Методика Карта одаренности
статья (старшая, подготовительная группа)

Довжикова Анна Валентиновна

Описание методики Карта одаренности по выявлению способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_karta_odarennosti.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

      Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться от 5 до 10 лет.  

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.  
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.  
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".  
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.  
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.  
  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.  
  8. Интересуется механизмами и машинами.  
  9. Инициативен в общении со сверстниками.  
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.  
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.  
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.  
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.  
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.  
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.  
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.  
  17. Интересуется актерской игрой.  
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.  
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.  
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.  
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.  
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).  
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.  
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.  
  25. Хорошо поет.  
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.  
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.  
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.  
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.  
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.  
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.  
  32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.  
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.  
  34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.  
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.  
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.  
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.  
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.  
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

Хорошо понимает недосказанное.  

  1. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.  
  2. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.  
  3. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.  
  4. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.  
  5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.  
  6. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.  
  7. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.  
  8. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.  
  9. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.  
  10. Часто руководит играми и занятиями других детей.  
  11. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.  
  12. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.  
  13. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.  
  14. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.  
  15. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.  
  16. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.  
  17. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.  
  18. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.  
  19. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.  
  20. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.  
  21. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.  
  22. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.  
  23. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.  
  24. Умеет делать выводы и обобщения.  
  25. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  
  26. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.  
  27. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.  
  28. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.  
  29. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).  
  30. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.  
  31. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).  
  32. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.  
  33. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.  
  34. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)  
  35. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.  
  36. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.  
  37. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.  
  38. Любит игры драматизации.  
  39. Быстро и легко осваивает компьютер.  
  40. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.  
  41. Физически выносливее сверстников.  

 

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

 Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной.

Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

•творческая (2-й столбец листа ответов);

•академическая (3-й столбец листа ответов);

•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);

•музыкальная (5-й столбец листа ответов);

•литературная (6-й столбец листа ответов);

•артистическая (7-й столбец листа ответов);

•техническая (8-й столбец листа ответов);

•лидерская (9-й столбец листа ответов);

•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика по методике А.Савенкова "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время....

Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова "Карта одаренности"

Дана общая характеристика диагностики, инструкция по проведению, таблицы с критериями и  обработка результатов....

Экспресс-диагностика по методике Савенкова "Карта одаренности"

Дана общая характеристика диагностики, инструкция по проведению, таблицы с критериями и  обработка результатов....

Экспресс - диагностика по методике Савенкова " Карта одаренности"

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций. Первая и основная функция - диагностическая. Вторая функция - развивающая....

Экспресс-диагностика по методике А.Савенкова "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете колличественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время....

Экспрес-диагностика по методике Александра Савенкова «Карта одаренности»

Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопрос...