Особенности полоролевой социализации дошкольников
консультация
Данная консультация рассмартивает гендорное воспитание в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук). Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Сегодня в нормативных документах сформулирован социальный заказ к системе дошкольного образования, который заключается в том, что результатом деятельности образовательного учреждения являются не столько знания, умения, навыки, сколько то, насколько у выпускников образовательных учреждений сформированы гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции . По сути, это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации . Исходя из этого, перед Российскими образовательными учреждениями встают важные задачи: • переосмысление сущности процесса образования; • поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.
Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач: воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе; формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания; закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей; поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру; воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями; создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением; обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института; закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования; углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов; формировать здоровое отношение детей к половым отличиям, отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей , как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полоролевого воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе: высокая духовная направленность; комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий; опережающий характер воспитания; учет круга общения детей и источников информации; оптимальное использование всех возможностей.
Работая в дошкольном учреждении более 25 лет, я часто сталкивалась с проблемой полоролевой социализации, интуитивно предполагая, как правильно строить работу с детьми разного пола. На начальном этапе моей работы в детском саду традиционным пониманием сути воспитательной работы в образовательном учреждении был тезис: «Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший». Заинтересовавшись темой, я выяснила, что тогда, в 80-е годы, эта проблема осталась вне сферы деятельности советских психологов и педагогов. Отсутствие у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. А у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному урегулированию конфликтов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.
Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации . Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию. Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности : фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу; маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные , а у мальчиков маскулинные признаки. Процесс половой социализации и развития полового самосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания . Становление полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола. Первое осознание психического пола начинается со второго года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, когда большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой. Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти психические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы, как мы уже отмечали, называют «психическим полом» в отличие от «пола биологического».
У дошкольников разного пола проявляется много и психических особенностей. Ведь процесс полоролевой социализации дошкольников не ограничивается восприятием своего сходства с представителями того же пола и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него включается формирование типичных для пола интересов, предпочтений. Особенно ярко разница в предпочтениях мальчиков и девочек проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца. Изучение игровых предпочтений детей дошкольного возраста отечественными авторами свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм.
В дошкольные годы начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. По каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три - четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых , это полоролевая ориентация , представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых , это полоролевые предпочтения , то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: «Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?» и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.
Важная роль в процессе полоролевой социализации психологами отводится семье, социальным ожиданиям родителей в отношении детей разного пола и воспитательным воздействиям, применяемым ими к своим сыновьям и дочерям. Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы». Роль второго, не менее важного, чем семья, фактора в половой социализации ребенка принадлежит группе сверстников. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих гораздо более жестких, чем у взрослых критериев маскулинности / феминности , сверстники тем самым подтверждают или ставят под вопрос его половую идентичность и половые ориентации. Роль группы сверстников для мальчиков и девочек несколько отлична. Девочки больше, чем мальчики, как известно, тяготеют к семье, к взрослым. Особенно велика роль группы сверстников для мальчиков, у которых полоролевые нормативы и представления обычно более жестки и завышены, чем у девочек.
Можно сделать вывод, что эта проблема безусловно является актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании не только в психологии, но и в педагогике, социальной педагогике, социологии и т. д. Вопросы полового воспитания детей и подростков всегда являлись и по сей день являются камнем преткновения всех образовательных учреждений, а также и семьи. Необходимо активизировать процесс обучения методике воспитательной работы в данном направлении будущих работников образования и будущих родителей. Тогда, со временем, возможно, будут исчерпаны многие социальные, социально-психологические, социально-педагогические и другие проблемы нашего общества. Итак: