группа - 3-4 раза;
  • средняя группа - 5-6 раз;
  • старшая группа - 5-6 раз;
  • подготовительная группа - 6-8 раз.

2.Магнитные игры: «Ловись, рыбка!», «Посади бабочку на цветок такого же цвета».

  • Для детей младшей группы - рыбки четырех цветов (красная, синяя, желтая, зеленая). Игра повторяется 3-4 раза;
  • средней группы - рыбки красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Игра повторяется 3-4 раза;
  • старшей и подготовительной групп - рыбки всех цветов радуги. Игра повторяется 3-4 раза.

(То же самое с цветом бабочек и цветка в игре «Посади бабочку на цветок такого же цвета».)

Для усложнения задания можно предложить детям удочки для ловли рыбок и бабочек с разной длиной нити (удочкой с короткой нитью легче ловить, чем с длинной).

3.«Мяч в корзину».

Дети собирают разбросанные мячи в корзину. Игра носит соревновательный характер. Каждому ребенку педагог предлагает собрать мячи одного цвета: одному - красного цвета, другому - синего и т. д.

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • средняя группа - 3-4 раза;
  • старшая группа - 3-4 раза;
  • подготовительная группа - 4-5 раз.

4.«Подбрось мяч вверх и поймай его».

Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием.

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • средняя группа - 3-4 раза;
  • старшая группа - 4-5 раз;
  • подготовительная группа - до 10 раз.

Упражнения для улучшение циркуляции крови в органе зрения.

  1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 с; повторить 6-8 раз.
  2. Быстро моргать глазами в течение 10-15 с, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7-10 с.
  3. Сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
  4. Сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 с.
  5. Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцами верхних век и лба; повторить 6-8 раз.

Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

  1. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторить 8-10 раз.
  2. Медленно перевести взгляд вправо, влево и обратно; повторить 8-10 раз.
  3. Медленно перевести взгляд вправо, верх, затем влево, вниз и обратно; повторить 8-10 раз.

Сделать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях; повторить 4-6 раз.

Упражнения по улучшению процесса аккомодации.

  1. Смотреть обоими глазами вперед в течение 2-3 с, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 с руку опустить; повторить 10-12 раз.
  2. Обоими глазами смотреть 3-5 с на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приблизить его к носу, пока палец не начнет двоиться; повторить 6-8 раз.
  1. В течение 3-5 с смотреть обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 с, а правую руку в это время сгибать и разгибать. То же самое сделать, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
  2. «Метка на стекле». Находясь на 30-35 см от оконного стекла, приклеить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего . через метку, наметить за окном какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 с, затем перевести взор на намеченный объект на 1-2 с, после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренироваться по 5 минут, а в остальные дни - по 7 минут. Повторять систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день.

Упражнение на снятие зрительного утомления.

Упражнения выполнять через каждые 20-25 минут при напряженной зрительной работе. Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

  1. Совершать 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа - налево, затем слева - направо.
  2. Совершать 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх - вниз и вниз - вверх.
  3. Совершать 15 круговых вращательных движений глазами слева направо.
  4. То же самое, но справа налево.
  5. Совершать по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону.

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

  1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно; повторить 10-12 раз.
  2. Выполнять круговые движения глазами в одном и другом направлениях; повторить 4-6 раз.
  3. Часто моргать глазами в течение 20 с.

Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза.

На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку в 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет. Упражнения выполнять 2 раза в день. В первые 2 дня - в течение 3 минут, на третий и четвертый день - 5 минут, в последующие дни - 10 минут. Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом: броски и ловля мяча с передачей партнеру, броски в стенку, в мишень, кольцо; игры в теннис, бадминтон, волейбол, удары ногой по мячу в цель.

Хорошо укрепляют мышцы глаза и следующие упражнения:

  1. Стоя или сидя; расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, убрать ладонь. Проделать те же действия, поменяв руки.
  2. Повторные зажмуривания глаз на 3-5 с, а также массирование век и быстрое моргание улучшают кровообращение, легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 с улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зрительной гимнастики

Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...

Картотека зрительной гимнастики в стихах.

    Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....

КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...